СПРАВКА. 1) любовный; эротический;
[AMATORY] англ.; прил. 1) любовный; эротический; 2) любящий. От латинского слова «amatorius» с корнем «amare» – «любить.
Слово оказалось далеко не металлическим и не суровым, каким по идее должно быть название тяжелой группы, зато очень созвучно немецким металлистам Crematory, которые тогда пользовались большой популярностью, а вместе с ними и всяким Obituary и Cemetary... А что «любовный» – со временем такие условности стерлись. Сами музыканты позже в своих первых интервью признавались, что их музыка никакого отношения к любви, кроме как к несчастной, не имеет.
Конечно, здесь следует отметить, что в то время в квадратные скобки название [AMATORY] не заключалось – этот элемент появился значительно позже.
Первые репетиции после «реюниона» прошли несколько скомкано – ребята больше дурачились. Перлись от факта, что они играют не в квартире, где соседи то в дверь ломятся, то головой о стену бьются, а на настоящей, блин, точке! Но время шло, появился азарт, а с ним и более структурированные композиции. Женя, как мы уже говорили, пытался сочинять короткие грайндкоровые песни, складывая ноты со всеми пометками и текстами в специально заведенную папку. Он в группе стал по сути лидером – не только играл на гитаре, но и пел, поскольку имел за плечами некоторый вокальный опыт.
Однако новая стилистика вынудила Pj запеть гроулом (вокальный прием; от английского «growl» – рычание). Как вспоминает Денис с Даней, гроул у Жени поначалу был очень низкий. Настолько, что разобрать слова было практически невозможно. При этом они оба удивляются тому, что петь в таком стиле у Pj начало получаться на первой же репетиции, хотя он не слушал такую музыку и особого представления о гроуле не имел.
У Дениса поначалу тоже были некоторые претензии на вокал, но он сам понимал, что Pj и знает больше, и поет лучше, поэтому ему оставались минимальные партии бэк-вокала. Тексты песен были частично на русском, частично на английском – их, как и всю музыку, писал Женя. По истечении нескольких репетиций программа [AMATORY] насчитывала с десяток грайндкоровых песен, которые делились на два вида: несколько номеров секунд по сорок и композиций пять, которые больше остальных походили на полноценные песни с куплетами и припевами. Эту программу ребята гоняли по кругу почти каждый день с трех дня и до девяти вечера – все время, когда был открыт клуб.
Пусть на точку большую часть времени проводили [AMATORY], фактически главной там считалась другая группа – «Новый мир». Играющие в ней музыканты были старше и вроде как отвечали за инструмент перед клубом. Поэтому следующим важным моментом стало появление на точке собственных барабанов Дани.
[STEWART]: Незадолго до моего дня рождения мне позвонила мама и спросила, как я отношусь к барабанам фирмы «Yamaha». Я сразу понял намек: «Мам, я их ужасно люблю». Ближе к декабрю она приехала в Питер и привезла с собой установку «Yamaha Stage Custom». Черную, старого образца. Именно на ней я записал впоследствии альбом «Неизбежность». На ней же свои альбомы записывали группы «Правда» и «Кирпичи». Еще куча команд на ней отыграла концерты. Такой вот культовый статус получила эта установка в питерском андеграунде... Я помню свое счастье, когда мы привезли ее на точку, отодвинув старый «Энгельс» в угол. Типа, ни фига себе, у меня теперь собственные барабаны!
Несмотря на все новоприобретения, в течение зимы 1999/2000 ничего особенно выдающегося с [AMATORY] не произошло. Группа варилась в собственном соку, особо не представляя, каким должен быть следующий шаг. При этом коллективом, в правильном понимании этого слова, наших героев поначалу можно было назвать только с большой натяжкой.
[DENVER]: Отношения в группе были такие... Пофигистские – слишком мягкое слово, чтобы отразить ситуацию. Но в какой-то период – даже не могу сказать, что произошло, – мы сплотились. Наверное, поняли, что мы на правильном пути. Я даже помню момент, как однажды по пути на точку Даня сказал мне, что теперь [AMATORY] у него на первом месте.
В это время начался второй этап воплощения хитрого замысла Дениса и Жени – они начали постепенно интегрировать в музыку «альтернативные» моменты. Даня слегка напрягся («Не нравились мне эти песни жутко»), но отступать было уже поздно. Этот переходный этап в музыке отражен на первом безымянном демо [AMATORY], которое было записано вживую на той же репетиционной точке через микрофон и пульт на двухкассетный магнитофон Дениса. Опыт в записи у ребят был нулевой, поэтому качество получилось ожидаемо ужасным, если не убогим. Однако это был какой-никакой результат и поступательное движение вперед.
Следующим шагом для группы стал состоявшийся 13 апреля 2000 года первый настоящий концерт (если не брать в расчет те два выступления в школе) в клубе «Клим Ворошилов». Попасть в список участников удалось благодаря одному из друзей Pj, который свел [AMATORY] с организатором. Это был один из концертов регулярно проводившегося фестиваля молодых групп «Джем», где [AMATORY] приняли участие за выкуп билетов – классическая для того времени организационная схема, с успехом работающая и сегодня. Выглядит она до неприличия просто. Группы-участницы, которых набирается порядка десяти и даже больше, обеспечивают себе прописку на концерт, выкупая у организатора определенное количество билетов. Что они потом будут с ними делать, продавать или есть, никого не волнует. Организатор отбивает свои затраты и обеспечивает наличие публики на концерте, потому что, как правило, большинство билетов расходится среди друзей музыкантов, а сами группы получают возможность «дать концерт». Точно так же и [AMATORY] – они начинали как все. Выкупили билеты, продали их по себестоимости всем, кого удалось заинтересовать, и попали в список выступающих.
Концертная площадка – а это, напомню, был клуб «Клим Ворошилов» на «Площади Ленина» (минут 20 пешком от Финляндского вокзала) – размещалась на втором этаже Дома культуры при Ленинградском государственном заводе №174 им К.Е.Ворошилова. В советское время на заводе делали танки. Клуб располагал хорошим аппаратом (или, во всяком случае, не предоставлял его молодым командам, опасаясь, что юные дарования его спалят в первый же выход на сцену), вдобавок к этому репутация у заведения была сомнительной, да и вмещалось туда едва ли сотни полторы посетителей. Еще одна особенность заключалась в необычной планировке: каждый входящий в клуб первым делом невольно толкал в спину звукорежиссера, стоявшего тут же, за пультом.
Заветный день наступил, ребята приехали в клуб, и их накрыла неповторимая атмосфера ожидания выхода на сцену. Если группе повезло играть во второй части вечера, в какой-то момент ощущение, что скоро надо выступать, пропадает. Однако рано или поздно звучат слова: «Ребята, на сцену, ваша очередь!»
[STEWART]: Я помню, что куча панков, которые пришли на тот концерт и все время стояли по стенкам, к нашему выступлению уже успели достичь состояния полного пофигизма. Тем не менее, когда мы вышли на сцену и начали играть, многие выдвинулись в центр зала и стали вникать в музыку. Благодаря помощнику звукорежиссера, который пообещал Pj сделать гитарный звук «как у “Алисы”», на нас в тот вечер состоялся первый стейдждайвинг.
В общем, концерт удался, насколько может удаться концерт подобного уровня. И, как результат, группе тут же предложили выступить еще на паре мероприятий. После недолгих раздумий выбор был сделан в пользу концерта в клубе «Рокер», который в том сезоне располагался на станции метро «Фрунзенская» в странном помещении, чуть ли не в церкви.
[STEWART]: Во всяком случае, церковь рядом там точно была... А запомнился мне этот концерт тем, что в том клубе был жутко узкий помост для установки: рабочий барабан четко упирался в яйца без малейшей возможности отодвинуться назад, потому что за спиной сразу же была стенка.
Сам концерт, понятное дело, оказался «фееричным: человек тридцать в зале, звук – полное говно».
Это было второе по счету клубное выступление в карьере и второе, когда группа играла за выкуп билетов. Однако, выделяясь на общем фоне, [AMATORY] сразу же заслужили приглашения поучаствовать в подобных сборных солянках, а это уже немало.
[5]
Третьим по счету стал концерт, состоявшийся в мае 2000-го, – снова фестиваль, на этот раз «Рок-Военмех» в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ). Здесь [AMATORY] отыграли третьими, причем концерт удалось записать на аудиокассету, чтобы потом оценить все плюсы и минусы выступления (как правило, такую платную услугу предоставляли многие клубы). Это была лучшая запись группы на тот момент: барабаны грохотали, гитара жужжала, тарелки звенели, все было слышно и нормально звучало. Сам концерт по статусу участников оказался повыше; там были задействованы более серьезные игроки. История сохранила названия двух из них: Bestial Deform и «Череп».
Знакомство с музыкантами второй группы можно считать главным, что [AMATORY] вынесли из того фестиваля. Найдя с ребятами из «Черепа» общий язык, они вписали их репетировать к себе на точку, а те в свою очередь помогли [AMATORY] с концертами. Поскольку все музыканты «Черепа», равно как и их директор и звукорежиссер в одном лице, Дэн Иванников, работали в магазине «Castle Rock», традиционно тусовочном месте, у них были наработаны необходимые связи. Именно через «Череп» [AMATORY] вскоре вписались на летний байк-фестиваль, который проводился 24 июня 2000 года в Красном Селе.
Красное Село – чудесное местечко под Питером. Естественно, фестиваль проходил на открытой местности – огромном поле, что позволяет охарактеризовать его не иначе как «open air fest». А значит, успех мероприятия наполовину зависел от метеоосадков. С этим [AMATORY] повезло, летний день выдался погожим, но народу на фестивале все равно собралось не так много. Впрочем, отожгли собравшиеся за всех отсутствующих как надо.
ЦИТАТА [STEWART]: Памятный был концерт. Двадцать пьяных байкеров и полное отсутствие водки. Только спирт, ну или в лучшем случае крепленое пиво. Концерт я отыграл с большим напрягом, а все потому, что вместо стула барабанщикам выдали... пенек! Причем спил был не прямым, а под углом – как ни ставь, сидеть все равно криво. Зато после окончания музыкальной части фестиваля разразилась дикая пьяная ночь с пожиранием «дошираков», сваленных в один огромный походный котелок, и спирта. Особенно отличился Дэн Иванников, директор группы «Череп», который настолько хорошо залил за воротник, что ходил как заведенный по местности с топором наперевес, будто выбирая жертву. Остановиться он никак не желал, поэтому мы пошли на крайнюю меру: – Дэн, может быть водочки? – Водочки? Давай! Ему вручили пластиковую бутылку из-под «Колокольчика», наполненную, понятное дело, спиртом. Дэн сделал из нее большой глоток, обиженно выпалил, что это «блядь, не водка, а спирт», и... наконец-таки замертво свалился, превратившись в полную недвижимость. Пришлось его привязать буксировочным тросом к бревну, чтобы оттащить в палатку.
Поскольку концерт в Красном Селе состоялся в июне, это был один из последних сборов группы. Наступило лето, а значит, все по традиции разъехались кто куда. За это время уже Даня подсел на более прогрессивную музыку.
[STEWART]: Первым, что я услышал из альтернативной тяжелой музыки, был саундтрек Limp Bizkit для сиквела «Миссия: невыполнима». А первым полноценным альбомом для меня стал «Follow The Leader» Korn. Одновременно зацепила и сама музыка, и имидж таких команд. Узкие джинсы в облипку и косухи были отложены на дальнюю полку, основное место в гардеробе заняли относительно широкие штаны.
На летних каникулах Pj сочинил несколько новых номеров, которые ребята в сентябре начали разбирать, решив записать на основе этого материала еще одно демо. Запись была сделана в течении сентября/октября 2000-го по совершенно гениальной схеме, в этот раз уже с использованием компьютера – 233-го Pentium’а, стоявшего у Дениса дома. Гениальность схемы сводилась к тому, что сначала под метроном были записаны гитары, после, опять-таки под метроном, бас, на все это наложили вокал, и уже только после этого Даня на точке под метроном отписал барабаны. Более неправильный подход даже нарочно придумать сложно. Записанные треки слили в компьютер и свели в «бета-версии самой отстойной профильной программы, которую только можно представить», как вспоминает Даня.
В это демо, названия у которого не было (или же оно попросту до наших дней не дожило), вошли пять треков; практически все они впоследствии были перезаписаны. Это «Без слез» – самая старая песня [AMATORY], которая потом еще долгое время исполнялась живьем на концертах, «Трансплантаты», «Не доживая», «Лесбис» и «Fight Me» (единственная песня на английском, текст которой, впрочем, состоял всего из нескольких повторяющихся слов). По музыке акцент здесь смещался в сторону альтернативы, а грайнд начал сдавать позиции.
Конечно, получилось все вкривь и вкось, но именно этой демо-записи предстояло послужить [AMATORY] ключом к двери, открывшей группе путь наверх. А наверху тогда была заветная мечта многих молодых коллективов – выступление в клубе «Полигон», считавшемся в Питере настоящим культовым местом. Если попал в «Полигон» – ты в теме. Впрочем, ребята не торопились отдавать туда свою свежую демку, их снедали сомнения. Решиться на этот шаг их окончательно убедил знакомый, работающий в «Castle Rock», – Макс, барабанщик «Черепа». Он послушал кассету, сказал, что музыка крутая, и посоветовал пробиваться на один из фестивалей «Банзай», периодически проводившихся в «Полигоне». Причем срочно.
|