Современные представления о природе
В связи с открытием явлений самоорганизаций в науке начинает формироваться новый взгляд на природу, появляется перспектива понимания природы как саморазвивающейся целостности, включающей человека. Революция в физике на рубеже 19-20 веков была связана с преобразованием классического стиля мышления и становлением неклассического (современного) естествознания. Природа стала рассматриваться как сложная динамичная система, сам человек полагается уже не дистанцированным от природного мира, а находящимся внутри него. Оказалось, что природа обладает возможностью спонтанной активности. Вместе с тем стало известно, что сложные системы обладают повышенной чувствительностью к флуктуациям (малым возмущениям), благодаря которым микромутации оказывают воздействие на систему в целом. Это вызывает у человека новую заботу, так как исчезли прежние гарантии стабильности мира, подчиняющегося непреходящим законам. Соответственно такому пониманию формируется новый стиль мышления, который обозначают как «нелинейное мышление», связанное с ситуацией выбора и способное отказаться от схемы постепенного, безальтернативного развертывания. Правда, сам факт нестабильности мира не говорит о том, что он не поддается изучению и экспериментированию. Просто природа перестает быть объектом, а превращается в партнера, которого необходимо выслушать. Человек, познавая природный мир, должен не навязывать ему свой язык, а вступать в диалог. Это порождает необходимость отказа от монологического отношения к природе и замене его диалогическим отношением. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Диалогическое отношение к природе является одним из базисных принципов альтернативной культуры, отрицающей основные ценности техногенной цивилизации и ориентирующей современного человека на изменение всей инфраструктуры его социального бытия. Гуманизм, который положен в основание альтернативной культуры, основан на глубоком уважении жизни как индивидуальной, так и «жизни Планеты», которые неразрывно связаны друг с другом. Подобные идеи о гуманном отношении к природе, к космосу разрабатывали в середине 19 века и русские «космисты», которые остро ощущали разрыв между «холодным», технологическим видением природы и человеком. Спасти мир можно только с помощью идеи целостного рассмотрения Универсума, восстановления нарушенных связей между человеком и природой. С точки зрения В.И. Вернадского, идеи господства над природой, рассмотрения ее как независимого от человека объекта, должны смениться идеей гармонизации человека и природы, человека и космоса, возрастанием ответственности человека перед последующей эволюцией Земли – во имя выживания и быстрейшего достижения ноосферы (сферы разумного и гуманного взаимодействия общества и природы) на всей планете и во всех областях, преодоления необратимых, опасных, трагических для человечества процессов. Современная наука, особенно ее междисциплинарное направление, как синергетика, в которой выявляются общие принципы самоорганизации в системах разной природы (электронах, атомах, молекулах, сложных многоклеточных организмах, обществе, технических системах) обогащает эти идеи новыми данными, что позволяет рассматривать мир в целом, Вселенную как единый, целостный живой организм, малейшие изменения в отдельных частях которого незамедлительно сказываются на человеке и на структурной организации природы. В связи с этим на современном этапе возникает необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции Западноевропейской, Восточной культуры, понимания природы как уникального целостного организма, отношение к которой следует строить не с позиции силы, господства и монолога, а с позиции партнерства, сотрудничества и открытого диалога с ней (принцип коэволюции). Природа для современного общества и человека в целом продолжает оставаться основой их жизнедеятельности. Общество при всей своей интеллектуальной мощи и относительной независимости не может существовать и развиваться вне природы.
|