Студопедия — политики и технократы в постиндустриальном обществе 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

политики и технократы в постиндустриальном обществе 3 страница






Упрощенно эти модели могут быть представлены следующим образом:

Трудность анализа власти в современном западном обществе заключается в том, что эти три системы сосуществуют, частично совпадают и взаимно проникают друг в друга. Хотя семья и те­ряет значение как экономическая единица, в частности в резуль­тате распада семейных фирм и семейного капитализма, фамиль­ная принадлежность все же служит определенным импульсом для обеспечения члену семьи некоторых преимуществ (в создании финансовых, культурных и личных связей). Этнические группы, доступ которых к занятию определенного экономического поло­жения зачастую был заблокирован, прибегают к политическим средствам для достижения привилегий и благосостояния. А тех­нические знания в постиндустриальном обществе все более ста­новятся основным показателем компетентности в конкуренции за достижение должности и положения. Сын может сменить отца на посту главы фирмы, но без его умения руководить предприя­тием компания может не выдержать конкуренции с корпорация­ми, руководимыми профессионалами. Правда, владелец фирмы иди политический деятель могут нанять специалистов и экспер­тов, но если они сами не будут обладать специальными знания­ми, их суждения могут оказаться ошибочными.

Возникновение новых элит, основанных на умениях и навы­ках, объясняется тем фактом, что в современном обществе зна­ния и планирование — военное, экономическое, социальное — стали основными предпосылками всякой организационной дея­тельности. Представители этой новой технократической элиты с их техникой принятия решений (использованием системного анализа, линейного программирования и программирования бюд­жета) стали сейчас играть ведущую роль в формировании и ана­лизе мнений, от которых зависят политические предпочтения, если не само сохранение власти. Именно в этом широком смысле распространение образования, научно-исследовательской и ад­министративной деятельности и создало новую общность — тех­ническую и профессиональную интеллигенцию.

Хотя эти специалисты и не связаны определенными общими интересами, чтобы стать политическим классом, они все же имеют схожие черты. Прежде всего они являются порождением новой системы комплектования власти (точно так же, как собственность и наследование были сущностью старой системы). Нормы новой интеллигенции — нормы профессионализма — знаменуют отход от господствовавших до сих пор норм экономической выгоды, глав­ного в коммерческой цивилизации фактора. В высших кругах этой новой элиты, то есть научного сообщества, люди являются носите­лями существенно отличающихся друг от друга ценностей, кото­рые могли бы стать основой нового классового этоса.

Институт собственности также подвергается в настоящее вре­мя основательной ревизии. В течение последних нескольких сто­летий в западном обществе собственность, как охрана частных прав на богатство, была экономической основой индивидуализ­ма. Традиционно этот институт собственности, как писал Ч.Рейч из колледжа права Иельского университета, “охраняет беспо­койную границу, пролегающую между отдельным человеком и государством”. В современных условиях собственность претер­пела изменения по двум четко выраженным направлениям. Одно из них элементарно: индивидуальная собственность стала кор­поративной и контролируется теперь не владельцами, а управ­ляющими. Другое менее уловимо и более расплывчато — по­явился новый вид собственности, а с ним и новый тип юриди­ческих отношений. Говоря точнее, собственность сейчас состо­ит не только из реальных вещей (земель, владений, титулов), но также из претензий, субсидий и контрактов. Имущественные отношения существуют не только между отдельными людьми,, но и между индивидами и государством. Как отмечает Ч.Рейч, “ценности, распределяемые правительством, имеют разные фор­мы, но все они отличаются одной общей особенностью. Все они постепенно заменяют традиционные формы богатства— фор­мы, которые принято считать частной собственностью. Соци­альное страхование замещает сбережения, государственный до­говор заменяет владельцу фирмы его клиентов и их лояльность... Все большее число американцев живет на субсидии, предостав­ляемые государством на определенных условиях, и их получате­ли подчиняются требованиям, отражающим "общественный ин­терес" ”16.

