Студопедия — Специфика политических традиций России
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика политических традиций России






В работе «Душа России», опубликованной в 1915 г. и переиз­данной в 1990 г., Н.А. Бердяев указал на наличие практически рав­нозначных противоположных ориентации в политическом созна­нии населения России: анархизма (стремления к абсолютной сво­боде) и государственничества (стремления к укреплению государ­ства). Он писал: «И в других странах можно найти все противопо­ложности, но только в России тезис оборачивается антитезисом: бюрократическая государственность рождается из анархизма, раб­ство рождается из свободы» [Бердяев Н.А. Душа России. Л., 1990. С. 16—17]. В этом постоянно воспроизводимом симбиозе своеоб­разного российского либерализма (от лат. liberalis — свободный) и этатизма (франц. etatisme, от etat — государство) и заключается специфика политических традиций России. В российской истории на разных ее этапах создавались и в различных формах воспроиз­водились институты и стереотипы, соответствующие указанным выше ориентациям. Эти ориентации обусловили специфику рос­сийской демократии и автократии. Определения этих понятий см. в § 3.1 гл. 3.

[83]

Демократические традиции России зародились очень давно. Население Киевской Руси, возникшей в IX в. н. э., унаследовало от славянского суперэтноса склонность сообща решать проблемы своей жизни. Византийский историк Прокопий Кесарийский в VI в. н. э. писал, что славяне «не управляются одним человеком, а живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются общим делом» [Откуда есть пошла Русская Земля, 1, 564-565]. Воплощением этой традиции были на­родные собрания. Свидетельства сохранения этого института в древ­нерусском государстве повсеместно обнаруживаются в «Повести временных лет». Так, под 1176 годом содержится утверждение: «Новгородцы бо изначала и смольняне, и кыяне, и полочане и вся власти (волости. — Г.А.) яко же на думу, на веча сходятся» [Полное собрание русских летописей. М, 1965. Т. 1. С. 377]. В конце XII в. во всех славянских землях, образовавших Киевскую Русь, сохраняется отмеченный еще в VI в. Прокопием Кесарий-ским обычай сообща решать вопросы своей жизни на городских народных собраниях — вече. Название этих собраний произошло от слова «вет», которое означает уговор. От этого же слова про­изошло и название другого института — совета. Земский собор в XVI в. называли «советом всея Руси» (высший законосовещатель­ный орган при российском императоре в XIX—XX вв.), Государст­венным советом (сейчас верхняя палата российского парламента называется Советом Федерации). Слово «дума» означает совмест­ное обсуждение вопроса, совещание. С учетом этой расшифровки указанный выше фрагмент летописи можно интерпретировать сле­дующим образом: во всех главных городах земель, входящих в древнерусское государство с начала его образования, действовали народные собрания, на которых горожане сообща обсуждали и ре­шали вопросы своей совместной жизни.

Какие вопросы, говоря юридическим языком, входили в компе­тенцию этих собраний? Известный исследователь Киевской Руси И.Я. Фроянов, подробно изучив значительный эмпирический ма­териал, убедительно показал, что вече решало такие важнейшие вопросы государственной жизни, как объявление войны и мира, призвание и изгнание князей, выборы высших должностных лиц (посадника и тысяцкого), принятие законов, установление размера налогов, заключение межземельных договоров и др. [Фроянов, 166—184]. Вече старших городов, которым подчинялись все прочие города земли (пригороды), управляло значительными территория­ми. Так, Новгородская занимала площадь 350 тыс. км2 (площадь ФРГ составляет 354 тыс. км2).

