политики и технократы в постиндустриальном обществе 5 страница
С другой точки зрения, это изменение в социальной структуре выдвигает ряд исключительно важных вопросов относительно принципов и этоса науки. Научное сообщество является одним из удивительных примеров институционализации оживленной харизмы. Харизма, как мы знаем, представляет собой одну из главных форм узаконивания изменений, особенно революционных. Харизматическая власть, как правило, хотя и не обязательно, сосредоточенная в руках заметных личностей, становится моральным оправданием разрушения устоявшихся традиционных систем. Однако в религии и политике можно найти исторические подтверждения того, что период господства харизмы обычно сменяется рутинизацией, в которой первоначальный харизматический импульс (христианство, коммунизм) укореняется и сам начинает отвергать изменения. В науке этого не происходит. Общепринятой нормой научного сообщества является перманентная революция, осуществляемая посредством узаконенных правил. Научное знание обречено подвергаться испытаниям, и хотя отдельные личности по вполне понятным причинам могут сопротивляться ниспровержению определенной теории или парадигмы, сообщество в целом должно принять ход революции16. Это “харизматическое сообщество” присутствовало на протяжении всей истории науки, сохраняя в неприкосновенности революци онные принципы и действуя в качестве инструмента придания законности новым парадигмам, признания и вознаграждения тех иди иных ученых17. Но с развитием Большой науки, особенно после второй мировой войны, отличительной чертой “профессионального общества” стад тот факт, что немногие люди “делают” науку, хотя многие проводят исследования. “Профессиональное общество” неизбежно порождает структуру представительства, которая функционирует либо политически, служа связующим звеном с государством, 16 Как писал М.Вебер в работе “Наука как призвание”: “В науке, и каждый из нас знает это, созданное человеком устареет через десять, двадцать, пятьдесят дет. Это судьба, которая определяет развитие науки, это сама сущность научной работы... Каждое "научное достижение" ставит новые "вопросы", оно требует, чтобы его превзошли и сделали пройденным этапом. Кто бы ни желал служить науке, он должен подчиниться этому факту. Научные работы могут жить вечно как "произведения искусства" ввиду присущего им высочайшего уровня испод-нения иди сохранять свое значение в качестве средства обучения. Однако, надо еще раз подчеркнуть, они будут превзойдены научно, так как это наша общая судьба и более того — наша общая цель. Мы не можем работать без надежды, что другие продвинутся еще дальше, чем мы. В принципе этот процесс продолжается до бесконечности...” (Weber M. Science as a Vocation [n.c., n.d.]. P. 138). 17 Я обязан этой мысли и фразе И.Бен-Дэвиду, хотя подозреваю, что он может не согласиться с моей манерой изложения. См. его статью: Ben-David J. The Profession of Science and Its Powers // Minerva. London. July, 1972. Характер научного сообщества как механизма признания и поощрения был продемонстрирован в ряде исследований Р.К.Мертона и его коллег (см.: Zuckerman Н., Merton R.K. Partners of Evolution in Science: Institutionalization, Structure and Functions of the Referee System // Minerva. London. January, 1971; Cole St., Cole J.R. Scientific Output and Recognition: A Study in the Operation of the Reward System in Science // American Sociological Review. Vol. 32. No. 3. June, 1967; Zuckerman Н. Stratification in American Science. // Lauman E.O. (Ed.) Social Stratification: Research and Theory for the 1970s. Indianapolis, 1970; Storer N. (Ed.) The Sociology of Science — Theoretical and Empirical Investigations. Chicago, 1973.