В то время как многие формы этой “новой собственности” представляют собой прямые субсидии (фермерам, корпорациям и университетам) иди договоры на получение товаров иди услуг (с промышленными предприятиями и университетами), преоблада­ющая форма требований — это требования со стороны отдельных лиц (социального страхования, медицинской помощи, пособия на приобретение жилища). Такая форма является следствием нового содержания социальных прав: требований, предъявляемых обще­ственным органам, относительно равенства. Эти требования, в свою очередь проистекают от узаконенной возможности для отдельных лиц пользоваться социальными благами. Самым же важным тре-

16 Reich СЬ. The New Property // The Public Interest. Spring 1966. P. 57.

 

бованием является абсолютная доступность образования в преде­лах индивидуальных возможностей и таланта.

Результатом всего этого становится расширение сферы вла­сти и в то же время усложнение способов принятия решений. Внутренний политический процесс, начало которому было по­ложено “Новым курсом”, в сущности представлял собой расши­рение “брокерской” системы — системы политических сделок между частями сообщества, — хотя теперь в игре имеется мно­го участников. Но в политическом процессе появилось и иное измерение, предоставляющее технократам новую роль. Вопро­сы внешней политики не являются отражением внутренних по­литических сил, они служат общенациональным интересам, ох­ватывающим и стратегические решения, основанные на опреде­лении силы и намерений противника. Поскольку основным по­литическим решением было противодействие коммунистической мощи, многие технические вопросы, основанные на военной технологии и стратегических расчетах, приобрели огромное зна­чение в разработке соответствующей политической линии. Пос­ледовала даже перекройка экономической карты Соединенных Штатов, причем важнейшую роль приобрели Техас и Калифор­ния с их электронными и авиакосмическими предприятиями. В подобных случаях потребности определялись технологией и стра­тегией, и лишь затем деловые и местные политические круги имели возможность попытаться приспособить принимавшиеся на федеральном уровне решения для защиты своих собственных экономических интересов.

Во всех этих процессах техническая интеллигенция занимает двойственную позицию. В той мере, в какой она заинтересована в исследованиях и сохранении своего положения в университетах, она становится новой общностью, как стали таковой и военные круги, ибо никогда прежде Соединенные Штаты не имели посто­янного военного ведомства, требующего денег и помощи для на­уки, исследовательской деятельности и развития. Таким образом, интеллигенция выступает, как и другие группы, претендентом на общественную поддержку (хотя ее влияние ощущается скорее в бюрократическом и административном лабиринте, чем в системе выборов и массовом давлении). В то же время специалисты пред­ставляют незаменимый административный персонал для руково­дителей политических ведомств и их приверженцев.

 

АРЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

В то время как влияние отдельных классов может меняться, сущ­ность политической системы как сферы противостояния различ­ных интересов не меняется никогда. В ближайшие несколько де­сятилетий политическая арена приобретет большее значение, чем что бы то ни было, по двум основным причинам, упоминавшимся мною в предыдущих главах: мы впервые стали национальным обществом, в котором ключевые решения, затрагивающие одно­временно все элементы социального целого (от внешней полити­ки до финансовой), принимаются правительством, а не зависят от рынка; кроме того, мы стали коммунальным обществом, в ко­тором многие группы стремятся утвердить свои социальные пра­ва, свои требования к обществу через политический порядок.

