политики и технократы в постиндустриальном обществе 2 страница
ВЕЩИ ДВИЖУТ ЛЮДЬМИ А. де Сен-Симон имел о будущем обществе такое представление, что в глазах К.Маркса он выглядел утопистом. По его мнению, обществу предстояло стать научно-промышленной ассоциацией, которой должно быть присуще высокопроизводительное покорение природы и достижение максимально возможных благ для всех. Люди станут счастливыми, используя свои природные способности. Однако идеальное индустриальное общество, безо всякого сомнения, не будет бесклассовым, так как каждый человек отличается от другого по своим возможностям и способностям. Но в отличие от искусственной разделенности прежних обществ социальная стратификация будет обусловлена фактическими способностями людей, которые найдут счастье и свободу, занимаясь наиболее подходящим для них делом. Если каждый человек будет занимать свое естественное положение, все будут добровольно подчиняться руководителям, как подчиняются врачу, поскольку руководитель наделен более высокими специальными способностями. В индустриальном обществе работа будет разделена на три основных вида, соответствующих, по наивному, но глубокому убеждению А. де Сен-Симона, трем основным психологическим типам. Самый многочисленный тип людей — это те, кто обладает двигательными способностями, и они станут рабочими; лучшие представители этого сдоя будут руководителями производства и социальными администраторами. Второй тип — рациональный, и люди этого типа станут учеными, открывающими новые области знаний и разрабатывающими законы для руководства людьми. Третий тип — сенсорный, и из него выйдут деятели искусства и религиозные лидеры. По убеждению А. де Сен-Симона, этот класс даст людям новую религию коллективного преклонения перед народом и преодоления индивидуального эгоизма. В этой позитивистской утопии люди найдут удовлетворение в работе и в празднествах, а общество, согласно знаменитым пророчествам А. де Сен-Симона, будет двигаться от господства над людьми к управлению вещами. Однако в ходе эволюции технократического мышления вещи начади управлять людьми. Ф.Тейлор, основатель научного управления, который, пожалуй, в наибольшей степени способствовал перенесению технократических методов на промышленную практику, фактически не ставил перед собой иных задач, чем эффективное производство и выпуск продукции. Он был глубоко убежден, рто “статус человека должен зависеть от его знаний и способностей, а не от семейного и финансового положения”. И, согласно его идее функционального лидерства, влияние и власть должны быть основаны на технической компетенции в большей мере, Чем на любых иных факторах. Размышления Ф.Тейлора (и его настойчивый характер) породили идею о научном хронометраже, а в более широком смысле — об измерении труда, и именно оно наряду с понятием издержек на единицу продукции, скорее чем появление самой фабричной системы, привело к тому, что современная промышленность приобрела форму нового образа жизни. В основу принципов Ф.Тейлора были положены следующие факторы: время, необходимое для выполнения конкретной операции; система стимулирования и премий за перевыполнение нормы; дифференциация оплаты в зависимости от оценки работы; стандартизация инструментов, станков и оборудования; соответствие людей выполняемой ими работе, определяемое с помощью физических и психологических тестов; передача составления планов и графиков от самих работающих в специальное подразделение, в новую суперструктуру, ответственность за которую нес инженер. Ф.Тейлор считал, что с помощью “научных стандартов” можно будет определить “наилучшие пути” или ^“естественные законы” труда и тем самым устранить основной источник антагонизма между рабочим и предпринимателем — вопрос о том, что справедливо и несправедливо". Однако в такой оценке труда исчезал 13 См.: Taylor F.W. The Principles of Scientific Management // Scientific Management. N.Y., 1947. P. 10. Интересно, что осуждение Ф.Тейлором “потерь и неуверенности” сделало его прогрессивным в глазах многих молодых инженеров, и один из его видных учеников, М.Л.