[84]

Кто собирался на вече? Несмотря на весьма распространенную аристократическую трактовку этих органов, изучение многочислен­ных описаний вече в летописях свидетельствует о том, что на них кроме «бояр» и «мужей» всегда присутствуют «людье» — простолю­дины (см.: Повести временных лет, 997, 1068, 1097, 1113 гг.). С другой стороны, не правы те, кто утверждает, будто по звону вече­вого колокола на вечевую площадь бежали все желающие. Архео­логические раскопки свидетельствуют о том, что на вечевой пло­щади могли разместиться только несколько сот человек, а населе­ние старших городов могло составлять несколько десятков тысяч человек [История России. Народ и власть, 61, 220]. Анализ как отечественных, так и зарубежных источников, содержащих описа­ние этих собраний [Откуда есть пошла Русская Земля, 2, 16; 601; 689], позволяет сделать вывод о том, что участниками веча были только главы семей (домохозяева). Это позволяет предположить, что на вече были пропорционально представлены все слои город­ского населения. Каким же образом действовали эти собрания?

Древнерусский город делился на концы (родовые поселки, из которых он возник) и сотни. Каждое из этих городских подразде­лений имело свое вече, на котором для ведения текущих дел изби­рались старосты (кончанские и сотские). Эти старосты по долж­ности входили в городской совет (совет господ). Например, в Нов­городе, в конце XV в., совет состоял из 50 человек: кончанские, сотские старосты, посадник и тысяцкий, избранные в последний раз (степенные), а также все прежние посадники и тысяцкие. Это был элитарный орган, в который на протяжении длительного вре­мени избирались представители одних и тех же знатных городских фамилий [Ключевский, 2, 68—69]. От городского совета в значи­тельной мере зависел ход веча, однако именно благодаря ему го­родская община подчиняла своей воле князя, а не наоборот, как после упразднения вечевой демократии (1478—1510) и включения территорий бывших городских республик в состав Московского го­сударства. Для выяснения характера взаимоотношений веча и князя проведем сравнительный анализ фрагментов летописей.

В Повести временных лет, год 1097, описан весьма любопыт­ный эпизод. После известного ослепления князя Василько людьми князя Давыда сторонники пострадавшего князя окружили город Владимир, в котором затворился князь Давыд со своей дружиной, и предъявили горожанам требование выдать непосредственных со­участников преступления. Горожане собрали вече и потребовали от Давыда отдать виновных. Князь обманул горожан, ответив, что преступники находятся в другом городе. Когда же выявился обман, то «закричали люди (людье — ГА.) на Давыда и сказали: «Выдай,

[85]

кого от тебя хотят! А если нет, то передадимся (курсив мой. — Г.А.)» [Повесть временных лет, 379]. После этого заявления князь Давыд выдал своих людей, которые были повешены дружинника­ми князя Василько на следующее утро.

Из этого эпизода ясно, что князь был вынужден пожертвовать своими людьми ради сохранения власти в городе, который призвал его на княжение. На языке того времени «передаться» означало призвать на княжение другого князя, хотя бы того, дружина кото­рого окружила город. Очевидно, что эта перспектива и испугала Давыда.

Не менее интересный эпизод описан под 1113 годом. В нем рассказывается, как киевское вече вынудило (со второй попытки) Владимира Мономаха стать Великим князем вопреки обычаю передавать власть по старшинству [Там же, 399]. И, наконец, со­всем удивительное свидетельство можно найти в 4-м томе «Исто­рии государства российского» Н.М. Карамзина. Там приводится «ряд» (договор), заключенный в 1264 г. (уже при татаро-монголь­ском владычестве) новгородцами с князем Ярославом Тверским. В нем написано: «Князь Ярослав! Требуем, чтобы ты, подобно предкам твоим и родителю, утвердил крестным целованием свя­щенный обет править Новым городом по древнему обыкновению... (далее идет перечень условий правления)... Целуй же святый крест во уверение, что исполнишь сии условия; целуй не через посред­ников, но сам, и в присутствии Послов Новгородских. А за тем мы кланяемся тебе, Господину Князю» [Н.М. Карамзин. Соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 4. С. 57—58]. Эти и другие фрагменты летописей свидетельствуют о том, что князья в Киевской Руси даже в период ее распада не были единовластными правителями (самодержцами или автократами). Они были, по существу, наемными руководите­лями администрации, выполнявшими военные, судебные и поли­цейские функции в рамках полномочий и условий, предоставлен­ных им договором, который они заключали с вечем.

