Классическая философия – период, охватывающий эволюцию европейской философской мысли до первой половины XIX в. (до Г.Гегеля включительно), постклассическая – следующий этап. В середине XIX в. в развитии философии мы наблюдаем разрыв.
Давайте сравним базовые принципы и ориентации классической и постклассической философии:
Гармонияиупорядоченность – неотъемлемые атрибуты мироустройства как природного, так и социального; принципиальная возможность их рациональной реконструкции
| Мир может быть негармоничен.
В мире велика роль хаоса и случайности
|
Редукция всего многообразия духовного мира человека к абстрактно-логическому (рациональному) мышлению (разум – это сущность человека и всего социального и культурного)
| Отказ от рациональной аргументации. Иррационализм (человек больше подвержен инстинктам (Фрейд), воли к власти (Ницше) и т.д.). Акцент на интуитивном «схватывании» смыслов
|
Строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истинных субстанциальных оснований сущего (Материя – это вещество, человек – это разум и т.д.)
| Отрицание Метафизики – идея «многомерной реальности». Материя и человек слишком сложны, невозможно найти единственную определяющую и фундаментальную характеристику (признак).
|
Мир познается человеком объективно.
| Отказ от объективизма.Мы признаем, что наше познание мира, самих себя зависит от наших ценностей, пристрастий и т.д. (В психологии, например, относительно одного и того же психического явления различные школы дают разные интерпретации. В современной квантовой физике говорят о том, что физическая реальность может зависеть от наблюдателя (Например: «щелевой эксперимент» суть эксперимента в том, что поток электронов (квантов света) направляют через перегородку с одной или двумя узкими прорезями - щелями на фотопластинку. Если щель одна - на фотопластинке появляется единственная светлая полоска, то есть электроны ведут себя как частицы. Когда две щели - появляется не две, а множество полосок, то есть электроны в этом случае ведут себя как волны. На фотопластинке возникает типичная интерференционная картинка. Любопытно то, что при попытке зафиксировать посредством миниатюрного прибора, через какую щель проходит электрон, интерференционная картинка разрушается (на фотопластинке отображаются две полосы). Словно электроны знают, что “за ними подглядывают или их считают”, и ведут себя как частицы. То есть, "загадочная природа" придает свету квантовые свойства: то свойства волны, то частицы, - в зависимости от условий наблюдения.)
|
Идея о разумности хода истории (формационное представление (любое общество проходит одни и те же стадии развития)
| Отказ от поиска закономерности в социально-историческом процессе, отказ от единого смысла и цели истории, идеи прогресса и т.д.
|
Беспредпосылочностьфилософского знания, так как философия есть высшая форма теоретического освоения действительности, т.к. говорит о самых предельных вещах
| Критика философии как самой высшей формы знания. Философия – «надстроечное» явление в числе других феноменов культуры. Философия может быть пролетарской, буржуазной и т.п.
|
Классика – основные стратегии:
Отправная точка классической философии – Основной вопрос философии – это отношение человеческого сознания к внешнему миру. Решения основного вопроса философии и задает стратегии. И возникают стратегии материализма и идеализма. Для материализма первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно (от Фалеса до материалистов эпохи Просвещения). Общая стратегия идеализма: начиная с Платона и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало, тут могут быть вариации – объективный идеализм или субъективный идеализм (личностное сознание или надличностное сознание).
Следующий вопрос и производные от него стратегии философствования – познаваем ли мир. Мир в принципе познаваем, нет ничего в природе и человеке, что бы было невозможно познать – стратегия гносеологического оптимизма. Вторая стратегия – агностицизма – в разных своих вариациях, основной тезис: знания о мире неполные, недостоверные, несовершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы.
Эта стратегии дополняются методами, основные методы классической философии: диалектический и метафизический методы.
Постклассическая философия.
Основные стратегии:
1. С оциально-критическая. От марксизма к постмарксизму и феминизму. Основная проблематика – общественное развитие. Основная задача – содействие эмансипации (освобождению) человека в социальном плане, прежде всего.
2. Аналитическая, рождается в начале XXв: проблемное поле – языковая реальность. Прежде всего, язык науки. В рамках данной стратегии развивается философия науки. От позитивизма до постпозитивизма и пр.
3. Экзистенциально-феноменологическая стратегия. Обращена к индивиду, личности. Провозглашает независимость и свободу человека, противопоставляет личность и общество.