Картины и репродукции
Картины в качестве украшения жилища появляются в домах европейцев в эпоху Возрождения [Csikszentmihalyi, Rochberg-Halton 1981: 63] и с тех пор не исчезают до сегодняшнего дня. Публикации советского времени, посвященные оформлению жилища, относились к картинам на стенах терпимо. И в дискурсе современных российских журналов по дизайну, и в глазах носителей современной городской культуры использование картин в интерьере оценивается положительно и считается престижным. Говоря о живописных произведениях в своем интерьере, информанты иногда специально подчеркивают, что «художники настоящие», «это подлинники*; подлинность картин, которые висят у них в интерьере, подчеркивали и радиослушатели, дозвонившиеся в программу «Энциклопедия русской души» (10 апреля 2004 г.). Любопытно, что картины в интерьерах наших информантов всегда имеют для них не только эстетическую ценность: они написаны кем-то из членов семьи или знакомых либо изображают родственников или значимое для хозяев интерьера место. Картина в домашнем интерьере ценится не только потому, что она красивая, но и в связи с обстоятельствами ее получения и личными отношениями, которые связывают хозяев интерьера с художником или с изображенным на картине: «Это вот отчим мой подарил <...> на день рождения маме. <...> Это мы купили у одной замечательной художницы совершенно, в Шувалове живет, очень хорошая такая. Наша знакомая просто продвигает ее отчасти, старается всем продать ее картины, и правильно делает, потому что у нее была, например, выставка в Русском музее очень долгая, практически полгода была в Корпусе Веща, наверху, но она не продается, у нее очень дешевые картины... Ну она просто не продвигается, она не этим занята, у нее там двести пятьдесят животных в доме, она, в общем, такая бабушка старенькая, но она замечательная, мне очень нравятся картины. Красивые. Несмотря на то, что она такая как бы вроде хорошая очень художница, но она как-то не очень продается и не очень продвигается, у нее с финансами плохо совсем. Очень хорошая такая бабушка. Вот это ее же скульптура вот на фотографии. Такие скульптуры делает. А вот эта картина, это нашего одного знакомого, у него просто безумное количество картин, и он их разрешает повесить, потому что у него и так в мастерской и дома места мало» (Ж, 1982 г.р., в/о, аспирант, не замужем). В приведенной цитате информант ссылается не только и не столько на то, что картины красивые; она актуализирует свои социальные связи и свое личное отношение к художникам. Таким образом, наши материалы согласуются с выводами американских исследователей о том, что любимые произведения искусства ценятся их обладателями не столько за их эстетические качества, сколько потому, что они напоминают людям об их социальных связях и о прошлом [Csikszentmihalyi, Rochberg-Halton 1981: 65]. Репродукции (в виде гравюр, сделанных с картин) украшали жилища в западно-европейской культуре уже в XVIII в.; они служили знаком картины, напоминанием о ней, источником знания, а не только эстетического наслаждения [Gombrich 2000:128-129]. Еще шире репродукции распространились с появлением фотографии в XIX в. В советской городской культуре украшение своей квартиры репродукциями было принято, хотя не всегда встречало одобрение в официальной печати: «Не следует развешивать на стенах плохие копии картин даже в том случае, если они являются репродукциями картин крупных художников. Если нет возможности приобрести хорошие подлинные картины, написанные акварелью или маслом, лучше повесить в скромных рамках крупные художественные фотографии пейзажей, цветов, натюрмортов» [Баяр 1958:17]. В постсоветской городской культуре такое отношение к репродукциям на стенах возобладало: они реже встречаются в интерьере, и в одном из двух изученных нами случаев, где они все-таки есть, информанты говорят о «Джоконде» на стене своей квартиры с иронией, хотя и не снимают ее. Современные советы по дизайну интерьера, которые публикуются в специализированных изданиях, использование репродукций полностью исключают.
|