Как принимались решения на вече? В.О. Ключевский отмечает, что там «не было правильного голосования», т.е. поднятия рук и подсчета голосов «за» и «против». На основе изучения различных летописных источников можно предложить следующий вариант теоретической реконструкции процесса принятия решений на на­родных собраниях Руси. На вечевой площади все выборные долж­ностные лица и рядовые домохозяева из всех слоев городской об­щины располагались, вероятнее всего, по концам и сотням — как жили и как шли на собрание. После объявления причины сбора все собравшиеся начинали обсуждать вопрос в своих кругах. Ста-

[86]

росты городских сотен и концов постоянно ходили от этих кругов к находящимся в центре площади членам городского совета и об­ратно, обсуждая с ними условия согласия жителей своих районов города с предлагаемыми вариантами решения обсуждаемого вопро­са. Совет собирал и согласовывал предложения всех городских подразделений. Каждая группировка собравшихся выговаривала для себя определенные условия своего согласия с тем или иным «проектом» решения. Вече продолжалось до тех пор, пока собрав­шиеся не приходили к согласию (пока все мнения «не сходились в одну речь») и в текст окончательного решения не вносились по­правки, учитывающие интересы различных частей («партий») го­родской общины [История России. Народ и власть, 104—105]. После такого согласования не было никакой нужды поднимать руки и подсчитывать голоса «за» и «против», потому что все дово­ды сторон были учтены в процессе консультаций, а возражения сняты путем выработки компромиссного варианта решения обсуж­даемого вопроса.

Древнерусское городское народное собрание, существовавшее в период с IX по XV в., а также сельское народное собрание (мир), существовавшее с IX по XX в. [Степняк-Кравчинский СМ. Россия под властью царей // Соч.: В 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 35-39], дейст­вовали на основе консенсуса — процедуры принятия решений путем согласования мнений, а не посредством голосования. Прин­цип единогласия составляет существенную черту демократических институтов России, отличающую их от демократических институ­тов стран Западной Европы, с древних времен руководствовавших­ся принципом подчинения меньшинства большинству. С этой точки зрения становится понятным смысл фразы: «Как на думу на веча сходятся». На собрания собирались для того, чтобы сообща обдумать и придумать наиболее устраивающее всех его участников решение проблемы, затрагивающей общие интересы.

Этот своеобразный демократический порядок, при котором го­сударственная (княжеская) администрация действовала под кон­тролем гражданской общины, был основой Киевской Руси. Он долго сохранялся в различных русских землях в период становле­ния Московского государства и был окончательно упразднен на подчиненных последнему территориях только в конце XV-начале XVI в. На территории Литовско-Русского государства он в изме­ненном виде просуществовал еще дольше [см.: Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского. СПб., 1993]. Таким образом, можно утверждать, что с IX по XV в. на террито­рии древнерусского государства существовал (полностью или час­тично) демократический режим правления. В XVI в. он был заме-

[87]

нен автократическим режимом, при котором государственная ад­министрация стала контролировать жизнь гражданского общества. Этот переворот произошел при Иване Грозном (1530—1594), пер­вым из великих князей провозглашенным царем в 1547 г. (до этого на Руси царями называли только верховных правителей Византии и Золотой Орды).

