Оценка Мэйдзи исин в отечественной и мировой историографии. Дискуссионный аспект проблемы.
Вторжение европейского и американского капитала в страны Востока и насильственное включение их в систему мирового капиталистического рынка ознаменовались в XIX в. подъемом национально – революционных и буржу-азно – реформаторских движений на огромных пространствах от Магриба до Малайского архипелага. Но только Японии удалось полностью сохранить независимость и встать на путь капиталистического развития в результате политических событий 1868 – 1869 гг. и последовавших за ними обществен-ных преобразований, в своей совокупности получивших в стране название Мэйдзи исин («обновление или реставрация Мэйдзи») и часто именуемых в историографии также революцией Мэйдзи.
Уяснение типологии буржуазно – реформаторских движений в стра- нах Востока, определение их места во всемирно – историческом процессе развития и утверждения капитализма невозможно без изучения революции Мэйдзи в качестве предмета историко-социологического анализа, основан-ного на использовании сравнительно – исторических методов исследования.
Японская официозная историография трактует события 1868 – 1869 гг. как реставрацию власти императора, восстановившей национальную мощь Японии, а большинство западных историков видит в них начало процесса «европеизации» страны, протекавшего при руководящей роли западных
держав. Американские авторы создали теорию «модернизации», опираясь на которую выдают «японский путь развития» за «образец» для освободив-шихся государств.
В прогрессивной историографии события 1868 – 1869 гг. изучаются в тесной связи с особенностями социально – экономического развития Японии, характеризовавшегося слабостью капиталистического уклада и отсутствием сформировавшейся как класс буржуазии. Внешний фактор рассматривается как катализатор, ускоривший созревание тех внутренних процессов, которые подспудно развивались в японском обществе накануне революции Мэйдзи. И среди советских историков, и в среде прогрессивных японских ученых, стоящих на позициях исторического материализма, существовали различные, на первый взгляд, взаимоисключающие друг друга оценки этого явления.
В советской историографии начала 30-х гг. ХХ в. суть Мэйдзи исин расценивалась как нереволюционный, а подчас и прямо реформистский тип решения задач буржуазной социальной революции. О. В. Куусинен в статье, написанной на основе доклада на заседании Президиума Исполкома Комин-терна, рассматривал события в Японии как незаконченный «буржуазный переворот», имевший своим результатом образование полуфеодальной абсолютной монархии и капиталистическое развитие «по пути компромисс-сов между поднимающейся буржуазией и феодальным крупным землевладе-нием»; в сравнении с революцией Мэйдзи даже самые половинчатые бур-жуазные революции в Европе были более глубокими. Почти одновременно И. М. Майский в книге, опубликованной под псевдонимом, обосновывал мнение, что «ликвидация феодализма в стране совершилась не революцион-ным франко – американским, а реакционным, прусско – российским путем». Аналогичные оценки высказывались и в послевоенное время.
Большинство советских историков 60 – 80-х гг. ХХ в. рассматривали Мэйдзи исин как незавершенную буржуазную революцию. По их общему мнению, в результате переворота 1868 г. в Японии власть перешла от феода-льной реакции /в лице «узурпатора» – сёгуна/ к прогрессивным слоям саму-райского дворянства /в лице «законного» императора/, объективно выражавшим интересы новых, так называемых полуфеодальных помещиков и круп-ного купечества; последующие преобразования, несмотря на половинчатость и компромиссный характер, вывели Японию на путь капиталистического развития. Понятие «незавершенность» революции связывалось, как правило, с незаконченностью социально-экономических перемен. Своеобразие сдвига в области политической надстройки, не вышедшего за феодально – классо-вые рамки, некоторые объясняли следующим высказыванием В. И. Ленина: «В политике не так важно, кто отстаивает непосредственно известные взгля-ды. Важно то, кому выгодны эти взгляды, эти предложения, эти меры». Однако проведенные в Японии после 1868 г. реформы оказались весьма вы-годны не только зарождающимся капиталистическим элементам, но – в зна-чительно большей степени – и бывшим феодальным князьям, которым они дали возможность и остаться у кормила государственного правления, и без-болезненно превратиться в членов финансовой олигархии, вкладчиков бан-ков, участников акционерных обществ, владельцев промышленных предпри-ятий. В ряде случаев понятие «незавершенность» революции связывалось и с незавершенностью социального сдвига в области политической надстройки.
Часть прогрессивных японских историков считает Мэйдзи исин своеобразной буржуазной революцией. По мнению некоторых из них, её ре-зультатом явилось образование абсолютизма в такой форме, которая позво-ляла ему путем внутреннего развития перерасти непосредственно в буржуаз-ную власть. Трактовку Мэйдзи исин как перехода к абсолютизму впервые выдвинул еще в ходе дискуссий 20-30-х гг. ХХ в. в Японии Хаттори Сисо, однако он рассматривал этот переход как реформу, осуществленную «свер-ху» самим господствующим классом.
Проблему соотношения революции и абсолютизма затрагивает некоторым образом и англичанин У. Бисли, автор первого в западной историогра-фии монографического исследования социально – политической истории Мэйдзи исин. Он не склонен считать события в Японии революцией в пол-ном смысле, так как они не имели социальных целей. Политическое движение конца 60-х – начала 70-х гг. XIX в., по его мнению, не было ни буржуазным, ни крестьянским, ни абсолютистским. Поскольку главную по-будительную роль играли требования национального возрождения и нацио-нального единства, то У. Бисли считает возможным применить к событиям в Японии термин «националистическая революция». Заметим, что основополо-жники марксизма связывали возникновение абсолютистских тенденций с це-лым рядом факторов: и с началом процесса формирования класса буржуазии, и с усилением крестьянских движений, и /что особенно важно/ с разделением труда в национальном масштабе, создавшем предпосылки, необходимые для национальной централизации.
Большинство современных японских прогрессивных историков трак-тует события 60 – 70-х годов XIX в. в Японии как перестройку феодального господства путем «абсолютистской реформы». Наиболее последовательно эту точку зрения проводит Тояма Сигэки. По его мнению, решающий удар сёгунату нанесли народные массы, которые вплотную подошли к кануну аграрной революции, однако феодальные круги использовали их в своих интересах, а затем направили их активность по другому руслу и в нужный момент подавили. В последнем тезисе фокусируются основные расхождения между советскими историками, считавшими революцию Мэйдзи буржуаз-ной революцией, и теми японскими прогрессивными историками, которые рассматривают её только как проведённую «сверху» самим господствующим классом реформу. Сторонники второй точки зрения ссылаются на тот факт, что народное движение, достигшее наивысшего подъема в 1866 г., приняло осенью 1867 – весной 1868 г., т. е. в период свершения революции Мэйдзи, форму ритуальных экстатических шествий и плясок – традиционный обряд, который господствующий класс в критические для себя моменты специально провоцировал в целях разрядки революционной энергии масс. Поэтому пере-ворот 1868 г. произошел не на подъёме, а, наоборот, во время спада народной борьбы. Советские историки обычно рассматривали это обстоятельство как показатель непрекращающегося антифеодального движения, а в качестве важнейшего аргумента в пользу тезиса о революционном характере переворота 1868 г. ссылались на организацию в тот период в Японии так называе-мых «необычных» отрядов / кихэйтай /, рекрутировавшихся сторонниками восстановления императорской власти из простонародья. Тояма не считает эти отряды народными в полном смысле слова, ибо «мобилизация народа была проведена сверху, а руководство отрядами целиком принадлежало низкоранговым самураям»; включив ополченцев в дворянское сословие, господствующий класс получил возможность использовать в своих интересах боевые антифеодальные настроения масс. Более того, ополченцев направляли и на борьбу с крестьянскими восстаниями.
Отмеченные различия во взглядах между японскими и советскими историками сами по себе достаточно убедительно выявляют непродуктивность поиска оценки Мэйдзи исин в рамках антиномии «реформа» – «революция». Эти различия почти полностью стирались общностью большинства частных аргументов обеих групп историков. Советские авторы, подобно японским, считали, что крестьянское движение не переросло в подлинно антифеодальную революцию, а самурайское дворянство, так же как и зарождавшиеся капиталистические элементы, стремилось изменить лишь существующий политический строй путем реформ «сверху».
Существующие расхождения между советскими и прогрессивными японскими историками были обусловлены в значительной мере необходи-мым в гносеологическом плане расчленением целостного явления на сос-тавляющие его части. Обратное же воссоединение их в многообразное единство требовало комплексного историко – социологического подхода, выработки адекватной этому единству теоретической модели, учета конкретных проявлений диалектического взаимодействия понятий «реформа» и «революция». Подобный подход в советской историографии наметился еще в начале 40-х гг. ХХ в., но впоследствии не получил достаточного развития. Правда, в 1967 г. Ф. А. Тодер предприняла попытку выявить одну из сторон указанного взаимодействия. «Историческое значение переворота 1868 г., – писала она, – может быть понято только в комплексе с последовавшими за ним преобразованиями, которые объясняют сущность событий 1867 – 1868 гг. как незавершенную буржуазную революцию». Вопрос же о месте этих преобразований в решении задач «незавершенной революции», равно как и проблемы власти, остался открытым. Недоставало, по – видимому, чёткой характеристики внутренней структуры революции Мэйдзи. В 1968 г. Е. М. Жуков дал такую характеристику /без применения термина «незавер-шённая революция»/: события 1867 – 1868 гг., несмотря на компромиссный исход борьбы, «носили, безусловно, революционный характер», поскольку «в конечном счёте восторжествовали именно капиталистические производ-ственные отношения», но соответствующие реформы проводились по «прус-ско – германским,,образцам,,». Эта двойственность объяснялась отсутст-вием субъективного социального фактора, способного «довести до конца разрешение революционных, антифеодальных задач».
Такой подход вполне соответствует характеру записи В. И. Ленина в составленном им «Опыте сводки главных данных всемирной истории после 1870 года», где под рубрикой «Революционные движения (непролетарского характера)» за период 1870 – 1875 гг. отмечено: «1868 – 1871: Япония. (Революция и преобразования.)». Проведенное здесь разграничение обоих понятий использовано для характеристики внутренней структуры единого целого, общая оценка которого требует еще выявления их конкретного соот-ношения. «Понятие реформы, – писал В. И. Ленин, – несомненно, противопо-ложно понятию революции; забвение этой противоположности, забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым серьёз-ным ошибкам во всех исторических рассуждениях. Но эта противоположно-сть не абсолютна, эта грань не мёртвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае». С «незавершенной» аграрной реформой 1872 – 1873 гг. в литературе часто связывается незавершенность самой «революции Мэйдзи». Однако В. И. Ленин считал решение «объективных исторических задач буржуазной революции» целью не одной революции, одной революционной «волны», сколько эпохи буржуазного общественного переворота вообще, «всего цикла буржуазных революций». Мэйдзи исин открыла путь к проведению таких социально – экономических реформ, характер и значение которых могут бы-ть объяснены лишь революционными чертами предшествовавшего им пере-ворота в области политической надстройки. Советские историки, рассматривавшие Мэйдзи исин как незавер-шённую буржуазную революцию, как правило, проводили аналогии между социально – политическими процессами в Японии и в тех европейских стра-нах, которые пережили ранние буржуазные революции. Продолжая такой подход, можно, в частности, обнаружить определенное сходство между революцией Мэйдзи /с предшествовавшими ей и последовавшими за ней крестьянскими движениями средневекового типа/ и Крестьянской войной и Реформацией в Германии начала XVI в., которые, по словам Ф. Энгельса, не вышли «за рамки слабой и бессознательной попытки преждевременного установления позднейшего буржуазного общества». Носившая в известной степени характер национального движения революция Мэйдзи, как и нидер-ландская революция XVI в., получила ускоряющий импульс извне и имела главной задачей создание самостоятелъного централизованного государства, способного обеспечить независимое существование страны. Так же как и в Нидерландах, представители японского торгового капитала, не заинтересо-ванные в решительной «чистке» феодализма, выступали в союзе с дворянст-вом. Подобно английской революции XVII в., свершившейся при руководя-щей роли «нового дворянства», революция Мэйдзи, осуществленная под руководством самурайского дворянства, не привела к установлению «чисто-го» господства буржуазии. В Японии, так же как в Нидерландах и Англии, имело место сложное переплетение революционных выступлений крестьян и городской бедноты с «дворцовым переворотом». Однако плодотворность подобных аналогий во многом связана с прави-льным пониманием исторической эволюции классового содержания абсолю-тизма. Японские историки /Хаттори, Исии и др./ трактуют его по аналогии с классическими «образцами» во Франции и Англии как последнюю ступень развития форм феодальной власти и отсюда вполне логично приходят к взг-ляду на революцию Мэйдзи как на реформу, осуществленную в рамках фео-дализма. Советские историки считали сложившийся в результате Мэйдзиисин японский абсолютизм политической формой диктатуры помещиков и буржуазии. Явления аналогичного порядка имели место в Германии, Австрии, России и других европейских странах в XIX – начале XX в. и осо-бенно явственно обнаружились затем в некоторых азиатских государствах, вставших на путь капиталистического развития. Задача перехода от феода-льно – деспотических форм правления к буржуазным нигде в странах Азии не была решена в результате однократного акта. В Японии переход от фео-дальной деспотии к полуфеодальному абсолютизму решил важнейшую про-межуточную задачу буржуазного преобразования политической надстройки. В отличие от классического абсолютизма, заключительной стадии развития феодализма, в Японии полуфеодальный абсолютизм открыл переходный этап в формировании буржуазно – конституционной монархии и начальную ста-дию развития буржуазного социального переворота. Показательно мнение японских ученых Кавано Кэндзи, рассматривающего японскую бюрократи-ческую военно – монархическую систему как раннебуржуазное, бонапарти-стское государство, и Уэяма Дзюмпэй, определяющего Мэйдзи исин как переходный момент от феодального государства к буржуазному. Полуфеодально – абсолютистский этап в буржуазной трансформации феодальной политической надстройки был обусловлен той особенностью переворота 1868 г., которая существенно отличает его от всех предшествую-щих буржуазных революций, Осуществлённый при активном участии феода-льного класса, он имел своей целью не приспособление этого класса к уже развитым внутри страны буржуазным отношениям, а поощрение «сверху» капиталистического развития и его собственное безболезненное превращение в буржуазию. Выкуп феодальных привилегий путем назначения пожизнен-ных пенсий /1871 г./, а затем «капитализация пенсий» /1876 г./ способство-вали довольно быстрому переходу феодальных князей в разряд верхушки торгово – финансовой и промышленной буржуазии. Феодальные землевла-дельцы еще в результате аграрной реформы 1872 – 1873 гг. превратились в полуфеодальных помещиков, многие