Б) Буквальный и переносный смысл
В Коране и Сунне есть слова, имеющие как буквальный, так и переносный смысл. К примеру, слово Ламс (прикосновение) используется буквально, чтобы указать прикосновение ладонью руки или вхождение в контакт двух объектов, а в переносном смысле — как половой акт. Исходя из этого, ученые придерживались трех разных мнений относительно смысла следующих Аятов Корана: "... или вы прикасались (ламастум) к женщинам и не нашли воды, то совершайте омовение (тайаммум) чистым песком и обтирайте ваши лица и руки" "... или вы касались (ламастум) женщин и не найдете воды, то омывайтесь (тайаммум) хорошим песком, — обтирайте им свои лица и руки... " Этот Аят помещен там, где идет речь о факторах, нарушающих состояние Ууду (Ритуальное состояние чистоты, необходимое для выполнения определенных актов религиозного поклонения в Исламе). 1) Аш-Шафи'и и большинство его учеников считали, что Ламс означает прикосновение рукой или физический контакт. Поэтому, если мужчина произвольно или непроизвольно прикоснулся к женщине или женщина прикоснулась к нему, т.е. произошло прикосновение кожей своего тела к коже ее (его) тела, то в таком случае они оба утрачивают состояние Ууду. 2) Имам Малик и большинство его учеников также считали, что Ламс означает прикосновение рукой. Однако он оговорил, что Ууду прервется только в случае, когда это прикосновение доставило удовольствие, и здесь не играет роли, было ли оно преднамеренным или нет, имел ли место контакт кожи или не имел. Точно такой же была и хорошо известная позиция Имама Ахмада. По принятой ими 3) Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что Ламс в рассматриваемом Аяте означает половой акт и поэтому прикосновение к женщине не прерывает Ууду, независимо от того, возбуждает ли оно чувство удовольствия ("Бидая аль Муджтахид", т. 1, стр. 33—34). Эта позиция основывалась на упомянутом выше Хадисе от Аиши, а также на еще одном из рассказанных ею Хадисов, сообщенных Сахаби Урвой, где говорится, что Пророк (c) поцеловал некоторых своих жен, а затем отправился на Салят, не возобновляя Ууду.(Собрано Абу Даудом ["Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 1 стр.43, № 179), Ат-Тирмизи, Ан-Насайи, Ибн Маджой и подтверждено на достоверность Аль Албани в "Сахих Сунан Аби Дауд" (Бейрут, Ливан: Аль Мактаб аль Ислами, 1989, т. 1, стр. 36, № 165), а также Ахмадом Шакиром в "Джами ас-Сахих" (Бейрут: Дар аль Кутуб аль Илмийя, 1987), т. 1, стр. 133—134)
|