Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Исторически философия возникает как рационально-теоретический и критический тип мировоззрения и особая форма освоения реальности, в процессе развития которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. В этом своем качестве философия оформляется в середине первого тысячелетия до н.э. в противоборстве с такими формами освоения мира (мировоззрения) как мифология и религия. Что такое мировоззрение? Мировоззрение это совокупность наиболее общих взглядов на человека на мир и на место человека в этом мире. Мировоззрение обладает сложной внутренней организацией. В ее структуру входят: знания, убеждения, ценности, эмоции, чувства и пр. Мир отражается в сознании в виде системы знаний, ценностных убеждений и чувственно-эмоциональных представлений. В этом специфика мировоззрения. Мировоззрение развивается вместе с эволюцией человеческого общества, структурировать можно по-разному а) (обыденное мировоззрение, теоретическое мировоззрение). Можно говорить о разных формах мировоззрения: б) общественное, индивидуальное. Основные типы мировоззрения в историческом плане: в) исторически первым типом мировоззрения выступает мифология, затем религия, затем философия. Особенности мифологии: превалирующими над знаниями были убеждения и эмоции, синкретизм – неразрывная связь реального и воображаемого (фантастического) – пример: тотемизм. Мифология апеллирует к воображению, эмоциям. Отличительная черта – образность, художественность, яркость. Наделяет мир сверхъестественными качествами, обожествляя мир. Ориентация не на то как устроен мир, а как он произошел. Мифологическое знание это исторически первая форма освоения духовного мира, на том этапе развития человеческого общества, когда его социальная структура весьма и весьма не развита, и когда его социальная практика (присваивающая экономика, простейшая социальная дифференциация) находится в зачаточном состоянии. В религиозном мировоззрении преодолевается синкретизм, мир в сознании человека разделяется на естественный (материальный, чувственно-воспринимаемый) и сверхественный (идеальный). Возникновение и развитие религиозного мировоззрения связано с усложнением жизнедеятельности общества (переход к присваивающей экономике, усложнение социальной дифференциации – оформление классов, возникновение первых государств и т.д.). В Древней Греции, Индии и Китае в наиболее развитых в экономическом, культурном плане регионах в середине 1 –го тысячелетия оформляется философское мировоззрение. Связано это с развитием городов, появлением социальных групп, которые занимаются исключительно интеллектуальной деятельностью и пр. Основные черты фил. мировоззрения. Превалирование рационального над эмоциональным, духовным. Любая философия призывает не слепо верить, а рассуждать, анализировать. В отличие от мифологии и религии нуждается в обосновании, выработке логических, гносеологических способов обосновании полученных знаний. Следующая черта философии – рефлексия (процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании) – размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования. Критицизм – еще одна черта фил. Рефлексия, критицизм, пересмотр не только результатов, но и методов, которыми эти результаты были получены – отл. черты философии. Природа философских проблем. Философские проблемы весьма и весьма многочисленны, но вместе с тем их можно подвергнуть классификации, и выделить целые проблемные поля: 1. проблемы, связанные с изучением мира природы (ими занимаются натурфилософия, онтология и пр.); 2. проблемы, связанные с изучением социальной реальности (как функционирует об-во, на что может рассчитывать в обществе отдельный человек, как связаны интересы отдельного человека и об-ва, каковы движущие силы общественного развития) (ими занимается социальная философия, философия истории и пр.); 3. Проблемы, связанные и изучением процесса и возможностей познания, в том числе и научного (ими занимается гносеология, эпистемология и пр.); 4. Антропологическая проблематика (что такое человек, смысл жизни, определяющие ценности, нормы и правила поведения и пр.) (изучают антропология, этика, аксиология и пр.) Философия всегда формулировала теоретическое обоснование программы действий человека в мире, реализации должного или желательного, идеального миропорядка и общего склада человеческой жизни. Эта социальная установка философского знания и ее вклад в будущее прогнозируемое направление развития общества и человека не всегда лежат на поверхности жизненных процессов и явлений. Чаще всего они достаточно закамуфлированы, упрятаны в глубине других духовных, культурных целей, задач, ожидаемых перспектив. Но если бросить взгляд на магистральную линию развития человеческого общества за достаточно продолжительный период времени, то эти прогностически-мировоззренческие социальные функции философии выступают весьма наглядно. Сегодня в нашей стране, в мире в целом активно обсуждаются такие актуальные проблемы, как сущность и пути становления гражданского общества, правового государства, свободы личности и т. д. Чтобы понять вклад философии в решение этих проблем, достаточно вспомнить, что они впервые были поставлены во весь рост именно в философии почти триста лет назад в трудах таких крупных философов XVIII в., как Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк. Теоретическое обоснование программы действий человека, провозглашение новых мировоззренческих идеалов и ценностей, выдвигаемых философией, всегда органически связано с нравственностью и другими формами ценностного сознания. Философия берет на себя функцию интеграции, синтеза всего наличного знания и совокупной человеческой культуры, помогает всем отраслям специально-научного знания и отдельным отраслям культуры более четко осознать и наметить как смысл и содержание выдвигаемых ими задач, так и пути и способы их достижения. Реализуя эту методологическую функцию, философия способствует обогащению, приросту как системы имеющегося наличного научного знания, так и достижению новых культурно-творческих результатов.
|