Собрание Фикха. Те же факторы, которые привели к Таклиду, породили и ученых, сводивших свое творчество к простому редактированию и пересмотру предыдущих трудов
Те же факторы, которые привели к Таклиду, породили и ученых, сводивших свое творчество к простому редактированию и пересмотру предыдущих трудов. Книги Фикха, составленные учеными предыдущих времен, сжимались и делались их сокращенные варианты, которые позже были укорочены еще больше для того, чтобы облегчить их запоминание наизусть. Многие из них были срифмованы. Причем труды сжимались до размеров резюме, ставших настоящими загадками для читавших их студентов (т.е. об истинном их смысле студенты того времени могли лишь догадываться). Ученые следующего поколения начали писать пояснения к книгам, изданным в резюмированной и поэтической форме. Впоследствии другие ученые написали комментарии к этим пояснениям, а другие сопроводили эти комментарии сносками. В это время были написаны некоторые книги по основам Фикха (Усуль Аль-Фикх), где очерчивался правильный метод осуществления Иджтихада, а также четко определялись условия для его применения. Однако, заложенные этими учеными условия были до того жесткими, что лишали права на Иджтихад не только ученых — их современников, но и многих из ученых предшествующих поколений, которые делали Иджтихад. В этот период были написаны также немногочисленные книги по сравнительному Фикху. Как и в предыдущий период, в этих книгах собирались и подвергались критическому анализу точки зрения Мазхабов и доказательства в их пользу, после чего их авторы определяли в качестве самых точных те позиции, которых придерживались их собственные Мазхабы. К концу этого периода была предпринята попытка проведения систематизации Исламского права под эгидой Халифов Оттоманской Империи. Был образован экспертный совет из семи высокопоставленных ученых Фикха, которому и была доверена эта работа. Она была завершена в 1876г. и введена султаном в качестве закона, действовавшего по всей Оттоманской Империи, под названием Маджалла Аль- Ахкам Аль-Адиля (Кодексы Справедливости).(Анвар Ахмед Кадри, "Исламская юриспруденция в современном мире" (на англ. яз.), Лахор, Пакистан: Ашраф, Первое издание, 1963, стр. 65) Однако фанатизм Мазхабов сказался даже на этой, казалось бы, благородной попытке. Все ученые экспертного совета были назначены от Мазхаба Ханафитов. В результате этого в вышедшем кодексе законов не нашел никакого отражения вклад других Мазхабов в Фикх. С началом экспедиций Колумба и Васко да Гама западноевропейские государства стали прибирать к рукам источники и пути международной торговли. Впоследствии Мусульманские страны Восточной Азии были поглощены европейскими империалистами, начиная с острова Ява, который достался Дании в 1684г. После того, как Трансильвания и Венгрия перешли из рук Оттоманских правителей к Австрии в 1699г., а также после поражения Оттоманской Империи от России в русско-турецкой войне 1768—1774гг. европейские территории Оттоманской Империи вскоре были утрачены одна за другой. Этот процесс завершился полным распадом Оттоманской Империи во время Первой Мировой войны и ее разделением на колонии и протектораты. Впоследствии европейские кодексы законов заменили Исламские законы во всем Мусульманском мире. Хотя европейский колониализм официально завершился несколько лет назад, Исламский закон так и не нашел применения ни в одной из Мусульманских стран за исключением Саудовской Аравии, где Исламское право было систематизировано в соответствии с Мазхабом Ханбалитов, Пакистана, где законодательство во многом основывается на системе Мазхаба Ханафитов, а также Ирана, где такая систематизация недавно состоялась в соответствии с Мазхабом Джафари.(фикх Мазхаба Шиитской секты Итна Ашрийя (Двенадцатники), ошибочно приписываемый Имаму Джафару Ас-Садику (умер в 765 г. н.э.))
|