Но установление автократического режима не смогло полнос­тью упразднить демократические традиции (привычку сообща об­суждать и решать все вопросы жизни). Прошло всего 40 лет после уничтожения Василием III последней вечевой республики, и его сын Иван IV через три года после венчания на царство (1550) вы­нужден был созвать первый Земский собор — высший орган со­словного представительства, рассматривающий важнейшие общего­сударственные вопросы. Первоначально этот орган был расширен­ным вариантом прежней княжеской дружины и представлял собой по преимуществу совещание царских функционеров [Ключевский, 2, 354—361]. Даже на избирательном соборе 1598 г. (избрание на царство Бориса Годунова) преобладало представительство по долж­ности, а не по выбору: военно-служилое сословие из различных регионов (земель) — 52%, духовенство — 22, бояре — 10, москов­ское чиновничество — 9, торгово-промышленное сословие — 7% [Там же, 8, 323]. Может быть, именно из-за элитарности этого со­бора власть Годунова не стала легитимной для большинства жите­лей страны, началась многолетняя гражданская война, в которой, по мнению некоторых историков, погибло почти 50% населения. Однако Земский собор 1613 г., на который были приглашены вы­борные представители всех сословий (всех чинов), положил начало новой правящей династии и спас тем самым монархию в России.

Наибольший интерес представляет механизм работы этого со­бора. Собравшиеся в Москве избранные на местных сходах и съездах представители всех сословий государства долго совеща­лись, рассматривая каждую из шести кандидатур на должность царя. В конце концов определили критерии выбора наиболее под­ходящего претендента, «чтобы всем был люб», т.е. устраивал все соперничавшие в борьбе за власть группировки, и «чтобы был природным царем», т.е. связанным родственными узами с преж­ней правящей династией. В итоге остановились на Михаиле Рома­нове, поскольку его назначение не усиливало одних в ущерб дру­гим, а его дед, Никита Романов, был родным братом царицы Анастасии. После согласования этого предварительного выбора с представителями «всех чинов» Земский собор решил тайно вы­явить мнение всего народа. Для этого во все земли отправили гонцов, которые должны были доставить в Москву от каждой из

[88]

них письменное заключение насчет того, кого они хотят видеть своим государем. На этой основе было принято окончательное ре­шение [Ключевский, 3, 57—60]. Таким образом, избрание главы государства было проведено на альтернативной основе и с учетом результатов своеобразного всероссийского референдума. Мы видим, что Земский собор в XVII в. (как и вече в IX—XV вв.) использовал для избрания царя процедуру консенсуса.

В работе Земского собора 1613 г. отчетливо проявился меха­низм, который условно можно назвать «антикризисным кругом российской политики» (см. далее описание разрешения правитель­ственного кризиса в декабре 1992 г.). Кстати, народное собрание российского казачества с XVI по XX в. называлось именно кругом. В казачьих регионах России Войсковой круг (всеказачье народное собрание, в отличие от местных станичных и хуторских кругов) просуществовал намного дольше веча — до 1775 г. После февраль­ской революции 1917 г. он возродился в несколько измененной форме, а окончательно был упразднен вместе с кругами станиц и хуторов только после установления советской власти. С началом демократических реформ последних лет жители бывших казачьих территорий восстановили этот институт [Маркедонов СМ. Казачий круг как политический институт//Полис. 1996. № 1. С. 151—163]. Круг выражает соответствующую российской политической тради­ции модель гражданского соучастия, которая дает представителям всех социальных и этнических групп равные возможности влияния на процесс принятия решений.

Земский собор как политический институт был упразднен лишь в ходе реформ Петра I, способствовавших созданию системы не­ограниченного господства государственного аппарата — империи (1721—1917). Власть императора (от лат. imperator — повелитель) опиралась не на поддержку и сотрудничество различных общест­венных классов и народов, а на силовые структуры: армию, поли­цию, жандармерию, тюрьмы, каторгу, с помощью которых обеспе­чивалось беспрекословное подчинение всего населения страны воле одного человека. Эта система была весьма эффективной в плане поддержания единого порядка в различных регионах стра­ны, однако она не могла обеспечить согласование интересов раз­нородного населения этих регионов. Через 196 лет она пришла в такое непримиримое противоречие с повседневной жизнью подав­ляющего большинства населения, что, по существу, вынуждена была самоликвидироваться (отречение Николая II от престола) в феврале 1917 г. [Бердяев, 109—110]. Церковные идеологи считают, что полный разрыв Петра I с прежними традициями является причиной гибели России [Архиепископ Серафим (Соболев). Рус-