либо в качестве лоббистской группы (подобной торговой ассоциации), стоя на страже профессиональных интересов науки. Основной проблемой науки в постиндустриальном обществе становится характер связи между “харизматическим сообществом” (“невидимым колледжем”), обеспечивающим признание и статус, и бюрократическими институциями (научно-техническими обществами, научно-исследовательскими институтами, техническими ассоциациями и им подобными) профессионального общества, которое вторгается в него не только посредством земных благ, таких, как карьера, продвижение по службе или деньги, но и через неизбежное планирование науки, проистекающее из того, что отношения свободного сотрудничества между наукой и государством уже исчезли, и вопрос о том, чем должна заниматься наука (если она требует от общества поддержки и финансов), становится предметом переговоров18. Любая социальная система в конечном счете характеризуется ее этосом — ценностями, которые стали символами веры, справедливостью вознаграждений, нормами поведения, воплощенными в самой ее структуре. Протестантская этика составляла этос капитализма, а идея социализма — этос советского общества. Таким же образом этос науки есть этос нарождающегося постиндустриального общества. Однако в первых случаях этос разошелся с реальностью. В буржуазном обществе люди стали руководствоваться скорее мирскими стяжательскими принципами и жаждой гедонистских наслаждений, нежели готовностью к самоотверженному труду; коммунистическое общество в настоящее время поддерживает огромные различия в привилегиях, которые становятся наследственными, несмотря на официально провозглашаемый эгалитаризм. В конечном счете и протестантская этика, и 18 Как заметил Ж.-Ж.Соломон: “В наши дни... если и возникает конфликт между наукой и государством, то он развивается не под старым знаменем поиска истины, но под лозунгом эффективности. Требование получения быстрейшей отдачи, вероятно, составляет современную индустриальную версию угроз, которые власть догматов могла осуществлять в прошлом. Рассматриваемая в качестве подобного инструментария, наука есть только одно из средств, которое общество использует для достижения конкретных целей, и процесс принятия решений здесь не может быть изолирован от аналогичных процессов в других областях, таких, как экономика или оборона” (Solomon J.-J. Science Policy In Perspective // Studium Generale. No. 24. 1971. P. 1028.
идея социализма стали скорее идеологиями, набором формальных постулатов, маскирующих социальную действительность, нежели моральными нормами поведения. То же самое может случиться и с этосом науки. Сформулированные на стадии невинности, они рискуют превратиться в идеологию постиндустриального общества: символ веры, провозглашающий в качестве нормы беспристрастное знание, но расходящийся с бюрократическими и технологическими реалиями, тесно увязанными с централизованной политической системой, стремящейся поставить под контроль сложное и фрагментированное общество. Произойдет ли это — и при каких условиях это может произойти — является предметом следующего раздела. ПОЛИТИКА НАУКИ В своем романе “Облик грядущего”, написанном более пятидесяти лет назад, Г.Дж.Уэллс описал опустошенный войною мир, в котором одетые в рубища неандертальцы сражаются дубинами и копьями на безмолвных руинах погибшей технологической цивилизации. Наконец человечество возрождается усилиями роскошно одетой группы ученых, которые ушли несколько десятилетий назад в некие отдаленные евроазиатские пустыни, чтобы создать рациональную цивилизацию, а теперь прибыли обратно и с помощью изобретенного ими сверхоружия устанавливают всеобщий мир среди враждующих наций19. Технократический путь к счастью всегда питал фантазии ученых, которые накладывали свою концепцию порядка на хаотичную общественную жизнь. Это мессианство частично проистекает из харизматического характера науки и исходного представления о Weltanschauung, через призму которых наука рассматривалась как форма просвещения, боровшегося против магии и религий. Эта схема впервые появилась в “Новой Атлантиде”, где создан образ научных откровений, преобразующих невежество и 19 Финальная сцена книги и фильма, в котором Раймонд Масси играет роль главного ученого, показывает, как старшее поколение ученых, сейчас уже немощное, благоговейно и гордо наблюдает, как следующее поколение делает еще один великий шаг в науке — устремляется к Луне!
предрассудки человечества. Отец Соломонова дома говорит гостям: “На наших совещаниях мы решаем, какие из наших изобретений и открытий должны быть обнародованы, а какие — нет. И все мы даем клятвенное обязательство хранить в тайне те, которые решено не обнародовать; хотя из этих последних мы некоторые сообщаем государству, а некоторые — нет”20. Эта мысль получила свое наиболее полное современное выражение в фантастической повести “Голос дельфинов”, опубликованной в 1961 году вездесущим Л.Сцилардом, человеком, который инициировал цепь событий, положивших начало проекту создания атомной бомбы. Написанная с позиции научных знаний 2000 года, книга рассказывает о том, как всемирное разоружение было достигнуто путем вмешательства scientists ex machina. В этой сказке группа.“мериканских и русских ученых открыла способ контакта с дельфинами, значительные возможности мозга которых предполагают наличие высшего разума. Они получают через них решения различных биологических проблем, отмеченные присуждением многочисленных Нобелевских премий и созданием коммерчески выгодных видов товаров. Таких форм связи, конечно, не существовало. Идея использования дельфинов была необходима, чтобы замаскировать объединение научных усилий США и СССР, когда ученые, жертвуя личной славой, аккумулировали большие суммы денег и использовали их для подкупа коррумпированных политиков. Это политическое движение с центром в институте “Амрусс” в конечном счете добилось того, что мировые державы разоружились к 1988 году. В фантастике Л.Сциларда поражают не столько идеи технологических новинок, сколько два мессианских образа. Первый из них — это идея власти избранных. Она основывалась на мысли, которую после войны высказал В.Гейзенберг: “Летом 1939 года двенадцать людей, придя к согласию, могли бы предотвратить создание атомной бомбы”. Второй — презрение к политикам и вера, что только ученые, а не политические деятели могут найти рациональные решения мировых проблем. В фантастических работах Л.Сциларда рассказчик, оглядываясь назад, отмечает: “По-
20 Bacon F. New Atlantis // Andrews Ch.A. (Ed.) Famous Utopias. N.Y., n.d. P. 171 [перевод этой цитаты приводится по: Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М., 1972. Т. 2. С. 523].
литические вопросы зачастую бывали сложны, но они редко были так глубоки, как научные проблемы, решенные в первой половине двадцатого столетия. Это происходило потому, что ученый обсуждает проблему с коллегой, стремясь понять, является ли нечто истинным, в то время как политик подозрительно выясняет, почему человек говорит то или это”21. Однако мессианская роль науки (хотя ей в творческих изысканиях и уделено огромное внимание) редко соблазняла многих ученых. Большинство из них, по понятным причинам, предпочитали “делать науку” и держаться подальше от политики. Исторически свободы университетов и автономия науки гарантировались государством по негласному уговору, что было философски осмыслено М.Вебером в его различии между фактом и ценностями и низведении ценности (и политики) в разряд “предельных” вопросов, по которым наука не в состоянии сказать свое слово. На другом конце спектра существовала небольшая группа ученых, которые, побуждаемые чувством ответственности перед обществом иди патриотизмом (к которым неизбежно примеши- 21 Немногие современные ученые обладали столь же сильным мессианским видением своей роди, как Л.Сцилард, который, наряду с Дж. фон Нейманом, был одним из последних ученых того типа, который восходит еще к эпохе Возрождения. Физик, биолог, основатель теории информации, он внес свой вклад почти в каждую сферу, которой коснулось его неустанное внимание. В своих поразительных мемуарах Л.Сцилард рассказывает, что в 1932 году в Берлине он прочитал книгу Г.Дж.