политики и технократы в постиндустриальном обществе 11 страница
79 Любые односторонние выводы, сделанные из трудов столь многогранного, сложного и противоречивого мыслителя, каким был Ж.-Ж.Руссо, являются заведомо неверными. Здесь представлено одно из прочтений его работ, то, которое давалось различными авторами после Великой французской революции. Оно изложено во многих работах и подтверждено историческим опытом.
МИЛЛЬ И ЛОГИКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА Для Ж.-Ж.Руссо, рассматривавшего человеческое общество как управляемое страстями и греховностью, равенство — не самоцель, но средство достижения гражданских добродетелей и формирования нравственных личностей; в своем понимании иерархии целей он исходит из классических представлений о задачах общества. Для второго, более широкого течения политической мысли целью равенства выступает социальный мир, а его направляющим принципом является полезность. Демократия по своей природе конфликтна, поскольку люди постоянно хотят обладать тем, что имеют другие. Но не все общества порождают подобные сравнения. Крепостной не сопоставлял свою судьбу с судьбой землевладельца; у него было свое уготованное место в структуре мироздания, и он воспринимал его фатально. Демократия с ее изначальной приверженностью идеям равенства неизбежно создает мерило отсчета и оценки различий в статусе, богатстве и власти. Там, где человек встречает препятствия на пути исправления этих различий, результатом зачастую бывает — по выражению Ф.Ницше — озлобление иди зависть, гнев и ненависть по отношению к оказавшимся наверху. Как отметил М.Шедер: “Озлобление должно быть с наибольшей силой выражено в обществе, подобном нашему, где относительно равные права (политические и иные) иди официально признанное формальное социальное равенство существуют наряду с широкими реальными различиями во власти, собственности и образовании... Совершенно независимо от характера и опыта индивидов потенциальный заряд озлоболения накапливается в самой структуре общества”80. 80 Schemer М. Ressentiment. N.Y., 1961. P. 50. Сравните его доводы с пассажем А. де Токвидя: “Не следует закрывать глаза на тот факт, что демократическим институтам в наиболее успешной форме удается развить в человеческих сердцах чувство зависти. Это происходит не вследствие того, что они обеспечивают каждому средства подняться до уровня всех остальных, но по причине того, что они постоянно неадекватно применяются пользующимися ими людьми. Демократические институты пробуждают и подогревают страстное желание равенства, не будучи в состоянии удовлетворить его в полной мере. Это полное равенство постоянно как сквозь пальцы ускользает от людей в тот момент, когда, как они думают, они поймали его, улетучиваясь, как говорит Паскаль, в вечность; люди все больше возбуждаются в поисках этого благословения, становятся все более нетерпимыми, поскольку оно кажется все ближе, но его по-прежнему невозможно попробовать. Они приходят в экстаз от мысли об удаче и раздражаются от неопределенности успеха; усталость приходит на смену возбуждению, сменяясь затем горьким разочарованием. В таком состоянии все явления, которые каким-либо образом стоят выше людей, кажутся им помехой на пути удовлетворения их желаний, и они выходят из себя при виде любого превосходства, хотя держатся при этом в рамках закона” (TocquevMe A., de. Democracy in America. N.Y., 1966. P. 183).
Поскольку сверхчувственностъ выступает главной психологической причиной разрушений и конфликтов, перед обществом встает проблема ее снижения. И поскольку неравенство является не случайным, а закономерным — причем различия принимают групповой характер — все группы должны быть включены в состав общества и им должно быть позволено использовать политическую систему как средство исправления различных форм неравенства. Таким образом, главным инструментом социального мира служит представительство. Обоснования данной системы были заложены Дж.Ст.Миллем в его работе “Представительное правление”. “Интересы исключенных классов подвергаются всегда риску остаться в пренебрежении”, — писал он81. Он имел в этом случае в виду различные слои рабочего класса. Хотя другие классы уже не пытались “умышленно” присвоить себе интересы пролетариата, сам факт исключения рабочих означал, что проблемы никогда не рассматривались с их точки зрения. Дж.Ст.Милль пошел настолько далеко в своих утверждениях, что стад доказывать, что представительное правление может существовать только в форме пропорционального представительства; одна из глав его книги, названная “Представительство меньшинств”, исследует систему Т. Хэйра для подобного рода выборов: “План этот не имеет себе равного по достоинству ввиду развития в нем великого принципа управления почти до идеального совершенства... по отношению к своей специальности...” Положительной чертой этого принципа государственного устройства является то, что он “обеспечивает пропорциональное представительство каждой избирательной единице. Не только две главные партии, иди, может быть, несколько самых значительных групп
81 M ill J.St. Representative Government. [L., 1962]. P. 209 [перевод этой цитаты приводится по: Милль Дж.С. Представительное правление. СПб. 1907. С. 56].