из которых стали одновременно и капи-талистическими предпринимателями. Правительственная политика индуст-риализации и распродажи государственных предприятий частным предпри-нимателям углубила эти процессы. О. В. Куусинен оценивал господствую-щие в послемэйдзийской Японии слои как «своего рода оригинальную смесь из быстро добившихся головокружительного богатства капиталистических спекулянтов и из азиатских феодальных хищников». «Феодальный национализм», свойственный всем азиатским странам в период отражения ими иностранной агрессии в XIX в., в Японии в крайне сжатые сроки принял форму того типологически определенного вида «дво-рянской революционности», который в Европе отчетливо проявился в рус-ском, польском и испанском освободительных движениях XIX в. Пример феодально – католической Испании, начавшей свою эпоху буржуазного общественного переворота национально – освободительной борьбой против наполеоновского нашествия и пережившей в 1808 – 1874 гг. целый цикл не-завершенных буржуазных революций, даёт интересный материал для исто-рико – типологического изучения революции Мэйдзи. Можно отметить, в частности, однотипность стоявших перед революционным движением в обеих странах объективных задач в сфере политиче-ской надстройки. Государственный строй Испании, как отмечал К. Маркс, имел лишь чисто внешнее сходство с абсолютными монархиями Европы и по своей сущности был гораздо ближе к деспотическим азиатским формам правления. Вместе с тем в условиях преобладания «дворянской революцион-ности» и в силу ряда исторических и культурных традиций борьба двух об-щественных систем приняла в Испании, как и в Японии, форму столкновения противоположных династических интересов и средневековых гражданских войн. Марксов анализ событий в Испании показывает, что неотъемлемым атрибутом «дворянской революционности» является контрреволюционно-сть. В этой связи показательно мнение известного японского историка Хани Горо: «Буржуазная революция в Японии с самого начала … включала в себя контрреволюционные элементы». Однако суть сложного и внутренне противоречивого единства «дворянской революционности» состоит в том, что контрреволюционные меры используются её носителями не в целях сохранения основ феодализма, как полагают некоторые японские историки, а в интересах реформистского решения назревших задач буржуазного обще-ственного переворота. Конкретное соотношение революции и реформы в исторически опре-делённых границах именно «дворянской революционности» проявилось в Японии с рядом особенностей, обусловленных ее внутренней специфики. К началу событий 1868 – 1869 гг. необходимость проведения ряда политиче-ских реформ в целях предотвращения народной революции, с одной сторо-ны, и во имя защиты так называемых: общенациональных /т.е. государствен-ных/ интересов, с другой, стала ясна всем слоям класса феодалов. Большин-ство японских прогрессивных историков, в том числе и такие известные, как Хаттори и Тояма, утверждают, что в Японии существовало два пути к абсо-лютизму – во главе с сёгунатом и во главе с императорским двором. По мне-нию У. Бисли, борьба между ними фактически началась не из-за того – про-водить или не проводить реформы, а из-за того – кому их проводить. Пере-ворот 1868 г., решивший этот спор /в значительной мере благодаря недоволь-ству большинства князей ущемлением феодальной вольницы сёгунатом/ в пользу императорского двора, носил мирный, бескровный характер. Он был осуществлен без всякого участия широких общественных слоев. Начавшаяся позже /ввиду отказа сёгуна подчиниться императору/ «мимолётная граждан-ская война» вылилась в столкновение двух феодально – самурайских армий, в целом довольно успешно обуздавших революционные настроения народ-ных масс. Таким образом, при наличии в Японии исторически сложившегося двоецентрия властей каждый из двух путей общественных преобразований был связан с действиями «сверху».
