Этот этап охватывает примерно шесть веков, начинаясь с разграбления Багдада в 1258г. н.э. и казни последнего Хапифа династии Аббасидов, Аль-Мустасима, и заканчиваясь в середине девятнадцатого века новой эры. На этот период приходится также подъем Оттоманской Империи, основанной в 1299г. н.э. турецким лидером Османом I, до самого ее упадка под ударами европейского колониализма.
Самой характерной чертой этого периода был Таклид (слепое следование какому-либо Мазхабу) и раскольничество (фракционность). Подобная тенденция к вырождению привела к отказу от всех форм Иджтихада и трансформации Мазхабов в совершенно изолированные друг от друга организации, очень напоминающие собой секты. Работы по составлению собраний Фикха в этот период сводились к комментированию предыдущих работ и были направлены на выдвижение отдельных Мазхабов. В результате Фикх утратил динамизм и многие из его положений становились все более устаревшими и неприемлемыми в существующем виде. Чтобы заполнить образовавшийся пробел в правовом регулировании, некоторые Исламские нормы, ставшие неприменимыми, постепенно заменялись законами европейскими. И наконец, с наступлением европейского колониализма и распадом Мусульманской империи, Исламское законодательство было вытеснено европейским. Отдельные реформаторы стремились задержать набегающую волну застоя и упадка, призывая вернуться к изначальной чистоте Ислама и его законов. Однако раскольничество и фракционность продолжаются и по сей день, несмотря на расширение преподавания сравнительного Фикха в учебных заведениях.