меньшинства, но каждое меньшинство во всякой стране, заключающее в себе достаточное число людей, чтобы составить избирательную единицу, на основании принципов равенства и справедливости будет иметь своего представителя”82. Логикой представительства меньшинства является квота. Любая политическая система, чтобы следовать принципу справедливости, должна согласиться с тем, чтобы ее выборные органы состояли из представителей, пропорционально отражающих структуру ее членов. Демократическая партия США пошла именно по этому пути при разработке правил проведения своего съезда 1972 года, установив в качестве условия, что все отделения партии в отдельных штатах должны предпринять “необходимые шаги” по приведению своих делегаций в относительное соответствие структуре населения этих штатов с учетом этнических меньшинств, доли женщин и молодежи (в возрасте от 18 до 30 лет)83. Но это поднимает две серьезные проблемы. Во-первых, как определить законный “интерес”, иди базовый элемент социальной системы, иди группу меньшинства? В первые годы существования США считалось, что законными единицами представительства являются штаты, а Конституция, перед внесением в нее поправок, давала их законодательным собраниям право выбора двух сенаторов от каждого штата. Начиная с 30-х годов и позже легитимными единицами стали “функциональные группы” — бизнесменов, фермеров и рабочих. В 60-е и 70-е годы социальные группы стали определяться в биологических (под, цвет, возраст) и культурологических (этническая и религиозная принадлежность) категориях. Однако если человек избран в представительные органы исходя из его возраста, пола, этнической и религиозной при- 82 Mill J.St. Representative Government. P. 261, 263 [перевод этой цитаты приводится по: Милль Дж.С. Представительное правление. С. 134, 137 ]. 83 В результате женщины составили 38 процентов всех делегатов (по сравнению с 13 процентами четырьмя годами раньше), черные — 14 (по сравнению с 5,5 процента в 1968 году), а делегаты в возрасте до 30 дет — 22 процента (по сравнению с 4 процентами в 1968 году). Однако делегации штата Иллинойс, возглавлявшейся мэрои Чикаго Дэди, было отказано в месте на съезде на том, основании, что она не является “представительной”; делегация заявила, что, эти правила недемократические, хотя и свободно установлены большинством, голосов. Так что же тогда есть демократия — голос большинства иди представительство по социальным группам?
наддежности либо профессии, является ли этот единственный признак решающим фактором, гарантирующим место данному депутату?84 Элементарный социологический факт состоит в том, что у индивида нет единого идентификационного признака, что он характеризуется множеством социальных ролей. Должна ли чернокожая женщина моложе тридцати иметь три голоса вместо одного? Или она должна выбрать какой-то один признак, по которому и попасть в определенную квоту? Во-вторых, если политические органы будут состоять исключительно из [представителей] корпоративных групп, что произойдет с управлением на основе численного большинства? Будут ли несколько больших корпоративных групп перевешивать при голосовании меньшие? Афроамериканцы, например, являющиеся в США одним из наиболее ущемленных меньшинств, составляют около 11 процентов населения. В ряде городов они находятся в большинстве, но эти города не имеют достаточных финансовых ресурсов для обновления или реконструкции. Социолог Г.Ганс утверждает, что никакое численное большинство не будет обкладывать себя налогами или же перераспределять свои богатства, помогая меньшинствам, и, таким образом, в мажоритарном обществе участь негров никогда не будет всерьез улучшена. Поэтому он считает, что элементом на пути к достижению 84 Голова идет кругом от логики представительства меньшинств, доведенной до ее политического завершения. Если проанализировать нынешний состав участников политического процесса, "о законодательное собрание, сформированное на принципах Милдя, состояло бы из депутатов трех полов: мужчин, женщин и гомосексуалистов; трех возрастных групп: молодежи, лиц среднего возраста и пожилых граждан; четырех религий: протестантов (исключая распределение по сектам), католиков, иудеев и мусульман (а куда отнести иеговистов, менонитов и представителей других сект?); четырех ущемленных меньшинств: черных, мексиканцев американского происхождения, пуэрториканцев и американских индейцев; пяти этнических групп “средней” Америки: ирландцев, итальянцев, поляков, немцев и славян; восьми профессионально-квалификационных групп, исходя из стандартной классификации Бюро цензов США. В этом случае американцы англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания, а также некоторые “другие группы” могут найти себе место только среди остаточных слоев населения. Хотя эта схема в несколько карикатурном свете представляет аргументы Дж.Ст.Милля, приведенные в “Представительном правлении”, я всего лишь довел один из его важнейших постулатов до его логического завершения.