Кук, стал связующим звеном между ним и Т.Вебленом. М.Кука соблазнило убеждение Ф.Тейлора, что “определенные принципы (научного руководства) в одинаковой мере могут быть применены ко всем видам общественной деятельности: управлению нашими домами, фирмами, управлению предприятиями — большими и малыми, церквами, филантропическими организациями, университетами и правительственными ведомствами”. Короче говоря, инженер призван стать провозвестником нового общества. В 1919 году М.Кук стал руководителем Американского общества инженеров-механиков. Следствием этого стало ослабление связей с предпринимательскими и торговыми ассоциациями, обусловленное уверенностью, что первым профессиональным долгом инженера является профессия, а не лояльность работодателю, лозунгом, позволившим Т.Веблену утверждать в меморандуме, написанном им для журнала “The Dial”, что инженеры могут стать основой “совета специалистов”. После образования Конгресса производственных профсоюзов (КПП) М.Кук стал советником Ф.Мэррея, руководителя организационного комитета профсоюза рабочих-сталеплавильщиков, и совместно с ним написал книгу “Организованный труд и производство”, в которой излагались основы рационализации в промышленности. Об отношении М.Кука к Т.Веблену и о подоплеке событий, заставивших последнего прийти к мысли, что инженеры могут стать основой революционного нового класса, см.: Bell D. Veblen and the New Class // Veblen T. The Engineers and the Price System. N.Y., 1965. Биография М.Кука представлена в: ТготЫеу К.Е. The Life and Times of a Happy Liberal. N.Y., 1954.
человек, а оставались лишь “руки” и “вещи”, размещенные в Производственном подразделении в соответствии с данными точного научного исследования, где мельчайшая частица движения и мельчайшая частица времени становятся мерилом вклада индивида в производственный процесс. В марксизме, другом великом источнике технократической мысли, происходит такое же растворение целей и концентрация внимания на одних только средствах. Г.Гегель рассматривал рост человека как идеальный процесс, где самосознание главенствовало над ограниченными проявлениями субъективизма и овеществления. К.Маркс упростил этот исторический процесс, полагая, что развитие человека запечатлено в материальных и технических силах, в возрастании его способностей преодолеть свою зависимость от природы. Но к чему это должно было привести? В своих ранних работах К.Маркс представлял себе социализм как государство, в котором человек утром был бы охотником, днем — рыболовом, а ночью, вероятно, превосходным любовником; в этом государстве не должно быть различия между умственным и физическим трудом и между городом и деревней. В конечном итоге он представлял себе социализм как конец разделения труда, которое он считал, наряду с частной собственностью, одной из причин отчуждения людей от общества. Однако позже эти наивные идеи исчезли, и К.Маркс в своей концепции “возникающего” человека стал допускать появление новых сил и новых жизненных явлений, предугадать которые его поколение, ограниченное своей природой и человеческими слабостями, еще не в силах. Таким образом, исторические цеди остались неясными. У В.И.Ленина, который к К.Марксу относился так же, как Ф.Тейлор к А. де Сен-Симону, концепция целей отсутствует почти полностью. В.И.Ленин был великим технологом власти. Творец дисциплинированной партии и ее кадров, он создал инструмент революции, вовлекший в действие сотни тысяч и даже миллионы людей. Но когда власть была захвачена, обнаружилось неясное и бессвязное видение будущего. В “Государстве и революции”, первом учебнике социализма, В.И.Ленин высказывал суждение, что управлять государством будет не сложнее, чем почтовым отделением, и руководство будет столь легким, что с ним справится любой сапожник. Когда, наконец, в истерзанной войной, развалившейся стране власть стабилизировалась, ленинской формулой социализма стада Советская власть плюс электрификация14. По иронии судьбы, в Советском Союзе, как и в других коммунистических странах, 14 В.И.Ленина, как известно, очень привлекали идеи Ф.У. Тейлора. В июне 1919 года в своей речи “Научное руководство и диктатура пролетариата” он говорил: “Осуществимость социализма связана с нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и применение ее...” (цитату и дискуссию по этому поводу см.: Bell D. The End of Ideology. Glencoe (111.), 1960. P. 253. Кроме того, с этим вопросом можно ознакомиться в новых материалах, обнаруженных в архивах В.И.Ленина. В 1969 году, во время подготовки к празднованию столетия со дня рождения В.Ленина, советская печать публиковала немало материалов из его архива относительно первых нескольких месяцев пребывания у власти нового Советского правительства. В статье в “Комсомольской правде” от 11 января 1969 года В.Чикин приводит из “уникального альбома В.И.Ленина”, созданного сотрудниками центрального партийного архива, материалы о его усилиях по разработке “справедливых принципов и стройной системы государственного управления”, автор ссылается на разного рода “наброски и заметки, газетные статьи и отчеты”, дающие ему возможность сделать следующие заключения: “Ильич (В.И.Ленин) уделял особое внимание разъяснительной работе среди партийных лидеров, которые еще не избавились от революционного романтизма. Он отмечал для самого себя: "Практично и эффективно в качестве лозунга". И, отбрасывая романтизм, он пришел к совершенно неожиданной формуле социализма: "Обеими руками привлекать все лучшее из-за границы: Советская власть+ прусская железнодорожная система + американская организация трестов + американское образование и т.д и т.п = социализм"”. Однако, как свидетель ствуют очевидцы, первые попытки “американизировать” работу Совета народных комиссаров не имели успеха. (Я признателен П.Зайнеру за предоставленные цитаты и К.Шудьман за их перевод.) Можно полагать, что технократическое мировоззрение — это не только доктрина, но и темперамент. Как у Ф.Тейлора можно было наблюдать благоговейную одержимость, так у В.И.Ленина — четкость и аккуратность. Недавно опубликованные мемуары Н.Валентинова, проведшего с ним несколько месяцев в Женеве в 1904 году, дают яркое представление о его личности. “В своем "нормальном" состоянии, — пишет автор, — В.И.Ленин проявлял склонность к упорядоченному образу жизни. Он стремился к четкому распорядку, с точно установленным временем для принятия пищи, сна, работы и отдыха. Он не курил и не пил, следил за своим здоровьем, каждый день занимался физическими упражнениями. Он был воплощением порядка и аккуратности. Каждое утро, прежде чем приступить к чтению газет, начать писать и работать, он, с мокрой тряпкой в руках, приводил в порядок свои книги и письменный стол. Он сам пришивал оторванные пуговицы на брюках и пиджаке, не беспокоя Крупскую (свою жену). Обнаружив на костюме пятно, он немедленно пытался удалить его керосином. Свой велосипед он содержал в такой чистоте, будто это был хирургический инструмент. В этом "нормальном" состоянии он производил впечатление исключительно трезвого, уравновешенного, дисциплинированного человека, без страстей, с неприязнью к медлительности, в особом смысле этого слова, принятом в Богемии. "Я уже привык к жизни в Кракове: он ограниченный, спокойный и сонный, — писал он родственникам в 1913 году, — неважно, что он унылый, этот город; мне он нравится даже больше, чем Париж". В письме В.Воровского, другого русского революционера, к Н.Валентинову упоминается об утилитарных дидактических познаниях В.И.Ленина: “...он не знает ни одного произведения Гёте, кроме "Фауста". Он делит всю литературу на две части: одна — которая ему нужна, а другая — не нужна... Он нашел время прочитать все номера журнала "Знание" (популярный литературный альманах) и в то же время всегда пренебрежительно относился к Достоевскому: "У меня нет времени на эту чепуху!!" Прочитав "Записки из мертвого дома" и "Преступление и наказание", он не испытывал желания прочитать "Братьев Карамазовых" и "Идиота". “"Я знаю содержание обеих этих зловонных работ... Я просмотрел ("Идиота") и выкинул его. Я не читаю подобной литературы — какая мне от нее польза?"” (Valentinov N. Encounters with Lenin. N.Y., 1968. P. 147, 49-50).
главными потребностями людей стали личная автомашина, отдельный дом и другие предметы личного пользования. Но характер и условия труда не свидетельствуют о процветании социалистического гуманизма, как это предполагалось в прошлом. Труд, как и все производство, стал механизмом, подчиненным обществу потребления и вырабатывающим все большее количество продукции.
В технократической системе целями являются сами по себе производительность и продуктивность. Задача превратилась в средство, которое стало самодовлеющим. Технократия утвердилась потому, что она сфокусирована на эффективности — производства, программ, решения текущих вопросов. Поэтому ей и суждено было распространиться в нашем обществе. Но смогут ли сами технократы стать господствующим классом и какие тому могут быть альтернативы — это уже другие вопросы, которые нам и надлежит сейчас рассмотреть. ВЕЩАМИ УПРАВЛЯЮТ ВОЕННЫЕ Одна из основных идей теоретиков индустриального общества — А. де Сен-Симона, О.Конта и Г.Спенсера — заключалась в утверждении радикального противоречия между промышленным и военным духом. Первый ставил во главу угла труд, производство, рациональность, второй — парады, расточительность и геройство. Технология, экономика и капиталовложения порождают производительность как основу увеличения всеобщего благосостояния, тогда как эксплуатация и жульничество используются в качестве средств захвата чужого богатства. В древние времена труд был подчинен войне и обществом правили воины; в индустриальном обществе жизнь становится мирной и обществом управляют промышленники. Ирония заключается в том, что, хотя дух экономизации — использования ограниченных ресурсов для получения максимальных результатов — действительно распространился в обществе, как то утверждали И.Шумпетер и многие другие, использование правительством планирования и технократических методов обусловила в большей мере война, чем мир. Развитие массовой армии, началом которого можно считать принятие французским революционным правительством в 1789 году закона о всеобщей воинской повинности — в XIX веке подхваченное всеми крупными державами, за исключением Великобритании и Соединенных Штатов, — породило новые формы организации и снабжения. Война и массовая армия вызвали к жизни одну из самых любопытных социальных схем. В 1795 году Гракх Бабёф, пламенный лидер заговорщиков из крайне левого крыла якобинского движе ния, нарисовал представлявшуюся ему картину коллективного экономического планирования следующим образом: все рабочие распределяются в соответствии с типом выполняемой ими работы; общество располагает точной информацией о том, что делает каждый человек, и поэтому не возникает ни перепроизводства, ни дефицита; определяется число лиц, занятых в каждой конкретной отрасли промышленности; все точно соответствует нуждам момента и потребностям будущего в свете возможного увеличения численности населения; все реальные потребности точно определяются и полностью удовлетворяются благодаря быстрой транспортировке продукции на любые расстояния. А откуда все это возьмется? Основой для таких гипотез стад опыт, полученный революционной Францией во время войны, когда был создан план организованного снабжения армии, насчитывавшей в своих рядах 1,2 миллиона человек и разделенной на 12 групп, размещенных в отстоящих друг от друга пунктах. Вместо мира каждое индустриальное общество имеет Wehrwirtschaft — термин, не имеющий адекватного значения в английском языке, но который, пожалуй, означает “экономика готовности”, иди мобилизованное общество. В мобилизованном обществе основные ресурсы страны сосредоточены на нескольких конкретных направлениях, определенных правительством. В этих секторах частные потребности практически подчинены мобилизационным задачам, а роль частных решений почти сведена к нулю. Советский Союз представляет собой мобилизованное об щество par excellence. Большинство государств “третьего мира” в поисках модернизации также стали мобилизованными: главные ресурсы общества — капитал и обученная рабочая сила — подчинены запланированным экономическим изменениям. В последние годы и Америка приобрела черты мобилизованного государства, где один из наиболее редких ресурсов, а именно научно-исследовательские разработки, и еще точнее — работа большинства ученых и инженеров в области исследований и развития, связывается с потребностями военного ведомства и военной готовности. Соединенные Штаты не делают это путем откровенного командования талантами или ограничения права неправительственных организаций заниматься научно-исследовательскими разработками. Но поскольку исследование всегда сопряжено с риском, немедленная отдача не может быть обеспечена, а расходы на аналитические работы достигают астрономических размеров, мало какие организации, кроме государства, могут позволить себе такие затраты. Правительство же вынуждено идти на это в связи <• тем, что после 1945 года произошли невероятные, революционные изменения в искусстве ведения войны. В определенном смысле, как отмечал Г.Кан, военная технология вытеснила “способ производства” в его марксистском понимании как основную детерминанту социальной структуры. После окончания второй мировой войны фактически произошли три тотальные революции в военной технологии, отмеченные полной заменой оборудования, когда прежние системы вооружения устаревали, не будучи даже использованными. Ни первая, ни вторая мировые войны не знаменовали собой такой коренной ломки прежней преемственности. Причиной подобных ускоренных революций — изменений в характере атомных вооружений, перехода от пилотируемых человеком бомбардировщиков к реактивным снарядам, от стационарных реактивных снарядов к самонаводящимся, от ракет средней дальности к межконтинентальным — стало сосредоточение внимания на научных исследованиях и разработках, а также на согласованном планировании новых систем вооружений. А технология производства ракет “по индивидуальным проектам”, в отличие от бомбардировщиков, оказалась основным фактором, настолько изменившим состав рабочей силы, участвовавшей в “стандартном производстве” аэрокосмической отрасли, что в докладе Бюджетного бюро, посвященном договорам в оборонной промышленности (доклад Дэвида Белла от 1962 года), было подсчитано, что отношение числа инженеров и ученых в аэрокосмической индустрии к числу промышленных рабочих составило приблизительно один к одному. Однако существенные изменения произошли не только в развитии технологии, но и в способах принятия решений. “Революция” Р.Макнамары 1960—1965 годах полностью трансформировала военное материально-техническое обеспечение, и потому можно считать, что Р.Макнамара стоит в одном ряду с А. де Сен-Симоном и Ф.Тейлором как верховный жрец в пантеоне технократии. Р.Макнамара ввел новый способ определения издержек и альтернатив применительно к стратегии. В период, предшествовавший революции в военной технологии, самолет мог быть разработан в военно-воздушном ведомстве и отдан для производства частной фирме. В 50-е годы в порядке вещей было оплачивать издержки проектирования четырех-пяти самолетов, а затем выбирать один из них для массового производства. Все это было возможно, пока расходы на разработку (проекты, инструментарий, модели) одного-единственного прототипа составляли порядка 100 млн. долларов. К 1956 году эта цифра увеличилась примерно в 5 раз, а ориентировочная стоимость одной ракеты возросла в 50 раз. К тому времени, когда Р.Макнамара стал министром обороны, цены на вооружение возросли до такой степени, что следовало создать систему оценки производства, позволяющую рассчитать соотношение издержек и эффективности различных систем вооружения. “Революция” Р.Макнамары отражала рационализацию правительственной структуры. Основная идея, конечно, сводилась не только к определению соотношения затрат и эффективности, а к оценке стоимости систем вооружений в условиях различных вариантов их применения. В системе разработки программных бюджетов вся традиционная структура выделения средств для производства того иди иного объекта была подвергнута тщательному пересмотру с тем, чтобы соответствовать реализации отдельных программ15. Система, которую ввел Р.Макнамара, получила название программного планирования бюджета. В техническом смысле трудно возразить против желания перегруппировать на более логичный лад разрозненные направления правительственных программ и придать им более системати- 15 Таким образом, американская оборонительная система не была организована по существующей традиции — армия, флот и авиация, а строилась по девяти основным программам: стратегические силы ответного удара; континентальная авиация; силы противоракетной обороны; силы общего назначения; силы воздушных перевозок; силы морских перевозок; резервы; национальная гвардия; группа исследований и разработок; все они предполагали дальнейшие “программные элементы” (в оборонном бюджете гаковых содержится около 800), предназначенные для выполнения конкретных заданий. Логика и основы подобной организации изложены в книге: Hitch Ch., McKean R. The Economics of Defense in the Nuclear Age. Cambridge (Ma.), 1960. Более пространное изложение концепции можно найти в издании научно-исследовательской корпорации RAND: Novick D. (Ed.) Program Budgeting - Program Analysis and the Federal Budget. Cambridge (Ma.), 1965.
лированную форму. Так, например, в бюджете 1965 финансового года фонды на образование были разбросаны более чем по 40 различным ведомствам. Расходы Министерства просвещения составляли лишь одну пятую всех выделенных на образование средств. Таким образом, система программирования бюджета должна была унифицировать все составные части американской правительственной программы просвещения. Трудности возникают, однако, при попытке сделать следующий шаг и попытаться с помощью чисто экономических компьютеризированных расчетов затрат и эффективности оценить социальные издержки одной программы по сравнению с другой. Расходы на оборону в федеральном бюджете могут стоять на первом месте, ибо, говоря языком теории общественной полезности, оборона пользуется особым преимуществом, и с ее значением и приоритетом общество, вообще говоря, вполне согласно. Но как быть в ситуациях, когда такого согласия нет, — в области науки, социальной политики, обеспечения благосостояния? Какое решение принять? Как выбрать, когда существуют различные мерила ценностей? На эти вопросы технократическая позиция не дает ответа. В ЧЬИХ РУКАХ НАХОДИТСЯ ВЛАСТЬ? Принятие решений — дело власти, и в любом обществе основным является вопрос: кто стоит у власти и как она удерживается? Вопрос о том, как осуществляется власть, есть системное понятие, а о том, кто стоит у власти, — понятие групповое. То, как человек приходит к власти, определяется его положением и пройденным путем; то, кто осуществляет власть, — определяет личность. Естественно, что когда происходят изменения системного характера, к власти приходят новые группы. (В рамках противопоставления доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ основные различия могут быть показаны схематически: см. таблицу 6-1 “Стратификация и власть”). В постиндустриальном обществе технические знания становятся основой, а образование — средством достижения власти; те (элитная часть общества), кто выдвигается на первый план, представлены исследователями и учеными. Но это не значит, что ученые монолитны и действуют как корпоративная группа.
В практических политических ситуациях они способны расходиться идеологически (как мы видели это недавно при обсуждении проблем противоракетной обороны), и различные группы ученых могут объединяться с различными частями других элит. Вследствие самой природы политики немногие группы (военные, ученые, предпринимательский класс [“the” military, “the” scientists, “the” business class]) монолитны, и любая из них, стремясь к власти, будет пытаться заручиться союзниками из числа прочих. Например, в Советском Союзе, где группы, объединенные общими интересами, более четко выражены в функциональных понятиях — руководители предприятий, представители центральных планирующих ведомств, военные, партийные деятели—и где борьба за власть более обнажена, каждая фракция в Политбюро, стремящаяся к власти, создает альянсы, проходящие сквозь групповые границы. Получив власть, победители начинают принимать решения межгруппового характера и влиять на распределение власти отдельных функциональных элементов, что сопровождается перераспределением влияния внутри системы. При изменении системы в постиндустриальном обществе становятся очевидными два обстоятельства: во-первых, ученые как отдельная страта, или, в более широком плане, техническая интеллигенция, теперь должны приниматься в расчет в политическом процессе, чего не случалось никогда прежде; во-вторых, сама по себе наука управляется этосом, отличающимся от этоса других основных социальных групп (например, предпринимателей и военных), и этот этос предрасполагает ученых действовать в политическом плане иначе, чем поступают другие группы. Сорок пять лет назад Т.Веблен в своем труде “Инженеры и система цен” предвидел появление нового общества, основанного на технической организации и индустриальном управлении — “совете техников” (как он выразился на своеобразном языке, которым любил пользоваться, чтобы пугать и мистифицировать академический мир). Делая такое предсказание, Т.Веблен разделял иллюзию более раннего технократа А. де Сен-Си-мона о том, что сложность индустриальной системы и незаменимость специалистов отнесли военные и политические революции к делам прошедшим. “Революции в XVIII веке, — писал он, — были военными и политическими, и государственные деятели старшего поколения, считающие, что они вершат историю, все еще верят, что революции в XX веке могут совершаться или не совершаться теми же самыми путями и средствами. Однако в нашем столетии любой существенный или значимый переворот непременно будет промышленным переворотом, и, следовательно, любая революция XX века может быть побеждена или нейтрализована только индустриальными методами и средствами”. “Если бы революции предстояло произойти в Соединенных Штатах, — в чем очень сомневался практичный скептик Т.Веблен, — она возглавлялась бы не политической партией меньшинства, как в Советской России, которая была противоречивым и промышленно отсталым регионом, и не профсоюзными "борцами от суповой миски", которые в своих интересах стремились лишь удержать высокие цены на труд и его низкое предложение”. Он предрекал, что она произошла бы в русле, “уже проложенном материальными условиями промышленного производства”. И, применяя марксистскую точку зрения к собственным представлениям, Т.Веблен продолжал: “Эти главные линии революционной стратегии суть линии технической организации и промышленного управления; в своей сути они выступают путями индустриальной инженерии; это пути, которые будут соответствовать организации, воплощающей в жизнь технически высокоразвитую индустриальную систему, составляющую незаменимую материальную основу любого современного цивилизованного общества”. Таким образом, сущность оценки Т.Вебленом революционного класса можно суммировать в его определении “промышленной инженерии” как незаменимого “генерального штаба индустриальной системы”. “Без непосредственного и непрерывного руководства и коррекции с ее стороны индустриальная система не сможет работать. Это механически организованная структура технических процессов, разработанная, созданная и руководимая инженерами-производственниками. Без них и без их непрерывного внимания к промышленному оборудованию техническое функционирование промышленности окажется невозможным”. Синдикалистское убеждение, что в XX веке революция может осуществиться только как “промышленный переворот”, — одно из многих заблуждений Т.Веблена. Ибо, как нам известно, независимо от того, какова природа социальных процессов, решающие повороты в обществе происходят в политической форме. В конечном итоге власть находится в руках не технократов, а политиков. Основные изменения, преобразившие американское общество за последние тридцать лет, — создание управляемой экономики, общества благосостояния и мобилизованного государства — стали ответом на политические потребности: вначале требовалось удовлетворить притязания экономически малообеспеченных групп — фермеров, рабочих, чернокожих и бедноты — и защитить их от опасностей рынка; затем необходимо было концентрировать ресурсы и политические предпочтения, следуя мобилизационной готовности, порожденной “холодной войной” и конкуренцией в космосе. Все это открывает широкие и более теоретические перспективы в отношении изменяющегося характера классовых и социальных позиций в современном обществе. В конечном итоге класс означает не конкретную группу лиц, а систему, установившую основополагающие правила приобретения, владения и передачи различных полномочий и связанных с ними привилегий. В западном обществе положение доминирующего признака занимала собственность, гарантируемая и охраняемая законом и передаваемая посредством института брака и семьи. Однако в последние 25—50 дет система собственности разрушается. Сейчас в американском обществе существуют три модели власти и социальной мобильности, что озадачивает ученых, изучающих общество и пытающихся объяснить источник противоречий положением классов. Имеется прежняя модель собственности как основы благосостояния и власти, причем основным источником ее приобретения является наследование. Существуют технические знания как основа власти и положения, причем необходимым источником знаний служит образование. И наконец, существует политическая должность как основа власти, причем путь к ее достижению лежит через организационный аппарат.
|