Уэллса “Освобожденный мир”, написанную в 1913 году, где было предсказано открытие искусственной радиоактивности (которое автор относил к 1933 году, т.е. на год раньше ее действительного обнаружения), получение атомной энергии, разработка атомных бомб и мировая война, которую Англия, Франция и Америка ведут против Германии в 1956 году, разрушая при этом все крупные города мира атомными бомбами. Год спустя Л.Сцидард становится беженцем в Англии, и речь Э.Резерфорда, с пренебрежением отвергнувшего возможность получения атомной энергии на промышленной основе, заставила его задуматься над предсказаниями Уэллса. Идея самоподдерживающейся цепной ядерной реакции настолько завладела его умом, что в 1934 году он вывел теоретические уравнения для управления ею. Начитавшись Уэддса и опасаясь, что эти знания станут известны широкому кругу людей, Л.Сцилард передал соответствующую документацию Британскому адмиралтейству, чтобы сохранить их в секрете. Когда Л.Майтнер сообщила об опыте Гана—Штрассмана по расщеплению ядер урана, Л.Сцилард одним из первых осознал его возможные последствия. Он участвовал в первых исследованиях цепных реакций в Колумбийском универси-
вается и стремление к личной власти), служили своим правительствам в качестве советников иди выступали в роли связующих звеньев между правительством и научным сообществом. До второй мировой войны это было делом личного выбора, не влиявшим на положение самой науки. Но в результате войны ситуация полностью изменилась. Наука превратилась в неустранимый придаток власти в силу характеристик нового оружия. Наука стала важнейшим фактором экономического прогресса. Мощь государства ныне определяется не его способностью производить сталь, а качествами науки и ее воплощением через прикладные исследования и разработки в оригинальные технологии. Но этим очевидным причинам новые отношения науки и государства (иди более образно — истины и власти) в полной мере затрагивают структуру науки и как “харизматического сообщества”, и как “профессионального общества”. Таким образом, центральным оказался вопрос: кто говорит от имени науки и с какими целями? тете в 1939 году и стад инициатором письма президенту Ф.Д.Рузвельту (врученного А.Эйнштейном и А.Саксом), которое привело к организации Манхэт-тенского проекта и разработке технологии атомной бомбы. Когда бомба была успешно испытана, Л.Сцилард совместно с Нобелевским лауреатом Дж.Фран-ком предпринял безуспешную попытку убедить правительство не применять ее против Японии. После войны Л.Сцидард активно участвовал в движении ученых по недопущению военных к контролю над ядерной энергией, создав политическую организацию “Совет за жизнеспособный мир”, чтобы оказывать воздействие на общественное мнение и Конгресс США. Он скончался в 1964 году. Воспоминания Л.Сцидарда, собранные его женой из различных интервью, записанных на магнитофонную ленту, изданы в виде книги: Fleming D., BailynD. (Eds.) The Intellectual Migration. Cambridge (Ma.), 1969. Прекрасные воспоминания о Л.Сциларде Э.Шилза появились в: Encounter. December 1964. Р. 35-41. Официальный отчет о разработке атомной бомбы, известный как “Доклад Смита”, показывает первоначальную наивность американской науки. В нем говорится: “В январе 1939 года было сообщено о гипотезе разделения ядра урана и ее экспериментальном подтверждении. В то время для американских физиков идея использования науки в военных целях была настолько непривычна, что они с трудом понимали, что следует делать. Соответственно, первые шаги как по ограничению публикаций, так и получению поддержки правительства предпринимались в основном группой физиков-иммигрантов, объединившихся вокруг Л.Сциларда и включавшей Ю.Вигнера, Э.Тедлера, В.Вайскопфа и Э.Ферми” (Smyth H.D. Atomic Energy for Military Purposes. Princeton, 1946. P. 45).
“Идея американской научной политики, политики, с которой все более идентифицируются и сами ученые, требует, чтобы они имели лидеров, способных действовать от их имени в переговорах с государственными деятелями и другими группами, имеющими отношение к процессу политических решений”, — писал У.Сэйр. Но он сомневался, существуют ли такие уполномоченные представители и скептически относился к идее самого научного сообщества, воспринимая ее как не более чем риторическое выражение22. Кого можно считать ученым? — задается вопросом У.Сэйр. Следует ли различать “твердых” ученых, чья принадлежность к научному миру воспринимается как сама собой разумеющаяся, и “мягких”, которые принимаются на определенных условиях? Являются ли физики и химики членами научного сообщества “по определению”, в то время как другие представители естественных наук должны представить дополнительные доказательства своих притязаний? Можно ли включить сюда инженеров иди только отдельные их группы? Относятся ли к этой категории практикующие врачи или только те, кто занимается медицинскими исследованиями? Составляют ли численно люди науки небольшую элитную группу из приблизительно 96 тыс. человек, перечисленных в справочнике “Американские ученые”, или же исчисляются несколькими миллионами (если отнести сюда инженеров, врачей и ученых-обществоведов)? “Трудности, проистекающие из этих вопросов, — заключает У.Сэйр, — наводят на мысль о том, что выражение "научное сообщество" зачастую используется как стратегическая фраза с целью указать на массу экспертов там, где на самом деле их число невелико, иди предположить единство взглядов там, где господствуют разногласия. Эта фраза, таким образом, относится к тому виду инноваций, столь часто использующихся в политическом процессе, который формирует коалиции и добивается признания определенной точки зрения, апеллируя к тому, что “американский народ”, “общественность” иди “все информированные обозреватели” иди “эксперты” требуют одного и отвергают другое”. Сложности, проистекающие из такого рода номинализма, состоят в том, что подобные ухищрения почти исключают проведе- 22 Sayre W. Scientists and American Science Policy // Science. March 24, 1962. ние любых видов политического анализа. К тому же, кто говорит от лица “бизнеса”, или “афроамериканцев”, иди “бедноты”? В американской политической системе лишь отдельные группы являются “корпоративными” в том смысле, что выбранный ими представитель действует в интересах всех — за исключением, быть может, рабочего класса, где единый орган, Исполнительный совет АФТ-КПП, формулирует всю политику, а Дж.Мини выражает его мнение. Однако общим правилом является расплывчатость границ коалиций и существование представляющих их лиц лишь как персон влияния. Говорят ли Р.Герстенберг (“Дженерал моторс”), Р.Джонс (“Дженерал электрик”), Ф.Кэри (“Ай-би-эм”) иди Дж.Д.Дебаттс (“AT и Т”) от лица бизнеса? Вероятнее всего, нет: никто не выбирал их для этой миссии. Но когда они говорят как бизнесмены, их мнения учитываются правительством в силу занимаемых ими влиятельных позиций. Кто говорит от лица афроамериканцев? Не один конкретный человек и не одна организация. Но М.Л.Кинг и У.Янг имели вес, а Р.Уилкинз и Дж.Джексон имеют влияние в силу позиций, которые они занимают, иди благодаря возможности мобилизовать своих приверженцев. В этом отношении наука сама стала политической системой с определенными центрами мнений и своими представителями. Чтобы определить это сообщество и его лидеров, можно счесть его членами всех, кто публично называет себя учеными, или тех, чьи интересы представлены научными организациями. Эта система состоит из трех групп. Первую, используя жаргонное выражение, образует научный истеблишмент. В него входят в различных конфигурациях выдающиеся представители ведущих университетов, руководители и крупнейшие ученые основных государственных научных лабораторий (Брукхейвенской, Оукриджской, Аргонской, Ливерморской), руководители исследовательских подразделений таких промышленных компаний, как “Белл телефон” иди “Ай-би-эм”, редакторы ведущих научных журналов и главы таких круп-нейших ассоциаций, как Национальная академия наук и Американская ассоциация содействия развитию науки. Это политическая элита, которая не обязательно является сплоченной, и зачастую играет посредническую роль между государством и наукой. Имеется и вторая группа, “профессиональное общество”, состоящее из более чем 1800 отраслевых ассоциаций, таких, как Американское физическое общество, Американское химическое общество, Американский институт биологических наук, Объединенный инженерный совет, Институт радиоинженеров и т.д. Сосредоточенные на решении таких проблем, как публикация и распространение исследований, а также на стандартизации, образовании и подготовке кадров, они действуют все больше и больше как “профсоюзы” соответствующих групп ученых, особенно в отношении правительственных фондов и государственной политики. И наконец, существует небольшая группа, моральный авторитет членов которой обусловлен их местом в “харизматическом сообществе” и чей высокий статус основан на их интеллектуальном вкладе, — А.Эйнштейн, Н.Бор, Э.Ферми, Дж. фон Нейман и в широком смысле все те, кто отмечен Нобелевскими премиями иди другими знаками интеллектуального отличия. Когда люди этой категории философствуют о науке и обществе или высказываются по моральным или политическим вопросам, они символически воспринимаются как говорящие от имени всей науки. При этом, однако, смешиваются два совершенно различных круга социологических проблем. Первый затрагивает роль науки в суждениях по поводу нравственных и политических проблем, встающих перед обществом. Следует ли выступать во имя науки? Должна ди наука пытаться стать независимой от государства или развиваться под его эгидой? Если ее интересы совпадают с государственными, то какую роль она должна играть и что выражать? Как язвительно заметил Л.Сцидард, должны ли ученые верховодить всеми иди же должны прислуживать всем? Второй крур вопросов связан с проблемой государственной политики б отношении науки: степенью контроля иди направлением научных исследований, уровнем финансирования и распределением средств между областями знаний и т.п. На протяжении первого послевоенного десятилетия, с 1945 по 1955 год, доминировал первый круг вопросов, в следующее десятилетие — второй. Сразу же после второй мировой войны новая научная элита оказалась вовлеченной в решение вопросов, связанных с национальной мощью, причем таким непосредственным образом, который не имел прецедента в истории науки. Были люди, верившие, что ученые станут новыми жрецами власти; были и склонные к утопическим взглядам, рассматривавшие ученых в качестве пророков, указывающих путь к новому мировому сообществу. В конечном счете эти представления развеялись, а роль ученых как членов властвующей элиты снизилась. И тем не менее именно этот опыт был решающим для определения политической судьбы науки и решения вопроса о том, какую роль она способна играть в постиндустриальном обществе. В период второй мировой войны наука оказалась связанной с властью совершенно новым образом. В Соединенных Штатах (как и почти в каждой стране) каждый крупный ученый (в первую очередь физики и химики) был вовлечен в процесс создания оружия23. Это особенно относилось к старейшинам “научного сообщества”. Хотя ученые были вовлечены в сотни исследовательских программ, основным усилием, как фактически, так и символичеки, стало создание атомной бомбы. 23 Организация науки для военных целей была возложена на Управление научных исследований и разработок, возглавлявшееся В.Бушем, бывшим профессором электротехники, известным своими работами по прикладной математике, особенно в области дифференциальных исчислений, которая стала одной из основ создания компьютера. В.Буш ранее являлся вице-президентом Массачусетсского технологического института, а к моменту начала войны был президентом престижного научно-исследовательского Института Карнеги в Вашингтоне. В.Буш возглавлял Национальный комитет военных исследований, в который входили К.Комптон, президент Массачусетсского технологического института, Дж.Б.Конант, президент Гарвардского университета, Р.С.Толман, декан аспирантуры Калифорнийского технологического института, Ф.Б.Джуэтт, президент Национальной академии наук, С.П.Коу, верховный уполномоченный США по патентам, и некоторые другие. Каждый из этих ученых возглавил одно из пяти подразделений, занимавшихся определенной группой проблем; Дж.Б.Конант занял пост председателя “Управления Б”, разрабатывавшего бомбы, топливо, отравляющие газы и занимавшегося решением химических проблем, и в этом своем качестве стал эффективным связующим звеном между лабораториями, занятыми созданием атомной бомбы, и Вашингтоном. В первых экспериментальных работах по созданию расщепляющихся материалов физики были разделены на три группы, возглавлявшиеся Нобелевскими дауретами А.Комптоном, Э.Лоуренсом и Г.Юри. Работа над управляемой цепной реакцией велась в Чикагском университете под руководством Э.Ферми. Окончательная сборка бомбы осуществлялась в Лос-Аламосе под руководством Р.Оппенгеймера группой, в которую входили такие ученые, как Г.Бете, Дж.Кистяковски, Р.Бахер и Э.Теддер, при консультации и помощи таких светил, как Н.Бор, Ю.Вигнер, И.А.Раби и др. Краткая официальная история Управления научных исследований и разработок приводится в: Baxter J.P., 3rd. Scientists Against Time. Boston, 1946.