равенства является предоставление меньшинствам “права специального вето”85. Это предложение, в сущности, повторяет принцип “согласованного большинства”, который перед Гражданской войной отстаивал Дж.К.Калхун как средство защиты южных штатов от возможного забаллотирования их предложений со стороны северян86. Своя логика есть и в идее “общинного контроля” над социальными ресурсами, такими, как школы, жилой фонд и т.п. Но существует ли в таком случае более широкий социальный или общественный интерес? Если корпоративным или общинным группам позволено осуществлять контроль за решениями, влияющими на их жизнь, то на каком основании можно отказать южанам в праве на проведение политики сегрегации? И если местное сообщество наложит запрет на прокладку шоссе по своей территории, не перекладывает ли она, настаивая на иной конфигурации трассы, издержки на своих соседей в виде более высоких налогов? Целью полного представительства всех меньшинств считается преодоление конфликтов, однако история почти всех обществ показывает, что, когда политическая система поляризуется исключительно по одному признаку — классовому, религиозному, языковому, племенному или этническому, — вспышка жестокого конфликта становится практически неизбежной; там же, где наличествует амальгама “пересекающихся” типов самосознания — например, в Голландии, где существуют как классовые, так и религиозные политические партии, рабочие-католики и рабочие-протестанты расколоты таким образом, что ни религиозные, ни политические черты не доминируют полностью в их сознании — 85 Hems H. We Won't End the Urban Crisis Until We End Majority Rule // New York Times Magazine. August 3, 1969. 86 Дж.К.Калхун утверждал, что такое соотношение требует согласия всех основных групп или фракций, а не простого большинства, сформированного без учета природных и социальных границ, таких, как регионы, группы иди классы. Взгляды Дж.К.Калхуна являлись карикатурой, пусть и элегантной, на модель Дж.Мэдисона. Они представляли собой философское обоснование представительства скорее в гетерогенном, нежели в гомогенном обществе, необходимого для сохранения общественного неравенства, господства белых, прав штатов, антимажоритаризма и власти меньшинства. Необходимо иметь в виду, что эти взгляды получили распространение в период, когда стали формироваться американские политические партии (см. по этому вопросу: McGregor Burns J. The Deadlock of Democracy. N.Y., 1963. Ch. 3, особенно С. 57).
контрольные и сдерживающие функции власти осуществляются наиболее эффективно87. Короче, в состоянии ли принцип квотного представительства в политической системе, определенный на основе общинных иди партикуляристских критериев, помешать ее поляризации или фрагментации и не допустить паралича общественного организма? РОУАЗ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ Если Ж.-Ж.Руссо добивался равенства результатов ради добродетели, а Дж.Ст.Миддь отождествлял пропорции представительства с интересами индивида, исходя из критерия полезности, то современный философ Дж.Роудз стремится утвердить приоритет равенства во имя справедливости. Как он тонко подмечает, “справедливость является первейшей добродетелью социальных институтов, подобно тому как истина есть достоинство системы мышления”88. 87 Исчерпывающее изложение этой проблемы см. в коллективной статье: The Psychology of Voting: An Analysis of Political Behaviour // Lindzey G. (Ed.) Handbook of Social Psychology. Vol. II. Cambridge (Ma.), 1954. 88 Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge (Ma.), 1971. P. 3. Справедливость для Дж.Роудза не концентрирует в себе всю энергетику общества; она представляет основу стандартов распределения и является частью более широкого социального идеала. Он пишет: “Итак, концепция социальной справедливости должна рассматриваться прежде всего как задающая стандарт, относительно которого следует оценивать распределительные механизмы общества. Этот стандарт, однако, не должен смешиваться с принципами, определяющими другие свойства, поскольку как базовая структура, так и социальные формы деятельности в общем могут быть эффективными или неэффективными, либеральными иди консервативными, иметь многие другие характеристики, равно как быть справедливыми иди несправедливыми. Всеобъемлющая концепция, включающая в себя принципы всех свойств базовой структуры наряду с их относительным значением в случае возникновения конфликта, выходит за рамки концепции справедливости; она составляет содержание социального идеала. Принципы справедливости являются хотя всего и частью, но наиболее важной частью такой концепции. Социальный идеал, в свою очередь, связан с концепцией общества, т.е. с видением того пути, каким должны согласовываться цели и средства социального сотрудничества... Для более полного понимания концепции справедливости мы должны иметь четкую теорию социального сотрудничества, на основе которой она и строится” (Rawls J. A Theory of Justice. P. 9-10).
Что есть справедливость? Она не может сводиться к максимальным благам для большинства, поскольку результатом этого может стать несправедливость по отношению к меньшинству. Она должна быть определяющим принципом оценки конкурирующих требований, то есть соответствующего деления социальных благ. Для Дж.Роулза таковой является справедливость как честность89, а основания честности заложены в двух принципах. Первый: каждый индивид должен иметь равное право на наиболее широкие основные свободы, сравнимые с подобными же свободами для других [членов общества]. Второй: социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы (а) их можно было обоснованно рассматривать в качестве результатов личных достижений и (б) они были привязаны к постам и учреждениям, открытым для всех90. Первый принцип имеет отношение к равным гражданским свободам — свободам слова, голоса и собраний, праву быть избран- 89 Идея честности неизбежно предполагает социальную tabula rasa. Дж.Роулз пишет: “При таком подходе положение равенства соответствует месту естественного состояния в традиционной теории общественного договора. Это исходное положение не является, конечно же, представлением о некоем реальном историческом положении вещей, еще менее — о примитивной культуре. Оно понимается как.чисто гипотетическая ситуация, характеристики которой, таким образом, ведут к формированию определенной концепции равенства. Одна из ключевых особенностей такой ситуации состоит в том, что никто не знает своего места в обществе, своей классовой принадлежности или социального статуса и никто также не ведает о своей участи в распределении естественных богатств и способностей, своего уровня интеллекта, физической силы и т.п. Я готов даже предположить, что стороны не знают своих концепций блага или своих специфических психологических качеств. Принципы равенства устанавливаются позади завесы незнания. Такой подход гарантирует, что никто не получит преимуществ и не будет находиться в ущемленном положении от выбора принципов в результате естественной игры случая или стечения социальных обстоятельств. Поскольку все будут находиться в одинаковом положении, и никто не сможет создать условия, благоприятные для него одного, установленные принципы равенства окажутся результатом честного соглашения или торга” (Rawls J. A Theory of Justice. P. 12). 90 Окончательные формулировки Дж.Роудза, в которых отражено его понимание приоритетности, приведены в: Rawls }. A Theory of Justice. P. 302-303. Для целей нашего рассуждения мы можем ограничиться их первоначальной редакцией.
ным на общественную должность и т.п. Второй связан с социально-экономическими неравенствами — распределением доходов и богатства, различиями в степени полномочий и т.п. Нас интересует прежде всего второй принцип. Ключевыми в его формулировке являются двусмысленные выражения “в соответствии с личными достижениями” и равно открытые для всех”. Что они означают? Цель рассуждений Дж.Роулза является сложной, но понятной. “Равно открытые для всех” может означать либо равные в том смысле, что карьеры открыты для талантливых людей, либо равные в смысле “равенства справедливых возможностей”. Первое понимание просто означает, что людям, у которых имеются способности и устремления, полагаются те места, которые они занимают. Это традиционный либеральный взгляд. Но Дж.Роулз отмечает, что он не принимает во внимание искажения, обусловленные социальными неожиданностями. “Во всех социальных сферах, — пишет он, — должны существовать примерно равные перспективы повышения культурного уровня и мобильности для каждого человека, имеющего сходную систему мотивации и одаренности... Шансы на получение культурных знаний и навыков не должны зависеть от классовой позиции человека, и, таким образом, система школьного образования, будь она частной иди государственной, должна быть организована таким образом, чтобы устранять классовые барьеры”. Этот либеральный принцип трактует необходимость устранения социальных различий для обеспечения равных стартовых возможностей, но оправдывает неравные результаты, основанные на естественных способностях и талантах. Однако для Дж.Роулза “естественные” преимущества столь же произвольны иди случайны, как и социальные. Они не обеспечивают “справедливых возможностей”. “Существует не больше оснований связывать распределение доходов и богатств с распределением естественных дарований, чем, скажем, с исторической иди социальной удачей... На степень, в которой развиваются и достигают зрелости естественные способности, влияют все формы социальных условий и классовых отношений. Даже сами стремления совершить усилия, предпринять попытку, другим образом обратить на себя внимание зависят от благополучия семьи и благоприятности социальных обстоятельств. На практике не возможно обеспечить равные шансы на социальные достижения и доступ к культурным ценностям даже для почти одинаково одаренных людей, и поэтому нам, возможно, придется принять принцип, признающий этот факт и смягчающий произвольные последствия естественной лотереи”*. Дж.Роудз поэтому приходит к выводу, что нельзя выравнять возможности и что их можно лишь увязать с другой целью — с равенством результатов. “Никто не заслуживает ни больших естественных способностей, ни более благоприятной стартовой позиции в обществе. Но отсюда не вытекает, что эти различия должны быть устранены. Существует другой способ обращения с ними. Базовая структура может быть организована таким образом, что эти непредвиденные обстоятельства будут работать на благо наиболее обездоленных. Таким образом, если мы хотим создать такую социальную систему, в которой никто не выигрывает и не проигрывает от своего места в системе распределения естественных дарований или от своих стартовых позиций в обществе, в которой каждый теряет или обретает взамен этого некоторые компенсирующие преимущества, мы приходим к "принципу различия" (difference principle)”91**. Таким образом, вопрос поворачивается от “равной открытости для всех”, т.е. от шансов на место в обществе, к проблеме распределения базовых социальных благ или ценностей, т.е. к смыслу понятия “индивидуальные преимущества”. Это выражение, по Дж.Роулзу, может быть определено в категориях “принципа эффективности” или “принципа различия”. “Принцип эффективности” соответствует тому, что в экономике благосостояния подучило название “оптимальность Парето”. Распределение благ или полезностей считается эффективным в случае достижения такой точки равновесия, когда невоз- * Rawls J. A Theory of Justice. P. 74. 91 Как далее отмечает Дж.Роулз, “естественно одаренные люди не должны иметь выгод оттого, что они являются более способными; таковые должны лишь покрывать издержки их подготовки и образования и использоваться в формах, которые помогают также и менее удачным” (Rawls }. A Theory of Justice. P. 101). См. также обсуждение Дж.Роулзом проблемы того, “заслуживают” ли индивиды преимуществ в виде естественных способностей (Rawls }. A Theory of Justice. Р. 104). ** Rawls }. A Theory of Justice. P. 102.
можно изменить существующие стандарты распределения, ставя ряд диц (или даже одного человека) в явно лучшие условия не ухудшая при этом благосостояния других (иди другого). Утилитарный принцип — “оптимальность Парето” — имеет отношение лишь к спектру предпочтений и безразличен к реальному [политическому ] торгу. Для Дж.Роулза проблема “принципа эффективности” состоит в том, что, примененный к категории справедливости, он не в состоянии определить, кто именно должен быть поставлен в лучшие условия иди не оказаться в худших. “Принцип различия” означает, что если некоторые находятся в заведомо лучших условиях, то менее удачливые также должны быть поставлены в лучшее, а в ряде случаев даже в гораздо более лучшее положение. Если один человек оказывается в выигрыше,” в таком же положении должны находиться и остальные. “Интуиция говорит о том, что социальный порядок не должен создавать И поддерживать более выгодные перспективы для тех, кто находится в лучшем положении, до тех пор, пока это не будет обеспечено и для менее удачливых”92*. Все это приводит Дж.Роулза к более широкой концепции социальной справедливости иди социального идеала: “Все базовые социальные блага — свобода и возможности, доходы и богатство, другие основы самоуважения — должны быть распределе- 92 Прибегая к интересному сравнению, Дж.Роулз (подобно Ж.-Ж.Руссо) использует прообраз семьи в качестве модели своего принципа. “Семья по своему замыслу и зачастую на практике, — пишет он, — является тем местом, где отвергается принцип максимизации суммы преимуществ. Члены ее часто не стремятся получить какие-то преимущества, если они не могут делать это способами, которые способствуют реализации интересов также и остальных членов. Попытка действовать на основе "принципа различия" имеет точно такие же последствия” (Rawls J. A Theory of Justice. P. 105). Трудность, возникающая в связи с этим аргументом, — если рассматривать общество как семью, только больших размеров, — состоит в том, что семья, как утверждал З.Фрейд, скрепляется вместе любовью, что носит специфический характер. Муж любит свою жену и детей — и пытается распространить на них свои преимущества. Там, где любовь расши ряется до размеров общества, она становится “бесцельной” (поскольку один че ловек дюбит всех) и в результате слабой и недейственной. Поэтому З.Фрейд утверждал, что коммунизм невозможен в открытом обществе (см.: Freud S. Civilization and Its Discontents // Standard Edition of the Complete Psychological Writings of Sygmund Freud. Vol. XXI. L., 1961. P. 112-113). * Rawls J. A Theory of Justice. P. 75. ^ чы равномерно, если только неравное распределение любого или всех этих благ не способствуют успехам наиболее ущемленных”93. Цо этой же причине Дж.Роулз отвергает идею меритократии. Хотя меритократическая идея является демократической, она противоречит концепции справедливости. “[Меритократический] социальный порядок следует принципу открытости карьер для талантов и использует равенство возможностей как форму высвобождения человеческой энергии в стремлении к экономическому благоденствию и политическому лидерству. Между высшим и низшим классом существуют заметные отличия как в получении средств для жизни, так и использовании прав и привилегий организованной власти. Культура беднейших слоев дискриминируется, тогда как культура правящей и технократической элиты прочно основана на служении национальным целям власти и богатства. Равенство возможностей означает равные шансы оставить менее удачливых позади в собственном стремлении к влиянию и социальному статусу. Таким образом, меритократическое общество представляет опасность для иных, кроме демократической, интерпретаций принципа справедливости. Ибо, как мы только что видели, “принцип различия” фундаментально трансформирует социальные цели. “Принцип различия” имеет два следствия для социальной политики. Первый из них — принцип компенсации отдельным лицам: “Согласно этому принципу, незаслуженные неравенства требуют компенсации, а поскольку неравенства, обусловленные рождением и естественной одаренностью, относятся к этому числу, они должны быть каким-то образом компенсированы. Таким образом, для справедливого обращения со всеми людьми, для обеспечения подлинного равенства возможностей общество должно уделять больше внимания лицам с меньшей естественной одаренностью и тем, кто рожден в менее благоприятных социальных 93 Ранний, несколько отличный, вариант этой концепции также приводится в книге Дж.Роулза (см.: Rawls }. A Theory of Justice. P. 62). Последующий вариант, подчеркивающий преимущества для наиболее ущемленных, больше подходит для моей аргументации. В этом контексте можно сказать, что утилитаризм, который является логической основой буржуазной экономической теории, следует принципу безразличия в том, что каждый человек добивается своих собственных благ независимо от остальных членов общества, а невидимая рука координирует социальную деятельность.
условиях. Идея состоит в корректировке непредвиденных обстоятельств в сторону обеспечения большего равенства. В ходе реализации этого принципа значительные ресурсы следует направлять на обучение скорее менее, нежели более интеллектуально развитых индивидов, по крайней мере в течение определенного периода жизни, например, в первые школьные годы”. Вторым является более общий принцип, согласно которому талант следует рассматривать как социальное достояние, плоды которого должны быть доступны всем, особенно менее удачливым: “[ "Принцип различия" ] трансформирует цеди базовой структуры /таким образом, что совокупность его институтов более не ориентирована на социальную эффективность и технократические ценности. Мы видим в этом случае, что “принцип различия” представляет собой в сущности соглашение о распределении природных талантов как общего достояния и о разделении его выгод, какими бы таковые ни оказались. Те, к кому природа отнеслась благосклонно, независимо от того, кем они являются, могут получать блага от своих природных дарований только в условиях, которые ведут к улучшению положения оказавшихся в проигрыше”*. Мы сталкиваемся здесь с фундаментальным обоснованием важнейшего сдвига в системе ценностей: вместо принципа “от каждого по способностям — каждому по способностям” мы имеем принцип “от каждого по способностям — каждому по потребностям”. Оправданием же потребностей является честное отношение к тем, кто оказался в ущемленном положении по причинам, которые они не в состоянии контролировать. В философии Дж.Роулза мы видим наиболее серьезную попытку современного оправдания социальной этики. В его переоценке равенства как справедливости заложены предпосылки развития политической философии, которой суждено изменить интеллектуальный климат последних десятилетий XX века, подобно тому как доктрины Дж.Локка и А.Смита сформировали идеологию XIX столетия. Либеральная теория общества была создана в ходе слияния концепций индивидуализма и рациональности. В ее рамках свободный индивид пытался удовлетворить собственные потребности на основе своего труда — и он должен был подучить вознаграждение за свои усилия, мужество и
|