В национальном обществе все больше и больше проектов (будь. то борьба с загрязнениями или реорганизация городов) должно осуществляться посредством групповых иди коммунальных ин­струментов. В тесно переплетенном обществе все больше реше­ний приходится принимать с помощью политических мер и о. помощью планирования. Но, как ни парадоксально, оба эти механизма обостряют социальные противоречия. Планирование нацелено на конкретные, требующие решений вопросы, в отли­чие от обезличенной и всеобщей роли рынка, и, таким образом, становится тем видимым центром, к которому могут быть обра­щены требования. Коммунальные методы — стремление превра­тить разногласия по поводу индивидуальных личных предпочтем ний в вопрос общественного выбора — неизбежно усиливают остроту конфликта ценностей. Нужно ли нам при лимитирован­ном числе мест равное образование для чернокожих за счет, пред­положим, мест для других студентов? Нужно ли нам сохранить лес, где растет красное дерево, вместо того, чтобы построить предприятие, выгодное для местного сообщества? Примиримся ли с шумом моторов в жилых районах, расположенных близ аэро­портов, или будем настаивать на снижении веса и полезной на­грузки самолетов с вытекающим отсюда повышением расходов для промышленности и пассажиров? Следует ли проложить но­вую дорогу через старый жилой район иди провести ее в обход, увеличив при этом общие издержки? Все подобные вопросы и еще тысячи других не могут быть разрешены с помощью технических критериев; они неизбежно замкнуты на ценностные и политические проблемы.

В ближайшие десятилетия соотношение технических и поли­тических решений станет одной из основных проблем обществен­ной политики. Политическому деятелю, так же как политическим кругам, придется все глубже осваивать технический характер политики и учитывать усиление коллизий при принятии реше­ний по мере расширения систем. Как отмечал Р.Солоу, взгляды А.Смита могли быть всенародно понятыми, чего нельзя сказать об эконометрическом, например, исследовании различных про­грамм социальных инвестиций... А технической интеллигенции следует в рамках своей специальности научиться ставить под со­мнение часто не анализирующиеся понятия эффективности и ра­циональности.

В конечном итоге техническое мировоззрение неизбежно опе­режает политику. Надежды на рациональность — или, вернее, на ее особый тип — неизбежно исчезают. Говоря языком М.Вебера, может сохраняться Zweckrationalitaet — рациональность средств, взаимосвязанных с целями и, таким образом, взаимоприспосаб­ливающихся. Но это возможно только в тех случаях, когда цели четко определены и когда средства могут быть строго рассчита­ны в соответствии с ними17.

Политика в том смысле, как мы ее понимаем, всегда опережа­ет рациональное и часто идет с ним вразрез. Как известно, “ра­циональное” — это установившаяся общепринятая администра­тивная и упорядоченная процедура, отвечающая определенным правилам. В комплексном обществе многие аспекты жизни в боль­шинстве случаев соответствуют этим правилам. Отправляясь са­молетом или поездом в Вашингтон, никто не станет торговаться с авиационной или железнодорожной компанией о цене проезда, как это происходит при общении с таксистом где-нибудь в Вос­точном Средиземноморье. Но политика заключена в споре; в про­тивном случае она становится принуждением. В Вашингтоне спо­рят по поводу общественных привилегий, распределения денеж­ных средств, тягот налогообложения и т.п. Идея о существова­нии “общественного решения”, удовлетворяющего каждого, была

17 В веберовской терминологии существует рациональность двух видов — Wertrationalitaet и Zweckrationalitaet. Wertrationalitaet обосновывает то, поче­му те иди иные цели представляют ценность сами по себе, независимо от средств. Zweckrationalitaet обозначает рациональность функции.

 

опровергнута К.Эрроу, доказавшим в своей “теореме невозмож­ности”, что нет такого решения, которое могло бы соединить в себе запросы различных групп так же, как это может сделать один человек, принимая собственное решение. Таким образом, экономическая теория, отвергая функцию общественного благо­состояния, аналогичную упорядоченным принципам индивиду­альной полезности, подрывает применение рациональности к об­щественным решениям. Практически это ощущает любой поли­тический деятель. Таким образом, остается не рациональность как объективное определение общественных полезностей, а торг между людьми.

Что касается политики, то ясно, что имеют место выступле­ние со стороны общества против бюрократии и стремление к уча­стию — тема, нашедшая отражение в крылатой фразе “люди хо­тят иметь возможность воздействовать на решения, влияющие на их жизнь”. В значительной степени в постиндустриальном обществе революция участия есть одна из реакций на “профес­сионализацию” общества и учащающееся принятие решений тех­нократами. То, что в давние годы началось на фабриках благода­ря профсоюзам, теперь распространилось и на близкие к ним сферы, а в силу политизации социальных решений — и на уни­верситеты; в ближайшие десятилетия это проявится и в других сложных организациях. Старые бюрократические модели иерар­хически построенных централизованных организаций, функцио­нирующих при помощи интенсивного разделения труда, несом­ненно, будут заменены новыми формами.

И все же “демократия соучастия” является панацеей (какой изображают ее пропагандисты) не в большей степени, чем при­лагавшиеся полвека тому назад усилия по созданию политичес­ких механизмов плебисцита в виде референдума или права отзы­ва депутата. Несмотря на возмущение, вызываемое “демократи­ей соучастия”, лишь немногие ее сторонники пытались проду­мать до конца на самом элементарном уровне значение этих слов. Если отдельным людям надлежит влиять на решения, изменяю­щие их жизнь, то в соответствии с такими правилами сторонни­ки сегрегации на Юге имели бы право исключить чернокожих из учебных заведений; аналогично, можно ли позволить населению района наложить вето на план городского переустройства, кото­рый принимает во внимание потребности более широкой и пред­ставительной социальной группы? Однако по этому поводу можно возразить, что южные штаты — это не независимая единица, а часть государства, которой следует придерживаться мораль­ных норм более широкого сообщества; то же самое относится и к району. Короче говоря, демократия соучастия — это еще один путь постановки классических вопросов политической филосо­фии, а именно: кто и на каких правительственных уровнях дол­жен принимать решения, какого типа и на какую социальную группу они должны распространяться?

Концепция рациональной организации общества продолжает оставаться в тупике. Рациональность как средство, как набор способов эффективного распределения ресурсов выходит за рам­ки представлений ее создателей; рациональность как цель на­талкивается на нетерпимость политики — политики интересов и политики эмоций. Оказавшись перед этой двойнрй пропас­тью, сторонники рациональности — в частности плановики и инженеры — оказались в трудном положении: им приходится переосмыслить свое предназначение и осознать пределы своих возможностей. И все же само признание таковых уже является свидетельством мудрости.

Как писал Т.С.Элиот, начало находится в конце, и мы возвра­щаемся к вопросу, лежащему в основе всей политической фило­софии: какова та хорошая жизнь, к которой все стремятся? По­литика будущего — по крайней мере для тех, кто действует внут­ри общества, — будет не спорами между функциональными груп­пами с их экономическими интересами по поводу распределяе­мого национального продукта, а заботой о коммунальнэм обще­стве, в частности о малообеспеченных группах населения. Ос­новными проблемами станут внушение лидерам этоса ответствен­ности, обеспечение больших удобств, красоты и лучшего каче­ства жизни в устройстве наших городов, более дифференциро­ванной и интеллектуальной системы просвещения, совершенство­вания характера нашей культуры. Мы можем расходиться в воп­росах о путях достижения этих целей и распределения расходов. Но такие вопросы, возникающие из концепции общего блага, возвращают нас к классическим вопросам государственности. Так и должно быть.

 

ЭПИЛОГ

Повестка дня для будущего

 

1. КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Социальные системы изживают себя медленно. В 50-е годы XIX века К.Маркс думал, что “исторический революци­онный процесс” уже разрушает буржуазное общество и вплотную подводит Европу к социализму. Он боялся, что окон­чательный переворот произойдет раньше, чем он закончит свое великое обоснование этому в “Капитале”, и писал Ф.Энгельсу в конце 1857 года: “Я работаю, как бешеный, ночи напролет над подытоживанием своих экономических исследований, чтобы до потопа иметь ясность по крайней мере в основных вопросах” 1. Между тем, хотя в то время и отмирал еще более старый соци­альный строй, даже он просуществовал еще полвека после этих