Люди, сотворившие новые виды оружия, быстро заняли ключевые позиции во власти, став не только научными консультантами правительства, но и проводниками и выразителями политики, особенно в вопросе использования “супероружия”, которое само было властью. Редко когда еще новая правящая элита возникала так быстро (вспомним ограниченную роль ученых в первой мировой войне). Ученые заняли авангардные позиции по двум причинам. Одержав победу над силами природы, они пробудили глубинные мифологические и атавистические опасения —страхи перед апокалиптическим разрушением мира — и таким образом стали вселять ужас как люди, пробудившие эту мощь. На более приземленном уровне современное оружие требовало технических знаний, накного превышающих уровень компетентности военных, и они стали в значительной степени зависеть от науки. Но военные и сами приобрели статус новой элиты. Впервые у Соединенных Штатов появился широкомасштабный военный истеблишмент, который, как стало очевидно, будет существовать перманентно. Но военным не нравилась их зависимость от ученых. С 1945 по 1955 год в бюрократических лабиринтах Вашингтона велась скрытая война между этими двумя элитами, которая закончилась политическим поражением науки24. Для ядерных физиков исторический передом произошел в то утро, когда первая атомная бомба была испытана на полигоне Аламогордской авиабазы, известном как Jomada del Muerte (“Долина смерти”). Известие об этом было официально сообщено в невероятно помпезном стиле в заявлении военного министерства: “Успешное вступление человечества в новую, атомную эру состоялось 16 июня 1945 года на глазах возбужденной группы 24 Понятно, что это соперничество было не просто отражением вражды между “учеными” и “военными”. Ученые не представляли собой монолитный блок; по мере развития “холодной войны” ряд известных фигур, таких, как Дж. фон Нейман, Ю.Вигнер и Э.Теллер, заняли жесткую политическую линию, которая зачастую делала их союзниками военных. Однако, как свидетельствуют проходившие в то время дискуссии — было ли это обсуждение вопросов о контроле над ядерной энергией, об установлении международного контроля, о водородной бомбе, развитии системы гражданской обороны иди стратегического авиационного командования, — происходило символическое размежевание ученых, даже несмотря на то, что среди них не было единства взглядов, с военными, представлявшими традиционную форму политического контроля.
прославленных ученых и военных, собравшихся в пустынных районах штата Нью-Мексико, чтобы стать свидетелями первых результатов своих усилий, обошедшихся в 2 млрд. долларов...”25. Парадоксально, но некоторые из людей, стоявших у истоков этого “скачка”, в то время уже прилагали отчаянные усилия, чтобы не допустить завершающего шага. “Они были уверены, — писал Ю.Рабинович десять лет спустя, — что человечество безоглядно вступает в новую эпоху, наполненную непредсказуемой опасностью разрушения. Весной 1945 года эта убежденность привела некоторых ученых к попытке — вероятно, первой в истории --вмешаться в качестве ученых в политические и военные решения нации”26. Эта группа возглавлялась Нобелевским лауреатом Дж.Франком, одним из выдающихся ученых Гёттингенского университета в 20-е годы, и включала Л.Сцидарда, Г.Сиборга, Ю.Рабиновича и других. Комитет Дж.Франка представил меморандум военному министру Г.Л.Стимсону, в котором утверждалось, что главной причиной создания бомбы был страх перед тем, что Германия сделает свою собственную бомбу, не имея при этом никаких моральных факторов, сдерживающих ее применение. Они предупреждали, что с окончанием войны в Европе любые военные преимущества и сохранение жизни американских солдат в результате применения бомбы против Японии будут перевешены последующей “потерей доверия и водной ужаса и отвращения”, которые охватят остальной мир27. 25 Это сообщение было перепечатано в приложении № 6 к “Докладу Смита” (Smyth H.D. Atomic Energy for Military Purposes. P. 247) — официальному докладу о Манхэттенском проекте.
|