[89]

екая идеология. СПб., 1992. С. 81-82]. Однако эти утверждения не совсем правомерны. Петровские реформы, как и реформы Ивана Грозного, означали разрыв только с демократическими тра­дициями, а не со всякими политическими традициями вообще. Эти и последующие действия сохраняли и развивали традиции противоположного характера — автократические. Эти традиции связаны с верой населения России в особую роль главы государ­ства. Автократия в функциональном плане означает единоначалие, без которого невозможно поддерживать порядок в государстве. В этом плане прав Иван Грозный, утверждавший в своих письмах к Андрею Курбскому, что именно многовластие погубило Киев­скую Русь, что, когда в «каждом городе были свои начальники и правители», страна не могла мобилизоваться ни для отражения внешней агрессии, ни для решения внутренних проблем [Пере­писка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 134—135].

Как уже отмечалось, спецификой России является взаимообу­словленное сосуществование (симбиоз) автократии и демократии. В данном случае эти противоположные начала политической жизни порождают и поддерживают друг друга. В течение истории нашего государства демократия, не уравновешенная автократией, обычно превращалась в охлократию (власть толпы), а автократия, не уравновешенная демократией, — в деспотию (неограниченную единоличную власть). Обе крайности в конечном счете приводили к катастрофе — полному разрушению несбалансированной формы государства. Ликвидация упомянутых выше земских соборов погу­била империю в условиях династического кризиса 1905—1917 гг., когда не было органа, способного легитимировать новую динас­тию, как это произошло в 1613 г. Полный отказ от монархии при­вел к вакууму власти (анархии) в период с февраля по октябрь 1917 г., в конечном счете погубил молодую российскую парламент­скую демократию и породил культ личности Сталина.

А.Н. Бердяев справедливо отмечал, что советская автократия является преемницей автократии монархической, сначала полнос­тью разрушившей демократические институты страны, а затем без­успешно пытавшейся их возродить в условиях общенационального кризиса 1905—1917 гг. Первый российский парламент (англ. parlia­ment, от франц. parler — говорить) — Государственная Дума, была не законодательным, а законосовещательным органом, избирае­мым на неравноправной основе (один голос помещика был равен 3 голосам городских буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам ра­бочих). С 1906 по 1917 г. Дума трижды распускалась по указу им­ператора, но так и не смогла преодолеть пропасть между царской властью и народом, которую сама эта власть создавала в течение

[90]

нескольких столетий. Советская демократия, изначально исклю­чавшая всякое единовластие [Первый Совет рабочих депутатов. М., 1985], была уничтожена унаследованным от царского самодер­жавия аппаратом управления (о живучести этого аппарата писал Ленин в известном «Письме к съезду» [Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 347]. В свою очередь созданная режимом личной власти централизованная административная система, не учиты­вающая национальную и региональную специфику, была разруше­на в ходе либеральных реформ 80—90-х годов XX в. (перестройки) именно национальным и региональным сепаратизмом. Нерастор­жимость автократии и демократии порождает парадоксальный спо­соб политического действия: царь Иван Грозный созывает «совет всея Руси» для укрепления своей «самодержавной» власти, Гене­ральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев вводит многопар­тийность для повышения эффективности руководства страной; де­мократическое движение в 1613 г. возрождает царизм для обеспе­чения мира и согласия в стране, а в 1993 г. порождает суперпрези­дентскую республику для окончательного преодоления тоталита­ризма.

Автократические традиции сформировали у населения привычку персонифицировать власть и делать ставку на сильных (эффектив­ных) руководителей государства. Подобные руководители пользо­вались популярностью в России из-за низкой политической мо­бильности демократических институтов, которая в свою очередь была обусловлена качественной неоднородностью (этнической, культурной, религиозной, региональной) населения страны. С точки зрения классической западной модели либеральной демо­кратии последняя вообще проблематична в подобных (фрагмента -рованных) обществах. Однако, несмотря на это, в России возник­ли и в той или иной форме воспроизводились своеобразные демо­кратические институты, обеспечивающие согласование многооб­разных интересов различных частей населения. В то же время эти институты не в состоянии обеспечить эффективность управления. Именно из-за качественного многообразия страны эту функцию могут осуществлять лишь единовластные правители. Поэтому де­мократическое движение России в ходе либеральной политической реформы возродило не только российский парламентаризм в форме Государственной Думы и Совета Федерации, но и легитим­ную автократию в форме всенародно избираемого главы государст­ва — Президента. Краткая история этих институтов свидетельству­ет о наличии множества проблем в их взаимоотношениях, а также ° том, что они могут успешно осуществлять свои функции только На основе взаимной поддержки.

[91]

В условиях современной России разделение властей должно быть уравновешено сотрудничеством властей. Примером такого со­трудничества могут служить события 10—14 декабря 1992 г., свя­занные с преодолением правительственного кризиса, обусловлен­ного началом радикальной экономической реформы и проведени­ем так называемой шоковой терапии, в ходе которой произошло многократное повышение цен на большинство товаров и резкое снижение уровня жизни значительной части населения [Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994. С. 119—130]. Для выявления наиболее приемлемого кандидата на должность главы правительства (вместо Е. Гайдара) фактически была приме­нена та же политическая технология, что и на Земском соборе 1613 г. (антикризисный круг). Сначала от каждой из 17 фракций Съезда народных депутатов было выдвинуто по одному кандидату на пост главы правительства. Затем Президент провел согласова­ние этих кандидатур с руководителями всех российских республик, краев и областей (сейчас они называются субъектами Федерации), после которого он оставил в списке претендентов только 5 фами­лий. По этому списку провели предварительное мягкое рейтинго­вое голосование среди всех народных депутатов. По итогам голосо­вания Президент отобрал 3 кандидатуры, получившие максималь­ное количество голосов «за» и минимальное — «против». Затем он снова провел консультации с руководителями республик, краев и областей и после этого предложил Съезду народных депутатов из­брать на должность главы правительства B.C. Черномырдина. В ре­зультате голосования за эту кандидатуру высказался 721 (более 3/4 всех присутствующих) депутат, против — 172, воздержались — 48.

Этот эпизод жизни современной России свидетельствует о жиз­неспособности стереотипов политического действия, возникших в далеком прошлом. Сохраняются, конечно, и другие стереотипы, проявившиеся во время вооруженного столкновения сторонников Верховного Совета и Президента в октябре 1993 г. История не­однозначна, а действие политических традиций модифицируется сложившейся социальной ситуацией. Политический кризис 1993 г. возник под воздействием продолжающегося экономического спада, разрушения сложившейся социальной структуры общества, усиле­ния имущественного расслоения и резкого ухудшения условий жизни. Кризис разрушил баланс политических сил, достигнутьш в конце 1992 г. Следует отметить, что кризисные явления периоди­чески возникают в жизни каждой страны, и в каждой стране суще­ствуют специфические политические технологии преодоления этих кризисов (см.: пример США и стран Западной Европы в § 4.1 дан­ной главы). Подобная технология есть и в России — это сотрудни-

[92]

чество («симфония») властей, примером которого могут служить вышеупомянутые события 1613 и 1992 гг.

Политические традиции являются важной, но не единственной детерминантой политической жизни людей. Не меньшее влияние на нее оказывает характер социальной стратификации, которая представляет собой процесс и результат расслоения населения на неравнозначные по статусу группы.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.046 сек.) русская версия | украинская версия