1 В своей речи, произнесенной в 1856 году, он прибег к метафоре из области геологии: “Так называемые революции 1848 года были лишь мелкими эпизода­ми, незначительными трещинами и щелями в твердой коре европейского обще­ства. Но они вскрыли под ней бездну. Под поверхностью, казавшейся твердой, они обнаружили колышущийся океан, которому достаточно прийти в движе­ние, чтобы разбить на куски целые материки из твердых скал”. Также интерес­на мысль К.Маркса, развитая им в последующие годы, о том, что никакая соци­альная система не исчезает до тех пор, пока не будет исчерпан весь ее потенци­ал для развития, мысль, которую он выдвинул в противовес утопистам, левакам и политическим авантюристам, которые считали, что только “воля” способна привести к социальной революции. Речь 1856 года была произнесена на юбилее чартистской газеты “People's Paper” и напечатана в: Marx К. Selected Works. Vol. 2. Moscow, 1935. P. 427 (перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 12. С. 3—5]; письмо к Ф.Энгельсу ци­тируется в редакторских примечаниях к изданию: The Correspondence of Marx and Engels. N.Y., 1936. P. 225-226 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 29. С. 185 ].

 

событий2. В нашу эпоху сокращающегося социального времени мы забываем, что могущественные монархические системы про­существовали до 1918 года в Германии, России, Австро-Венгрии (что составляет значительную часть Центральной Европы) и Италии. В Англии же небольшая верхушка общества, члены ко­торой близко знают друг друга, все еще управляет страной. Ком­мунистическая революция родилась из пепла первой мировой войны, но этот большой пожар не столько уничтожил капита­лизм, сколько окончательно покончил с политическими пережит­ками феодализма.

Через девяносто лет после смерти К.Маркса капитализм все еще господствует в западном мире, в то время как, сколь это ни парадоксально, коммунистические движения пришли к власти в основном в аграрных и доиндустриальных государствах, в кото­рых “социалистическое планирование” стало в значительной мере альтернативным путем индустриализации. Таким образом, пред­сказание скорого краха капитализма является рискованным за­нятием, и, если исключить развал политической надстройки этой системы вследствие войны, социальные формы управленческого капитализма — корпоративные предприятия, частный механизм принятия инвестиционных решений, различия в привилегиях, базирующиеся на контроле над собственностью, — вероятнее всего, сохранятся еще в течение долгого времени.

Тем не менее функциональная основа системы изменяется и становятся заметными характерные черты нового общества. Ис­торические перемены происходят в двух важных направлениях. Первым является отношение экономической функции к другим основным социальным функциям. К.Маркс в своем взгляде на капиталистическое общество сделал акцент на классовой разделенности как источнике напряженности, на эксплуатации рабо-

2 В мемуарах “Gesichter und Zeiten”, опубликованных за два года до своей смерти в 1935 году, немецкий граф и известный издатель Г.Кесслер, родивший­ся в 1868 году, возвращаясь к восьмидесятым годам, вспоминал о широко рас­пространенном чувстве того, что “некогда очень великая, старая, космополити­ческая, все еще по-прежнему аграрная и феодальная Европа, мир красивых женщин, галантных королей, династических связей, — Европа восемнадцатого столетия и Священного союза, постарела, стада немощной и медленно умирает; и что-то новое, молодое, пока невообразимое, должно появиться”. Цитируется по: The New Yorker. January 15, 1972.

чих экономической системой, и предсказал политический переворот и установление нового социального порядка в результате преодоления классового типа социума. В то же время Э.Дюркгейм, основываясь на теории индустриального общества, видел источник беззакония и разрушения социальной жизни в отсутствие механизмов, способных ограничить проявления самой эко­номической функции. Как он писал в 1890 году, “социальная функция не может существовать без моральной дисциплины. В противном случае ничего не остается, кроме индивидуальных аппетитов, а так как они по своей природе безграничны и нена­сытны, то в случае, когда над ними не существует контроля, они сами не в состоянии себя сдерживать. Именно вследствие этого происходит кризис, от которого страдают в настоящее время европейские общества. В течение двух веков экономичес­кая активность развивалась такими темпами, как никогда ранее. С периферийных позиций, которые она занимала прежде, третируемая верхами и оставленная низшим классам, она на наших глазах вышла на передовые рубежи. Перед ней отступа­ют на задний план военные, административные и религиозные функции. Аишь научные институты оспаривают ее приоритет, но даже наука вряд ли столь престижна в наши дни, кроме как в своем прикладном значении, и, следовательно, главным образом обслуживающая бизнес. Вот почему можно с известной долей уверенности сказать, что общество является (или имеет тенден­цию стать) индустриальным”3. Главная проблема подобного со­циума, таким образом, — не классовый конфликт, который ос­тавался побочным аспектом неограниченной конкуренции в сфере заработной платы, а нерегулируемый характер самой эко-

3 Durkheim E. Professional Ethics and Civic Morals. Glencoe (111.), 1958. P. 10-11. Эти лекции, не издававшиеся при жизни Э.Дюркгейма, впервые увидели свет в Турции (опубликованные Стамбульской шкодой права) и Франции (в издании Press Universitaires de France) в 1950 году. Сам курс был прочитан в Бордо в 1890 и 1900 годах и повторен в Сорбонне в 1904 и 1912 годах. Приведенная выше цитата в слегка сокращенном виде появилась в авторском предисловии ко второму изданию книги “Разделение труда”, которое вышло в свет в 1902 году под назва­нием “Quelque Remarques sur les Groupements Professionels” (cm: Durkheim E. The Division of Labor in Society. N.Y. 1933. P. 3). В последних двух строках цита­ты я использовал формулировку из предисловия к работе “Разделение труда”, поскольку она усиливает точность смысла слов Э.Дюркгейма.

 

номической функции, [имеющий место] даже тогда, когда наблюдается вмешательство государства. Решающим социальным изменением, происходящим в наше время, — обусловленным зависимостью людей от сложного xaf рактера экономических процессов, возникновением проблемы внешних побочных эффектов, а также необходимостью контроля за последствиями научно-технического прогресса, — стало под­чинение экономической функции политическому фактору. Фор­мы, которые примет этот процесс, будут варьироваться и опре­деляться историческими особенностями различных политических систем — централизованным государственным контролем, госу­дарственными корпорациями, децентрализованными предприя­тиями и центральной системой политических директив, смешан­ными государственными и частными предприятиями и т.п. Одни из них будут демократичными, другие — нет. Но главный факт очевиден: автономия экономики (и власти людей, которые ею управляют) приходит к концу; возникают новые, качественно отличные системы управления. Контроль над обществом пере­стает носить в основном экономический характер и становится преимущественно политическим.

Второй важнейший исторический сдвиг — отделение обще­ственной функции (или места человека в обществе, обычно зада­ваемого характером его занятий) от собственности. В западном обществе, особенно на капиталистической стадии развития, об­щественная функция могла быть трансформирована в собствен­ность (землю, машины, акции и т.д.), которая сберегалась как богатство и передавалась по наследству в целях создания преем­ственности прав — привилегий, которые постепенно оформи­лись в социальную систему. В новом обществе, которое форми­руется ныне, индивидуальная частная собственность теряет свое общественное предназначение (защиты труда в том смысле, как это понимал Дж.Локк, контроля иди управления производством, вознаграждения за риск) и сохраняется лишь как функция.

