Какие особенности внешнеполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить.
В 1680 г. престол Казахского ханства перешел к сыну Жангира, хану Тауке. Новый правитель был достаточно сильным ханом, дальновидным политиком и умным дипломатом. Тауке-хан в отличие от своих предшественников стремился укрепить свою власть с помощью представителей степной аристократии — биев, составлявших значительную элитарную социальную группу в ханстве. Институту биев в казахском обществе традиционно отводилось большое значение. Бии играли значительную роль в отправлении обычно-правовых, хозяйственных, военных и идеологических функций. Они, однако, не принадлежали к ветви Чингизидов. Окружив себя биями, Тауке через посредсгво «совета биев» повел борьбу против сословия Чингизидов, открыто выступавших против ханской власти. Совет биев существовал задолго до Тауке-хана, по народным преданиям с легендарных времен Майкы-бия. Это высокое собрание созывалось не часто, по мере особой необходимости при решении важных вопросов. Тауке предпринял серьезные попытки в упорядочении деятельности бийских советов. Он установил места проведения советов и время созыва съезда биев. Как важнейший орган хана совет биев проводился всегда в той или иной ставке Тауке-хана: в Битобе около г. Туркестана, Мартобе около г. Сайрама и Культобе вблизи г. Ангрена Сырдарьинской области. Тауке-хан совет биев превратил в важнейший орган, подчас с совещательными функциями, при этом значительно расширив права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев стал постоянным учреждением, в задачи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики Казахского ханства. Решения совета биев имели обязательную силу. Ни одно из его решений и постановлений никем не отменялось до следующего высокого собрания. Тауке повел политику, направленную на привлечение наиболее влиятельных биев к делам ханского двора и государства путем уступки им части ханских полномочий. Хан Тауке начал успешно созывать совет биев, прежде всего с участием наиболее влиятельных трех казахских жузов. В Старшем жузе был непоколебим авторитет Толе-бия, в Среднем — Казыбек-бия, в Младшем - Айтеке-бия. Их мудрость и решимость были направлены на преодоление тяжких испытаний ханства, в частности, на объединение сил казахского народа против ойратского нашествия. В этом плане вряд ли можно переоценить значение совета биев в таком важнейшем политическом акте, как объединение трех жузов. Наряду с этим Тауке-хан перешел к расширению «бийско-батырской базы» своей политики и власти. На созываемые советы стало приглашаться множество средних биев и военачальников — батыров родовых структур. Защищая интересы бийских групп, Тауке вместе с тем укреплял свою власть. Все это давало возможность усилить влияние верховной власти на казахские племена и кочевые коллективы. Таким образом, предпринятые им преобразования во внутренней политике казахского общества представляли собой целеустремленную попытку централизации ханской власти. Значительная группа казахской знати во главе с ханом Тауке была заинтересована в развитии торговли со Средней Азией. Примерно с 1687-1688 гг. Тауке вел переговоры с бухарским ханом Субханкули по поводу Ташкента. В Присырдарье ханская власть Тауке была достаточно прочной, и г. Туркестан был его столицей. Упорно и настойчиво хан Тауке добивался русско-казахского сближения. Лишь в 1686-1693 гг. он отправил в Сибирь пять посольств. При этом Тауке совершенно реально определял свою заинтересованность в укреплении русско-казахских связей на началах равенства. Несмотря на трудности, связанные со взаимными нападениями, сопровождавшимися грабежами и убийствами мирных жителей, угоном скота и взятием в плен сотен людей, мирные отношения между Россией и Казахским ханством в целом сохранялись. Обмен посольствами на рубеже ХVІІ-ХVIII вв. расширил политические и торговые связи между двумя странами. В период правления Тауке-хана обострились казахско-ойратские отношения. При правлении Галдан-Бошокту (1670-1697), в особенности после прихода к власти его преемника Цеван-Рабтана (1697-1727) казахско-калмакские отношения вновь резко обострились. С 1698 г. началась новая полоса вооруженных столкновений между ойратскими и казахскими правителями. Джунгарская военная знать стремилась овладеть Южным Казахстаном, территорией, по которой проходили важные торговые пути и где находились значительные торговые центры. Казахские города Сыгнак, Туркестан, Отрар, Сайрам, в особенности Сузак, превратились в своеобразные стратегические пункты в борьбе с Джунгарией. Отдельные удачи хана Тауке в борьбе с ойратами не принесли ему большого успеха в войне, инициатива в которой принадлежала ойратам. Калмакско-казахские сражения следовали одно за другим. Наиболее значительные из них имели место в 1711—1712, 1714, 1717 гг. Джунгария несла серьезную угрозу казахам. В 1718 г. умер Тауке-хан, последний из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза. При Тауке функционировало относительно централизованное Казахское государство. «Жеты-Жаргы». В правление хана Тауке были кодифицированы и дополнены нормы обычного права казахов. Составленные законы известны под названием «Жеты-Жаргы», что буквально означает «семь установлений». В них были закреплены основные принципы и нормы патриархально-феодального права средневекового казахского общества. В научной литературе этот юридический документ именуется «Уложением хана Тауке», или «Законами хана Тауке». В источниках нет сведений о том, кто был автором «Уложения». По историческим преданиям, его творцом принято называть хана Тауке, который будто бы собрал в урочище Культобе биев — представителей трех жузов, и они соединили «старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы, называемые «Жеты-Жаргы». Трудно сказать что-либо определенное об источниках «Уложения хана Тауке»; некоторые ученые ищут их в Ясе Чингиз-хана, другие говорят о полной независимости «Жеты-Жаргы» от Ясы. Поскольку Яса представляла собой продукт обычного права, то, естественно, что его традиционные нормы, вошедшие в свое время в состав Ясы и не потерявшие своего значения в условиях казахского общества конца XVII в., были учтены составителями «Жеты-Жаргы», но в соответствии с требованиями своего времени. Очевидно, в качестве основного источника «Жеты-Жаргы», скорее всего, следует рассматривать старое обычное право казахов, а также неписаные законоположения казахских ханов, предшественников Тауке. В законы вошли в основном установления, отвечавшис потребностям военно-политической и социальной жизни казахского общества XVII в. Создание «Жеты-Жаргы» преследовало цель приспособить существовавшие нормы обычного права к новым потребностям казахского феодального общества. В «Уложении» хана Тауке, таким образом, были юридически закреплены социальные и правовые нормы казахского общества того времени. «Жеты-Жаргы» содержат нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, т.е. в нем охватывались все стороны жизни казахского общества.
51. Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVI в. Вы можете отметить? Середина и вторая половина XVI века отмечены в истории Казахского ханства практически беспрерывными и не всегда удачными территориальными войнами с Могулистаном, Ногайской Ордой и Бухарой. К этому периоду относится ряд серьезных поражений казахских владетелей от узбеков,моголов и калмыков, следствием чего явились гибель целых султанских фамилий, потеря казахами части своих кочевий. В этот тяжелый для казахов период остро проявилась потребность в сильном и волевом лидере, который сумел бы укрепить и объединить разрозненные и ослабленные части ханства. Именно таким лидером оказался Хак-Назар хан (1538-1580) – сын Касым хана, внук Жанибек хана. Придя к власти, Хак-Назар начал активную деятельность по объединению казахских народов. В 50-х годах возникли междоусобицы среди мангытских мурз. Часть их хотела перейти в русское подданство, часть ориентировалась на казахов. В итоге большая группа ногайских народов откололась от юрта и принела казахское подданство. Значительно усилившись, Хак-Назар в 1568 году совершил поход против Мангытского Юрта и закрепил за собой земли Северного Приаралья. В период 1555-1558 годы войска Хак – Назара держали в постоянном напряжение правителя Ташкента, Наурыз-Ахмета. В этот же период разворачивается борьба с Сибирским ханом шайбанидов Кучумом. После ряда походов Хак-Назару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Кроме того, под его власть перешла большая часть башкуртских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства. На северо-востоке Хакназар вел войну с войсками калмыков, они постоянно набегали на Казахское ханство. Кроме того, Хакназар мужественно выступил в схватке с могущественным Могулистаном. В итоге казахи в середине XVI века не только занимали среднее течение реки Сырдарьи, но и кочевали в Могулистане. Попытка вытеснения казахов из степей Могулистана послужила причиной казахо – могольской войны. В этой войне был разгромлен Абдурашид – хан, давний обидчик казахов и киргизов. В одном сражении было полностью истреблено войско под предводительством Абдулатифа султана, сына Абдурашид-хана. Результатом победы Хак-Назара над Могулистаном, контролировавшим весь Восточный Туркестан и претендовавшим на Семиречье, явилось то, что государство Великих Моголов было отброшено за хребты Тянь – Шаня. В 1569 году Хак-Назар произвел нападение на ногаев. В результате победы границы Казахского ханства расширились до междуречья Волги и Урала. В состав ханства вошла часть башкирского народа. В 1577 г. Хак-Назар начинает второй поход против ногайцев с целью захватить низовья Волги и Урала. Одной из самых драматичных (трагических) страниц жизни Хак-Назар хана является его война с Ташкентской ветвью династии шайбанидов в чьих руках находились важные города Ташкент, Туркестан, Фергана. Правил данными территориями сын Наурыз – хана Ахмет Баба. В 1579 году правитель Ташкента Баба султан, зажатый с одной стороны казахами, с другой войсками Абдаллаха Бухарского, потерпел поражение и удалился на север. Баба султан решил отомстить Хак-Назару и приказал убить прибывших для переговоров двух сыновей Хак-Назара, и вскоре, в 1580 году от рук наемного убийцы пал и сам Хак-Назар хан. Так закончился славный путь великого сына казахского народа хана Хак-Назара. В народных преданиях имя Хак-Назар хана окружено славой. Память о нем сохранилась не только у самих казахов, которые относят образование трех казахских жузов ко времени его правления, но даже у башкир и ногаев. Несмотря на вспыхивающие постоянно войны Хак-Назару удалось объединить распавшееся после смерти Касым хана Казахское ханство. К концу его правления границы ханства на западе проходили по Уралу (Жаику), на севере – Есилю и Нуре, на востоке – Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения в плотную подходили к Ташкенту. Кроме казахов ему подчинялась часть башкиров и кыргызов. При нем развивались торговые и культурные связи между близкими в этническом отношении кочевым и оседлым населением Центральной Азии. Хак-Назару наследовал Шигай – хан (1580-1582) – сын Жадик султана, внук Жанибек хана. Таукель – хан (1582-1598) сын Шигай хана. Затем на престол пришел брат и наследник хан Есим (1598-1628).Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в своем Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Через несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Если хан начал войну против каракалпаков и в 1613 году вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи. В 1613 году правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрух. Одновременно начались набеги ойратских племен. В конце XVI века западно-могольские племена ойратов продвинулись далеко на запад по территории Казахстан. Их улусы появились на Есиле, Ертысе, Тарбагатае и Тянь-шане. Уже в начале XVII в. ойраты совершали набеги на среднеазиатские государства и кыргызские кочевья. В 1604 году ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. Окрепнув, Турсын хан начал войну против Бухары. В 1621 г. казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не сумели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 г. ойратские войска. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. Временно установилось равновесие между противниками. Есим хан заключил мир с ойратами и даже организовал совместный с Турсыном поход на Андижан, пытавшийся отделиться от Казахского ханства. Однако их отношения все более обострялись. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов, Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими приближенными. Есим ненадолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 г. Он похоронен в Туркестане возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. После смерти Есим хана в 1628 году Казахское ханство раздирали усобицы. Ташкентом и его окрестностями правил Аблай султан, казах, владевший Андыжаном. Власть перешла к сыну Есима – Жангиру (1628-1652). Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ назвал его «Салкам Жангир» («Внушительный»). Как свидетельствуют историки, для Жангира были характерны такие качества, как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Эти качества поставили его имя в ряд с именем его отца и спасли казахские племена от междоусобицы и внешней угрозы. Точная дата провозглашения Жангира ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения.
|