Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

политики и технократы в постиндустриальном обществе 17 страница





143 См.: Forbes. November 15, 1971. P. 77.

 

рантье, на доходы от зарубежных инвестиций... Можно ли все­рьез верить в то, что в последние три десятилетия двадцатого века остальные страны мира сочтут возможным и далее допус­кать этот непрекращающийся поток дивидендов, процентов и лицензионных платежей?”144

Таким образом, мы обнаруживаем парадокс развития миро­вой капиталистической экономики: здесь, как и в каждом нацио­нальном государстве, экономические отношения становятся все более встроенными в общий контекст принимаемых политичес­ких решений.

Но эту проблему следует трактовать более широко, как про­блему взаимоотношения развитых индустриальных обществ с остальным миром. Оценки разрыва в уровнях развития богатых и бедных стран отличаются друг от друга, а соответствующие статистические данные страдают неточностью. Однако грубые подсчеты показывают, что мировой валовой продукт в 1971 году составил около 3875 млрд. долл. Считая население земного шара равным 3,6 мдрд. человек, получаем, что среднедушевой доход в мире составил порядка 1075 долл. Но если взять крайние приме­ры, то в США с их ВНП в 1 трлн. долл. (почти 1/4 мирового объема) и населением в 200 млн. человек средний доход на душу населения составил 5 тыс. долларов. Беднейшие же страны мира с населением в 2,3 млрд. человек произвели совокупный продукт, равный 500 млрд. долл. (или только половину ВНП США), и здесь среднедушевой доход составил всего 212,5 долл.145

А.Тойнби как-то писал о возникновении “внешнего пролета­риата”, беднейшей периферии мира, окружающей центры богат­ства. Эта тема вновь зловеще зазвучала в 1965 году из уст Аинь Бяо, второго человека в Китае после Мао Цзэдуна, когда он зая­вил, что “классовые битвы” конца XX века скорее будут проис­ходить между нациями, чем внутри них146. Учитывая тенденции экономического развития, эта разновидность “классовой борь-

144 Замечания П.Самуэдьсона заимствованы из беседы с ним, напечатанной в: Sunday Times. July 30, 1972. P. 12.

145 Данные приводятся по: The Economist. January 22, 1971. P. XVII.

146 tin Piao. Long Live the Victory of the People's War // New China News Agency. September 2, 1965; английский перевод см. в кн.: Criffits S.B. Peking and People's War. N.Y., 1966. Р. 51-114-

 

бы”, если она когда-нибудь и возникнет, вполне может стать “борь­бой цветов кожи”. Однако подобная ситуация выходит за вре­менные рамки нашего прогноза, будучи проблемой XXI века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постиндустриальное общество, как я указывал уже несколько раз, представляет собой прежде всего изменение характера социаль­ной структуры, изменение принципа измерения общества, а не всей его конфигурации. Оно является “идеальным типом”, пост­роением, составленным социальным аналитиком на основе различ­ных изменений в обществе, которые, сведенные воедино, стано­вятся более иди менее связанными между собой и могут быть про­тивопоставлены другим концепциям. Три компонента этих пере­мен можно описать следующим образом: в экономике имеет место сдвиг от обрабатывающих отраслей к сфере услуг; в технологии утверждается ведущая роль основанных на науке отраслей про­мышленности; в социологическом измерении формируются новые технократические элиты и возникает новый принцип стратифика­ции. С этих позиций можно сделать шаг назад и сказать, что пост­индустриальное общество означает появление новых осевых струк­тур и новых осевых принципов: переход от товаропроизводящего общества к информационному обществу, или обществу знаний, а в самих формах производимых знаний — сдвиг по оси абстрак­ции от эмпиризма, или метода проб и ошибок, к теории и кодифи­кации теоретического знания ради управления потоком нововве­дений и формулирования политики. Любые значимые социальные перемены создают новые управленческие проблемы для общества, и в этом Эпилоге я попытался очертить круг вопросов, которые возникают с рождением постиндустриального общества: новые иерархии технических элит и бюрократизация науки; меритократия и равенство; антиномичное развитие альтернативной культу­ры; коммунальное общество и проблематичность консенсуса. Та­ков диапазон проблем: от этоса общества и его ценностей до по­литической системы и социальной организации.

При этом неявных проблем может быть гораздо больше — изменения в сознании и космологических представлениях, полу­тень которых всегда присутствовала на периферии человеческих представлений о себе и мире, сейчас обретают центральное фе­номенологическое значение.