Автономность функции, иди техническая компетентность, была основой технократической теории А. де Сен-Симона. Она стала базой нравственного подхода выдающегося английского социа­листа и историка народного хозяйства Р.Г.Тауни. В своем авто­ритетном трактате “Стяжательское общество” он доказывает, что владение собственностью потеряло связь с моральным правом быть

основой вознаграждений и поэтому стало в меньшей степени критерием престижа иди социального положения, чем функцией, которую он определил “как активность, заключающую в себе и выражающую собой идею социальной цеди”4.

Р.Г.Тауни дает определение профессионализма, и если его теория верна, то сердце постиндустриального общества — это класс, который прежде всего является профессиональным клас­сом. Хотя границы, возникающие при определении статуса каж­дой группы, подвижны и зачастую расплывчаты, тем не менее ядро определяющих его элементов четко обозначено5. Профес­сия — это теоретически усвоенная (т.е. постигаемая) деятель­ность, и, таким образом, она предполагает процесс формальной подготовки, но в широком интеллектуальном контексте. При­надлежность к какой-либо профессии означает формальное или неформальное признание этого людьми или специальным офици­альным органом. При этом профессия содержит в себе норму социальной ответственности. Это не означает, что профессиона­лы более великодушные или идеалистически настроенные люди, но ожидаемая модель их поведения по сравнению с другими граж” данами предопределяется этикой их деятельности, которая, как правило, первична по отношению к этике эгоизма6. По этим при­чинам представление о профессионализме заключает в себе идею компетентности и авторитета технического и морального поряд-

4 Tawney R.H. The Acquisitive Society. N.Y., 1920. P. 8. См. в особенности главы шестую — “Функциональное общество” и десятую — “Положение работ­ника умственного труда”.

5 Классическое обсуждение этого вопроса можно найти в: Carr-Saunders A.M., Wilson P.A. The Professions. Oxford, 1933 (особенно в четвертой части “Профессионализм и общество будущего”); суммированное изложение кон­цепции — в статье: Parsons Т. Professions // The International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 12. N.Y., 1968. Ряд независимых дискуссий по вопросу о профессионализме освещен в: Wilensky H. The Professionalization of Everyone // American Journal of Sociology. Vol. 70. No. 2. September 1964 и Jackson J.A. (Ed.) The Professions and Professionalization. Cambridge (UK), 1970.

6 Можно сказать, что бизнес “подотчетен” потребителям через рынок, в то время как профессионал “подотчетен” своим руководителям в пределах про­фессиональной группы. Собственность ассоциируется с богатством, которой передается непосредственным юридическим образом; профессия определяется навыками, передающимися лишь опосредованно через культуру, которую могут унаследовать дети представителей класса профессионалов.

 

ка и предполагает, что профессионал имеет основания занять/ заметную позицию в иерархической структуре общества.

В шестой главе я уже останавливался на изменениях, которые претерпели классы и власть в индустриальном обществе. Исходи из этих посылок, можно попытаться оценить тенденции будуще­го развития. Если рассматривать социальную структуру постин­дустриального общества в двух отмеченных выше аспектах, мож­но сделать два вывода. Во-первых, основной класс в нарождаю­щемся социуме — это прежде всего класс профессионалов, вла­деющий знаниями, а не собственностью. Но, во-вторых, система руководства обществом определяется не передачей власти по на­следству, а политической системой, и вопрос о том, кто стоит у ее руководства, остается открытым,

СХЕМА

Социальная структура постиндустриального общества (американская модель)

I. Статусные группы: ось стратификации основывается на знании (горизонтальные структуры) А. Класс профессионалов — четыре сословия:

1. научное

2. технологическое (прикладные типы знания: инженерные, экономические, медицинские)

3. административное

4. культурологическое (художественная и религиозная

деятельность) Б. Техники и полупрофессионалы В. Служащие и торговые работники Г. Ремесленники и полуквалифицированные рабочие (“синие воротнички”)

II. Ситусные группы: сферы приложения профессиональной деятельности

(вертикальные структуры)

А. Экономические предприятия и коммерческие фирмы

Б. Правительство (юридическая и административная бюрократия)







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия