Из предыдущих глав мы увидели, что Мазхаб прошел через четыре основных этапа в результате воздействия следующих факторов: условия существования Мусульманского государства (единство, а затем разлад), статус религиозного руководства (единый и ортодоксальный, правоверный, или разделенный и неортодоксальный), а также взаимные контакты между учеными. Когда государство представляло собой единый организм, его руководство было единым и ортодоксальным, а Мусульманские ученые проживали близко друг к другу, тем самым облегчалось их взаимное общение. В те времена существовал только один Мазхаб — вначале это был Мазхаб самого Пророка (с), а затем — Мазхаб каждого из четрыех Праведных Халифов. Позднее, в относительно едином государстве (при правителях из династий Умайядов и Аббасидов) началось разделение руководства на политическое и религиозное, а также рассеяние ведущих ученых по всей империи. Последствием этого стало возникновение многочисленных Мазхабов, поскольку ученые в различных частях государства были обязаны делать Фатвы при отсутствии такого благоприятного фактора, как тесное совещание, бытовавшее во времена, когда взаимное общение не являлось проблемой. Характерно, что этим ученым удавалось сохранять гибкий подход предыдущих времен, безоговорчно отказываясь от своих собственных Фатв в пользу Фатв других ученых, основанных на более достоверных или содержательных Хадисах. Далее, во второй половине правления династии Аббасидов, ученых захлестнуло политическое соперничество, проистекавшее из раскола в государственном руководстве. Ситуация еще более усугубилась поощрением и поддержкой дворцовых дискуссий со стороны государственной власти, когда победители в дебатах и представляемые ими Мазхабы удостаивались особых царственных щедрот. Таким образом, это было ни что иное, как шаг к фанатичной фракционности, печать которой и по сей день сохраняется на многих последователях четырех выживших Мазхабов.