Сегодняшняя ситуация представляет собой переплетение и смесь всех предыдущих этапов. Средcтва коммуникации вновь сблизили Мусульманских ученых, но религиозное руководство на государственном уровне исчезло давным давно, еще когда Мусульманское государство разделилось на националистические образования, каждое из которых имело собственную политическую и экономическую систему государственного управления. Необычайно возросшее Мусульманское население наших дней (по разным оценкам его численность составляет от 800 млн. до 1 млрд.) сплочено верой в Аллаха и Его Пророка (с), а также приверженностью Корану и Сунне. Религиозное управление осуществляется в отдельных государствах через посредство одного из четырех Мазхабов, менее фанатичных чем ранее, но, к сожалению, продолжающих быть фракционными и потому раскольническими.
Однако отмечены и положительные признаки того, что движение в сторону единства, заложенное в Ислам Божественным началом, устремляет Мусульман в сторону возрождения своей религии, как решающего фактора их жизнедеятельности на уровне индивидуума, группы и нации. Многообразие культур, представленных в Мусульманском сообществе, и все большее разнообразие вопросов и проблем, вытекающих из повседневной жизни в стремительно меняющемся мире — все это уже давно заставило Мусульманских ученых почувствовать, что Ислам необходимо возродить для того, чтобы он снова стал наивысшим руководством в повседневной жизни Мусульман во всех частях света, а эта цель достижима только через возрождение динамичного Фикха в том его виде, в котором он действовал во времена, обозначенные нами выше как "Период расцвета". Это подразумевает воссоединение всех Мазхабов и устранение всех следов фанатизма и фракционности, а также возрождение Иджтихада, который вновь сделает Фикх динамичным, объективно выведенным правовым организмом, чтобы отдельные Мусульманские ученые и правоведы — специалисты в области Фикха могли эффективно и стандартно применять Шариат во всех частях Мусульманского мира независимо от конкретных социальных, политических и экономических условий. ------------- Не менее важно и потенциальное влияние подобной реформации - не только на новообращенных в Ислам, но и на молодое поколение Мусульман, считающих себя таковыми от рождения. Если взять первых, они будут избавлены от тупиковых ситуаций, порождаемых противоречивостью Фатв разных Мазхабов, а что касается вторых - они будут избавлены от разочарований, которые несет с собой фракционность, порожденная противоречиями между Мазхабами, а также избегнут стремления полностью отвергнуть все Мазхабы и выдающийся вклад первых ученых.