Говоря языком философии экзистенциализма, человек “вбро­шен” в этот мир, противостоя чуждым и враждебным силам, ко­торые он пытается понять и которыми стремится овладеть. Пер­вым было столкновение с природой, и на протяжении тысячеле­тий существования человека его жизнь была взаимодействием с нею: поиском убежища от непогоды, освоением водной и воз­душной стихий, добыванием пищи и средств к существованию из земли, воды, растительного и животного мира. Большая часть правил поведения человека задавалась мерой его приспособляе­мости к переменчивым капризам природы. Большинство совре­менных обществ, судя по форме их социального устройства, по-прежнему живут в этом взаимодействии с природой.

Человек как homo faber занимался изготовлением предметов, и, де?\ая их, он мечтал об изменении природы. Зависеть от нее означало подчиняться ее капризам, признавать ее тиранию и под­вергаться действию закона снижающейся продуктивности. Пе­рестройка природы и создание мира искусственных вещей озна­чало умножение сил человека. Промышленная революция была в своей основе попыткой заменить природный миропорядок тех­ническим, неупорядоченное экологическое распределение ресур­сов и климатических условий инженерно-технической концепци­ей функциональности и рациональности. В индустриальном об­ществе космологическое сознание воплотилось во взаимодействии с миром, трансформированным человеком.

Постиндустриальное общество поворачивается спиной к обо­им этим миропорядкам. Во все углубляющемся опыте своей тру­довой деятельности люди все более и более живут вне природы; все меньше и меньше взаимодействуют они и с машинами — се­годня они живут рядом и имеют дело с себе подобными. Пробле­ма групповой жизни, безусловно, является одной из самых ста­рых трудностей человеческой цивилизации, восходя своими кор­нями к пещерному образу жизни и родовому строю. Но содержа­ние жизни в группах неизбежно меняется. Самые старые формы организованной жизни протекали на лоне природы, и борьба с природой составляла внешнюю цель существования человека. Жизнь, привязанная к вещам, дала людям огромное чувство вла­сти, как только были созданы трансформировавшие мир механи ческие устройства. Но в настоящее время смысл этих прежних форм жизни потерялся, и люди уже почти ничего не знают о них. В круговерти повседневных событий они уже не противостоят природе, не считают ее враждебной или полезной, и все меньше заняты изготовлением устройств и вещей. Постиндустриальное общество является по своей сути игрой между людьми.

Породит ли это изменение опыта сдвиги в сознании и миро­восприятии? На протяжении большей части человеческой исто­рии реальностью была природа: и в поэзии, и в воображении люди пытались соотнести свое “я” с окружающим миром. Затем реаль­ностью стала техника, инструменты и предметы, сделанные чело­веком, однако получившие независимое существование вне его “я”, в овеществленном мире. В настоящее время реальность является в первую очередь социальным миром — не природным, не веществен­ным, а исключительно человеческим — воспринимаемым через отражение своего “я” в других людях. Общество само становится сетью сознания, формой воображения, которая должна быть реа­лизована как социальная конструкция. Поэтому неизбежно, что постиндустриальное общество ведет к появлению нового утопиз­ма, как инженерного, так и психологического. Человек может быть переделан или освобожден, его поведение — запрограммировано, а сознание — изменено. Ограничители прошлого исчезли вместе с

концом эры природы и вещей.

Но не исчезла двойственная природа самого человека — с одной стороны, убийственная агрессивность, идущая от первобытных времен и направленная на разрушение и уничтожение буквально всего; а с другой — поиск порядка в искусстве и в жизни, понимаемого как приведение воли в состояние гармонии. Именно это укоренившееся напряжение определяет социальный мир и допускает представление о стране Утопии, являющееся, возможно, более реалистическим, чем немедленный рай на земле, которого ищет современный человек. Утопия всегда считалась формулой гармонии и совершенства в человеческих взаимоотно­шениях. В древней мудрости она выступала “полезной невозмож­ностью”, концепцией желаемого, к которому человек всегда дол­жен стремиться, но которое, по самой природе вещей, недости­жимо. И тем не менее эти представления служили точкой отсче­та для суждений о людях, идеалом, которым надлежало измерять реальность. Современная гордыня попыталась преодолеть этот разрыв и воплотить идеал в жизнь, но в результате перспектива достижения идеала затуманилась, а идея потеряла свой блеск. Возможно, было бы более разумно вернуться к прежней концеп­ции.

Люди в своем воображении всегда будут стремиться сделать общество произведением искусства; таково содержание идеала. Принимая во внимание задачи, которые должны быть решены для достижения этой цели, вполне достаточно заняться трезвым конструированием социальной реальности.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия