Студопедия — Средневековье
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Средневековье






В средневековом мировоззрении отношение к природе меняется с точностью до наоборот. Природа в средневековом мировоззрении впервые начинает рассматриваться как прах, лишенный жизни.

В центре мировосприятия средневековья вместо безличного космоса оказывается Бог – создатель всего сущего. Мир природы разделяется на мир небесный и мир земной. Средневековая культура положила начало процессу структурирования изначально единого и неделимого космоса. Она не разрушила гармонию космоса, но начала этот процесс, задав совершенно иной принцип гармонизации. Если гармония античного космоса изначальна, она есть способ бытия сущего, то в средневековье принцип гармонизации уже вне космоса, вне природы, это – Бог. Формируется новая целостность бытия, имеющая иерархическую структуру. В этой иерархии природа заняла нижнюю ступень.

В Средневековом мировоззрении природа начинает рассматриваться как прах, лишенный жизни, впервые человек получает право господствовать над природой. Христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей.

Познание природы человеком средневековой эпохи подобно расшифровке текста. Весь внешний мир – есть знак, символ. Изучение природы становится делом второстепенным по отношениям к истинам откровения.

Природа мыслится как результат творения Бога и нечто более низкое по сравнению с Человеком, поскольку считалось, что только человек обладает божественным началом – разумом. Именно это приближает человека к Богу и дает основание постигать сотворенный («тварный») мир природы. Бог – противостоит природе. Не слияние с природой (Античность), а возвышение над ней становиться основным принципом средневековой культуры. Бог творит природу и может действовать вопреки естественному ходу вещей, т.е. творить чудеса. Если и есть интерес к природе, то в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность.

В рамках такой традиции было закономерным рассматривать отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению – человеческому телу, как к чему-то злому, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Это служило оправданием для негативного отношения к природе, применения насилия к ней.

 

Возрождение

Следующий исторический этап западной культуры - эпоха Ренессанса. В развитии отношения «человек – природа» Ренессанс предстает как своеобразный рубеж, как эпоха перехода от одухотворенного космоса к «нейтральной почве». Прежде чем надолго померкнуть, природа блистала всеми своими красками, она предстала как средоточие красоты и источник радости человека, как объект любви и преклонения, как дом человека.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек вдруг открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, видит в ней – источник радости, наслаждения. Возрождается Античный идеал толкования природы как воплощения гармонии и совершенства, единения человека и природы. Именно здесь вызревают идеи романтизма и эстетического отношения к природе, а отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

 

Новое время

Такое идеализированное отношение к природе было существенно трансформировано в Новое Время, в период становления промышленного капитала.

Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Бэкон: «Знание – сила». Природа утрачивает свой священный характер и как следствие нарушается связь человека и природы.

Такое понимание природы как поля «силового» приложения человека, как объекта удовлетворения человеческих желаний стало доминирующим в рамках Западноевропейской технологической цивилизации вплоть до нашего времени.

К 17 столетию в западноевропейской культуре формируется образ мира как механизма. Природа – как часовой механизм – таков принятый в классической науке образ природы.

Механистические модели мира довольно разнообразны. Образ природы как часового механизма сменил образ паровой машины, затем позднее – к ибернетической, но все равно машины. Заметим, что модель механизма – это наиболее традиционное видение природы с 17 по 20 века.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1208. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия