В XV-XVII в в. казахи вели кочевое и полукочевое скотоводство в соответствии с природно-климатическими условиями зоны сухих степей и полупустынь. Маршруты и годичные циклы кочевания cо сменой сезонных пастбищ нередко менялись под влиянием, главным образом, политических событий. В целом, очертания границ казахских родов охватывали территорию от Поволжья до Алтая и Тянь-Шаня, от берегов Сырдарьи до Сибири. Следует так же отметить, что в начале XV в. территория Казахского ханства была гораздо меньше, чем территория расселения тюркских племен, которые вошли в состав государства позднее. Включение в Казахское ханство территории от северных границ Хорезма до р. Жайык (Урал) произошло при Хак-Назар хане (1538-1580 гг.); Вхождение Ногайского юрта связано с окончательным упадком Ногайской Орды. Таким образом, только в середине XVI в. окончательно сформировалась этническая территория казахов в виде трех казахских жузов - носителей определенных хозяйственно-культурных укладов. С начала самостоятельного существования Казахское ханство активно боролось за присырдарьинские города. Они играли в жизни кочевого Населения многоплановую роль: Сыгнак был «торговой гаванью» Восточного Дешт-и Кыпчака, Ташкент (Шаш), Туркестан (Яссы), Сайрам, Отрар относились к числу крупных торгово-экономических центров Юга Казахстана. Кочевники Казахстана с южными городами и оазисами были связаны, прежде всего, торговыми отношениями, через эти города проходили транзитные торговые пути Йндии, Шгая и Европы. В XV-XVII в.в. эти города также служили в качестве политических центров: в них располагались ставки казахских ханов и султанов. Более того, жизнь теплилась еще в тех городищах степного Казахстана, через которые пролегали караванные дороги (Улытау, Семиречье). Многие племена на зимние стоянки выбирали окрестности этих оседлоземледельческих центров; постоянные изнурительные войны казахских кочевников со своими соседями приводили часто к оседанию их в этих оазисах. Особенно сильный отток кочевых родов был связан с завоеванием узбеков Мавреннахра. По приблизительным расчетам, около 300 тыс. кочевников покинули навсегда степи Сарыарки. Вместе с тем, само существование контроля над городами дает право говорить об единой системе экономических отношений, позволяющей сочетать различные хозяйственно-культурные уклады. По свидетельствам источников, казахи обладали огромными стадами, исчислявшимися десятками и даже сотнями тысяч голов. Ведущее место в скотоводстве занимали овцы. Мясо и молоко овец употреблялись ё пищу, шерсть и кожа шла на изготовление войлока, одежды, посуды и т.д. В жизни кочевника огромное место занимала лошадь. «Мы жители степей»,- говорит хан Касым, - «у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров. Гпавное наше богатство состоит в лошадях». Фазаллах Рузбихан в начале XVI века, побывав в казахских степях, сравнивает ее благодать с райским уголком: «Эти подобные раю степи считают они обиталищем своего могущества, весенним жилищем покоя и отдыха», - пишет он о казахах* «Численность стад их коров и овец, счет табунов их лошадей никто, кроме Всевышнего, совершенное знание которого океан бескрайний не знает. И ни один счетчик, считающий на пальцах, и ни один писец, составляющий реестры, не смогут сосчитать количество их скота». Восточные авторы этого периода дают также интересные сведения, касающиеся сезонных перекочевок казахов. Большинство из нйх говорят, что казахи в летнюю пору обитают в области реки Едиль (Волга), спускаясь к зиме к окрестностям Сыра (Сырдарьи): «они из пределов степи и области реки Едиль, которую называют Итиль, они, ежедневно кочуя в таком великолепии и богатстве в течение двух или более месяцев и передвигая кибитки среди снегов, в собольих, беличьих и других шубах, в шелковых одеждах со множеством украшений, через два месяца прибывают на зимние стойбища. Местом их зимовья является побережье реки Сейхун, которую называют Сыр». В рассматриваемое время (XV-XVII вв.) земледелие развивалось в основном на юге, в районе Туркестано-Ташкентского оазиса Все документы, относящиеся к указанному периоду,.отмечают достаточно активное развитие земледелия вблизи городских центров, В хозяйственной структуре крупных и малых городов занятие земледелием играло значительную роль. Казахские города окружали сады и огороды, бахчи и виноградники, поля и пастбища. Городские жители отличались гостеприимством. Восточный автор пишет: «Когда у кого-либо в доме уважаемый гость делается кунаком и хозяин дома по отношению к нему исполняет правила гостеприимства и угощения, что является обычным для жителей Туркестана, то если возникла нужда в мясе, хозяин тотчас же, закинув за плечо могучий лук с несколькими стрелами, выходил на охоту... Он отправлялся в степь и сразу же мастерским большим пальцем делал жирного кулана мишенью своей охотничьей стрелы». М. Шейбани хан в начале XVI века во время похода на казахов несколько недель со своим многочисленным войском простоял в городе Аркук и собрал запасы продуктов на месяц вперед. «Прибывшие из городов, полей и степей, бухарских и самаркандских, воины не имели с собой «съестных припасов»,: - пишет очевидец. И «решено было собрать на месяц с лишним продовольствия для похода на узбеков и казахов». Местное население вынуждено было нести бремя этого налога. Историк удивляется: «это весьма диковинное; потому что если бы прохождение такого войска случилось через Мавереннахр, Хорасан, Ирак и Азербайджан и оно потребовало бы продовольствия на месяц, то возможно, разорилось и погибло бы множество народа от наказаний и мучений при поисках Зерна». Земледелие развивалось не только на юге, но и в северных степных регионах. Венециайский купец Барборо отмечает оригинальные способы земледелия у степных племен: «кто намерен сеять сам или поручить сев другим, приготовляются... нагружают телеги семенами, приводят нужных животных и направляются к назначенному месту... Затем возвращаются в орду». Кочевые аулы в таких случаях стараются не отходить от своих полей слишком далеко «не удаляясь больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеб не созреет». Большую роль в жизни кочевников играла торговля. Кочевники XV- XVII веков вели активную торговлю с соседними странами, часто выступая даже в роли гарантов трансконтинентальной торговли между Востоком и Западом, Эта роль заключалась в посреднической деятельности, в охране и сопровождении караванов. Активная торгово-ремесленная деятельность существовала на юге, в западных и центральных степных городках. Рузбихан, рассказывая о причинах священной войны против казахов, пишет; «Казахские купцы постоянно посещали и посещают страны ислама, равно и купцы этих стран ездят к ним. Купцы этой страны вхожи в их среду, заучивают предписания ислама, и сейчас с ханами и султанами - мусульмане. Они читают Коран, исполняют молитвы, отдают детей своих в школу, постятся, вступают в брак» и т.д.