Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА XX. В самом деле, не случайно же в священных канонических книгах нельзя найти





В самом деле, не случайно же в священных канонических книгах нельзя найти

божественного предписания или дозволения на то, чтобы мы причиняли смерть

самим себе даже ради приобретения бессмертия или ради избежания и

освобождения от зла. Когда закон говорит: «Не убивай», надлежит понимать,

что он воспрещает и самоубийство, ибо, сказав это, он не прибавляет

«ближнего твоего», подобно тому, как, воспрещая ложное свидетельство, он

говорит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего

твоего» (Исх. XX, 13,16). Впрочем, и тот, кто дал ложное показание против

самого себя, не должен считать себя свободным от этого преступления.

Потому что правило любить ближнего любящий должен как бы примерять на

себя, ибо написано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. XXII,

39). Если же тот, кто делает ложное показание о самом себе, виновен в

лжесвидетельстве не меньше, чем если бы он дал его против ближнего (хотя в

заповеди, возбраняющей ложное свидетельство, возбраняется ложное

свидетельство именно против ближнего, и людям недостаточно рассудительным

может показаться, что ею не воспрещается лжесвидетельствовать против

самого себя), то насколько же очевиднее выражена мысль, что человеку

непозволительно убивать самого себя, коль скоро в заповеди «не убивай», к

которой не сделано никакого дальнейшего добавления, никто не

представляется исключением, даже и сам тот, кому это заповедуется?

Некоторые стараются распространить эту заповедь даже на животных, считая

непозволительным убивать никого из них. Но в таком случае почему не

распространять ее и на травы, и на все, что только питается и произрастает

из земли? Ведь и этого рода предметы, хотя и не обладают чувствами,

называются живыми, а потому могут умирать, — могут, следовательно, быть и

убиты, коль скоро употребляется по отношению к ним насилие. Поэтому

апостол, говоря о семенах их, пишет: «То, что ты сеешь, не оживет, если не

умрет» (I Кор. XV, 36). И в псалме написано: «Виноград их побил градом»

(Пс. ЬХХУП, 47)*.

Неужели же, слыша заповедь «не убивай», мы станем считать преступлением

выкорчевывание куста и согласимся с заблуждениями манихеев? Итак, если мы,

отвергнув эти бредни, читая заповедь: «Не убивай»,

* В переводах, которыми пользовался Августин, написано: «Виноград их убил

градом».

согласимся, что в ней идет речь не о растениях, ибо ни одно из них не

обладает чувствами, и не о неразумных животных, летающих, плавающих,

ходящих или ползающих, ибо они не могут входить в общение с нами по

разуму, который им не дано иметь наравне с нами, почему их жизнь и смерть,

по правосуднейшему распоряжению Творца, служат к нашей пользе, то заповедь

«не убивай» остается понимать в приложении к человеку: не убивай ни

другого, ни самого себя. Ибо кто убивает себя, убивает именно человека.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 382. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия