Предлагаемые меры
В итоге всего сказанного думается, что объединенный (единый) Мазхаб и динамичный организм Фикха, обрисованные выше, необходимы, чтобы сделать Мусульманские сообщества развивающимися и полными жизненных сил, объединив их усилия во всем мире для защиты общих интересов человечества и глобализации Ислама. Если исходить из желательности и ценности этих родственных целей - объединения Мазхабов и восстановления динамизма Фикха, какие меры могут быть приняты в направлении достижения этих целей? Во- первых, необходимы слаженные усилия, чтобы истинно объективным путем устранить все различия между ныне существующими Мазхабами и их предшественниками, применив методологию первых ученых в том виде, в каком она была определена ими самими, а также их практику, освещенную в предыдущих главах. Механизм инициации призывов к нужным действиям со стороны просвещенного руководства, которые исходили бы из рядов прогрессивных и влиятельных ученых высокого уровня, следующий: один или несколько человек, преисполненных рвением к переменам по предложенным направлениям, должны будут взять на себя инициативу по вступлению в контакт с другими заинтересованными сторонами с учетом необходимости планирования и организации процедурных деталей. Принимая во внимание современные системные подходы к решению проблем, эти шаги будут включать: объективное определение реальных препятствий для решения; выбор наиболее подходящего решения; определение возможных методов его реализации; выбор самого подходящего метода и затем — практическая реализация решения. На каждом из этапов планирования солгасно подобной схеме выбранные шаги подлежат непрерывной оценке относительно проблем и целей. Очевидно, что задача объединения Мазхабов, а также восстановления динамичного Фикха не допускает упрощенных решений, но с благословением Аллаха эти решения не выходят за рамки возможного. На теоретическом уровне относительно несложно выйти с предложениями об устранеии расхождений между Мазхабами, касающихся толкования и применения Фатв, т.е. их теоретических и практических различий. Прогрессивно мыслящие Исламские ученые в разные времена рекомендовали следующую концепцию, основанную на методологии первых Имамов. Различия как следствие противоречивости или вариантности Фатв Различия в Фатвах отдельных Мазхабов подпадают под две основные категории; во-первых, противоречивость Фатв (Ихтилаф Тададд), когда имеют место совершенно противоположные мнения, которые по логике не могут быть верными одновременно; например, Фатвы, в которых один Мазхаб определяет нечто как Халяль, а другой определяет то же самое как Харам; и, во-вторых, вариантность Фатв (Ихтилаф Танавву), когда "конфликтующие" Фатвы представляют собой приемлемые с точки зрения логики варианты, которые могут сосуществовать, как, например, различные сидячие позы Пророка (с) при совершении Салят, если между Мазхабами существуют расхождения относительно предпочтения какой-либо одной из них другой. Для многих случаев, когда различия проистекали из толкования (буквального или переносного) слов и грамматических конструкций, имеются достоверные Хадисы, в которых точно оговорен изначальный смысл и этому определенному смыслу следует отдавать предпочтение перед всеми остальными трактовками. Аналогично, Фатвы, выведенные при отсутствии соответствующих Хадисов, или основанные на слабых Хадисах, или же выведенные в условиях, исключавших наличие достоверных Хадисов, следует считать не имеющими силы и заменять Фатва-ми других ученых — специалистов в области Фикха, выработанными на основе достоверных Хадисов. Что касается Фатв, основанных на противоречивых принципах или неограниченном применении Кийяса, их следует подвергнуть объективному анализу в свете основополагающих принципов Корана, Сунны и Иджмы Сахаба; Фатвы, согласующиеся с этими принципами, следует принимать, а те, которые им противоречат, должны быть отвергнуты. Вне сферы охвата упомянутых здесь решений остается целый ряд вопросов, по которым существует достаточное количество Фатв, равно подкрепленных Кораном, Хадисами, Иджмой Сахаба или Кийясом. В таких случаях разные Фатвы следует трактовать как имеющие право на существование варианты, применимые сообразно обстоятельствам, если они действительно являются примерами логически приемлемых решений, упомянутых в качестве второй категории различий в Фатвах Мазхабов. Концептуальная база для устранения различий между отдельными Мазхабами может быть лучше всего реализована в учреждениях, занятых объективными исследованиями Фикха — это в первую очередь учебные заведения, в которых все Мазхабы рассматриваются на равных, Исламское право изучается из его первичных источников, а позиции различных Мазхабов анализируются логически и объективно, как это очерчено выше. Если стандарты обучения в таких центрах высоки, тогда можно предпринять действия по решению огромной задачи воссоединения Мазхабов с великолепными перспективами успеха в этом деле. Единый Мазхаб, полностью свободный от фракционности и прочно опирающийся на серьезные знания, сможет дать Мусульманскому миру не только достойных доверия и цельных по натуре руководителей, находящихся у руля власти, но и станет конкретным руководством для различных реформистских движений, направленных на восстановление Божественного Закона, как единственной правомерной базы для управления Мусульманскими странами. Успешно решив задачу воссоединения Мазхабов и применения единого Божественного Закона, мы затем сможем заняться воссоединением Мусульманского сообщества, Уммы, а также восстановлением Хилафа — истинного Халифата. Это обеспечит необходимую основу для исполнения Закона Аллаха на всей планете, если на то будет Его воля.
|