Тексти для герменевтичного аналізу. Про які властивості художньої творчості свідчать ці тексти?
Про які властивості художньої творчості свідчать ці тексти? 1. «...Литературными документами являются: всевозможные сообщения, указы, запрещения, описания обычаев, игр, праздников, а также художественные произведения: стихотворения, шванки, новеллы, пьесы как светского, так и Церковного характера. Подобные документы мы будем привлекать как можно чаще, чтобы обосновать, углубить и подчеркнуть наше изложение. То же надо сказать и о современных пластических изображениях. Значение последних является нам не только равноправным, но во многих отношениях превосходящим значение литературных документов. В рисунке и картине мы видим даже самое важное, ибо самое надежное средство пластической реконструкции прошлого. Кроме того, современная картина вместе с тем — единственное и лучшее средство контроля литературных данных. Картина — это самый ясный и самый простой исторический документ. Достаточно привести один пример. Как трудно и сложно описать словесно даже простую моду так, чтобы читатель получил безусловно точное представление. При сличении нетрудно было бы установить, что каждый составляет себе свое особое представление. Когда речь идет о сложной моде, то описание еще затруднительнее и даже самое блестящее оказалось бы еще менее удовлетворительным... Картина обладает еще одним достоинством. Каждое пластическое изображение вызывает в зрителе бесконечный ряд ассоциаций, о которых автор часто сам не думал или которые он игнорировал ради более ясного и простого изображения предмета. Сотни картин воспроизводят не отдельную черту, не отдельное явление из эпохи их возникновения, а охватывают целый мир, целый комплекс характерных фактов, следовательно, часто сами являются историей нравов, из которой каждый умеющий видеть может почерпнуть все новые данные. Картина не только более простой, но более богатый документ.» Е. Фукс. 2. «Природа володіє красою лише в тому випадку, якщо художнє сприйняття наділило її прекрасним. З естетичної точки зору природа багата лише тим, що наше мистецтво позичило їй» Ш.Лало. 3. Про яку функцію мистецтва говорить Л.Толстой: «Искусство – есть умение изображать то, что должно быть, то, к чему должны стремиться все люди, то, что дает людям наибольшее благо… Таких идеалов человечество пережило два и теперь живет для третьего. Прежде всего – полезность: и все полезное было произведением искусства, так оно и считалось; потом прекрасное и теперь доброе, хорошее, нравственное». 4. Про яку сутнісну характеристику художнього образу говорить Гегель: можна «означити поетичне уявлення як уявлення образне, оскільки воно виявляє нашому погляду не абстрактну суть, а конкретну її дійсність, не випадкове існування, а таке явище, в якому безпосередньо через саме зовнішнє і його індивідуальність ми в нероздільній єдності з ним пізнаємо субстанційне».
|