Причины ускоренной буржуазной эволюции Японии, равно как и харак-терные особенности революции Мэйдзи, могут быть поняты только с учётом политики западных держав. На долю правителей Японии, поставленной в по-ложение полуколониального, экономического отсталого рынка международ-ного капитала, так же как и Центральной хунты, оказавшейся во главе пер-вой испанской революции, выпал счастливый случай: внутренние потрясе-ния совпали с необходимостью защищаться от нападения извне, что создало возможность сочетать социальные преобразования с мерами национальной обороны. В Испании Центральная хунта делала всё от неё зависящее, чтобы помешать этому. Антисёгунские силы Японии, будучи вынуждены под дула-ми западных орудий отказаться от борьбы «за изгнание варваров», нашли стратегически и тактически верный способ сочетания преобразований и мер самозащиты: путем принятия выдвинутой западными державами политики «открытия страны» осуществить лозунг – «богатая страна и сильная армия». По мнению У. Бисли, этот «наименее безболезненный» путь самоукрепления был таким перевоплощением идеи «изгнания», в котором «ненависть к ино-странцам и идея модернизации слились воедино». Обусловленный таким стратегическим маневром переход Англии /а затем и США/ от поддержки сёгуна как главной стабилизирующей силы в Японии к поддержке антисё-гунских сил помог «императорской партии» предотвратить возможный революционный взрыв, ликвидировать сёгунат Токугава и приступить к осуществлению политических и социальных реформ. Позиция Англии определялась главным образом неблагоприятно сложившейся для неё в тот момент обстановкой в Китае, охваченном восстанием тайпинов. Правительство Англии решило поддержать в Японии проведение «сверху» политических реформ, способных решить первоочередные задачи буржуазной революции и, в частности, – ликвидировать феодальную вольни-цу, но при сохранении прав феодалов. Этот курс английской политики был разработан в основных своих чертах ещё до начала революции Мэйдзи британским посланником в Японии Р. Алкоком и претворён в жизнь при его преемнике Г. Парксе. Р. Алкок учитывал «печальный опыт» тайпинского восстания в Китае, показавшего «опасность этой по – азиатски упорной и решительной борьбы народных масс, смут, насилия и террора». Он указывал на предпочти-тельность таких методов проведения «коренных политических и социальных реформ», которые не вызвали бы «беспорядков, насилия и кровопролития». Свое кредо Р. Алкок выразил следующим образом: «Переворот, ставящий своей целью утверждение в Японии новых принципов, должен зат-ронуть всю систему сверху донизу, но он не должен проводиться кем – либо извне или под давлением снизу». За потерю Японии как колонии Запад ком-пенсирует себя тем, что это государство станет «форпостом в смысле обеспе-чения интересов стран Европы и США на Дальнем Востоке. Не говоря уже о торговле с Японией, мы смогли бы оказывать через Японию влияние на страны Дальнего Востока и благодаря этому смогли бы обойтись без воен- но – морских и сухопутных сил». Г. Паркс в 1867 г. следующим образом вы-разил стремление Англии: «Японцы мирным путём проведут одну из самых важных реформ – реформу судебной системы, которая может превратиться в настоящую революцию государственной системы … Мы в данном случае хотим, чтобы появилось сильное центральное правительство, которое рас-пространило бы своё господство на всю территорию Японии и, признавая надлежащие права князей, могло бы всецело подчинить их». Реформы в стране были проведены под непосредственным руководством секретаря британской дипломатической миссии в Японии Э. Сатоу. Возникновение элементов раннекапиталистических отношений в Японии явилось, разумеется, следствием внутренних процессов социально –экономической эволюции японского общества. Но разложение феодализма, ускорившееся под внешним влиянием, создало такое положение, при кото-ром местные закономерности капитализма всё более выступали как специфи-ческая форма проявления общих закономерностей мировой капиталистичес-кой системы. Именно воздействие последних определило как процесс разви-тия «дворянской революционности» в Японии, так и относительный динами-зм и результативность революции Мэйдзи в сравнении не только с ранними европейскими буржуазными революциями, свершившимися исключительно под влиянием территориально ограниченных национальных и региональ- ных факторов, но и с циклом незавершенных революций 1808 – 1874 гг. в Испании, где действие системных закономерностей мирового капитализма в значительной мере парализовалось результатами ограбления испанских колоний. Эти закономерности проявились в Японии не в деформированной модификации, как впоследствии на колониальной периферии империализма, а в том частном видоизменении, которое уже действовало в результате утвер-ждения на мировой арене экономического господства буржуазии и которое основоположники марксизма сформулировали в 1848 г. следующим образом: «Под страхом гибели заставляет она /буржуазия/ все нации принять буржуа-зный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую ци-вилизацию, т. е. становиться буржуа». Насильственное «открытие» Японии для западной торговли в середине XIX в. К. Маркс рассматривал как один из показателей завершающей стадии образования мирового капиталистического рынка. Ввиду всего этого некоторая общность внешних форм социально – поли-тических процессов в Японии и ранних буржуазных революций в Европе не может способствовать уяснению особенностей революции Мэйдзи, которая в отличие от революций буржуазного типа в Голландии и Англии произошла в то время, когда домонополистический капитализм в Европе и США достиг высшего развития и вскоре начал перерастать в монополистическую стадию. Феодальная Япония вступила на путь капиталистического развития на пол-столетия раньше, чем другие страны Востока, почти одновременно с Россией, Германией и Италией. Закономерности этого этапа развития системы домо-нополистического капитализма создали в указанных странах возможность не революционного, а эволюционного развития капитализма, не революционно-го свержения абсолютизма, а его медленной эволюции к буржуазно –кон-ституционной монархии. Решающим условием реализации такой возмож-ности являлась классовая борьба «низов», революционная инициатива кото-рых была перехвачена «верхами». Характеризуя этот вариант решения наз-ревших задач общественной эволюции, Ф. Энгельс писал: «Период револю-ций снизу на время закончился; последовал период революций сверху».
Общие, системные закономерности оказали влияние на специфику формы социально – политической трансформации японского общества. Ведь Япония замкнула цепь тех стран, которые вошли в мировую капиталистичес-кую систему, по словам Конрада Н.И, «не как объект, а как субъект». Однако в отечественной литературе редко используется понятие «революция сверху» применительно к Мэйдзи исин даже в том случае, когда анализ фактической стороны событий прямо подводит к определению его коренного признака –проведение буржуазных реформ старой, небуржуазной по происхождению политической властью, социальное преобразование которой осуществляется постепенно, отдельными шагами по пути превращения из феодальной в бур-жуазную. Будучи в общем и целом изменением реформистского типа, поскольку политическая власть остается в руках прежнего правящего класса, «револю-ция сверху» вместе с тем для успешности своей реализации требует приме-нения элементов революционной политики и революционных методов. Ф. Энгельс, характеризуя деятельность Бисмарка, писал: «это была полная революция, проведенная революционными средствами»; «прусский револю-ционер сверху … затеял целую революцию с таких позиций, с каких мог осу-ществить её только наполовину». Учитывая способность «революции свер-ху» вызвать революционные изменения в базисных отношениях, классики марксизма – ленинизма постоянно использовали этот термин без кавычек и иногда даже без его второй части. Так, Ф. Энгельс говорил не только о госу-дарственном перевороте, но и о «революции Бисмарка». К. Маркс называл намерение царского правительства провести в России крестьянскую реформу «началом революции». Ф. Энгельс также неоднократно писал о «капитали-стической революции», о «настоящей социальной революции», которая происходила в России после 1861 г. Некоторые различия во внутренней структуре революции Мэйдзи и «революций сверху» в странах Европы в том, что касается характера и содер-жания предшествовавших буржуазным преобразованиям государственных переворотов, отнюдь не затрагивают принципиальное типологическое сход-ство между ними. Ключ к объяснению этих различий может быть найден в ленинском анализе проблемы соотношения реформы и революции примени-тельно к России, который показывает возрастающую обязательность приме-нения революционных средств для успешности проведения в жизнь рефор-мистского пути решения объективных задач общественного прогресса по мере движения социальной революции с Запада на Восток и соответствую-щего усложнения потребностей и задач буржуазного развития. В начале XX в. самодержавие не смогло реализовать возможность «революции свер-ху», идя, как и во второй половине XIX в. проторенным путем прусских юн-керов, хотя аграрная политика Столыпина, по мнению В.И. Ленина, была «правильна с точки зрения бисмарковщины». Огромное значение при этом имело развитие системных закономерностей капитализма. Переход к империализму настолько обострил противоречия между мно-говековым крепостническим наследием России и высшими для того времени достижениями мирового капитализма, что старые средства решения задач социальной эволюции оказались неэффективными. Еще большая разность социально – экономических потенциалов традиционной общественной структуры Японии и пришедшей во взаимодействие с ней современной европейской капиталистической системы поставила японскую феодально –деспотическую надстройку перед необходимостью изменить свою социаль-ную природу для успешного решения «сверху» задач буржуазного общест-венного переворота. Таким образом, особенности внутренней структуры революции Мэйдзи, содержания, форм и методов буржуазного преобразова-ния Японии определялись историческими ступенями развития самого соци-ально – политического феномена «революции сверху». При необычности и сложности внутренней структуры революции Мэйдзи в главном она мало отличалась от своих исторических современ- ниц в Германии, России, Италии и других странах. Японская монархия, как и в Германии, не стремилась по словам К.Маркса и Ф.Энгельса, «сознате-льно и твердо …, все равно какими темпами, к установлению, в конечном счете, господства буржуазии» и потому не могла «устранить массу тех пере-житков времён загнивающего феодализма, которые продолжали процветать в законодательстве и управлении» страны, «привести её политический строй в соответствие с ее промышленным развитием». Изменение социальной струк-туры абсолютистской политической надстройки было тесно связано с про-цессом обуржуазивания самих феодалов. Как отмечает У. Бисли, в послемэй-дзийской Японии «ядро нового правящего класса формировалось в недрах старого», в результате чего возник своего рода сплав, в котором представи-тели старого привилегированного класса феодалов оказались неразрывно связаны с подавлявшимся ранее классом буржуазии. В экономическом бази-се общества, совершившего переход от «централизованного феодализма» Токугава к «централизованной форме капитализма самураев», «элементы феодализма и капитализма слились на службе интересам национального самоукрепления».
Радикальные тенденции революции Мэйдзи во многом были обязаны благоприятной «стыковке» национальных и мировых закономерностей капи-тализма, нашедшей отражение в факте классового союза японских феодалов и мировой буржуазии, способствовавшего утверждению европейских «этало-нов» в этой азиатской стране. Не случайно последующее развитие Японии определялось закономерностями, в общих своих чертах одинаковыми с зако-номерностями развития империалистических держав Европы и Америки». И здесь в первую очередь необходимо выделить опять – таки Россию, Германию, Италию. У японского империализма было много общих черт с империализмом царской России, которые дают основание применить к Японии термин «военно – феодальный империализм», употреблённый в своё время В. И. Лениным по отношению к царизму. Именно военно – милитаристские методы решения отдельных задач буржуазного общест-венного прогресса в 60 – 70-х гг. XIX в. и обусловленные ими особеннос- ти последующего социально – экономического и политического развития Германии, Италии и Японии определили на многие десятилетия агрессивные устремления господствующего класса этих стран.
Методы «революции сверху» с тех пор прочно вошли в арсенал соци-ально – политических средств правящих кругов Японии. Следующий после введения конституции 1889 г. шаг на пути превращения полуфеодальной абсолютистской монархии в буржуазную был ознаменован аграрными ре-формами, проведенными после второй мировой войны с помощью амери-канских оккупационных властей и направленными на окончательное буржу-азное преобразование полуфеодального аграрного строя Японии. В резуль-тате этих реформ, получивших название «бескровной революции», как отмечают японские прогрессивные историки, такие как Иноуэ Киёси, Оконоги Синдзабуро и Судзуки Сёси, «формально были почти полностью завершены преобразования буржуазно – демократического характера. Одна-ко всё это ни в коей мере не означает, что в Японии была осуществлена демо-
кратическая революция», напротив, реформы выступали «как средство по-давления демократической революции». Особенности общественной эволюции Японии в первой половине XX в. проливают дополнительный свет на проявившееся в ней соотношение рефор-мы и революции в конкретно – исторических условиях конца 60-х – начала 70-х годов XIX в. К выявлению сущности этого соотношения довольно близ-ко подошел Тояма Сигэки. Он пишет: «Так как во время событий Мэйдзи исин, приведших к реформе абсолютистского типа, была свергнута власть бакуфу, а в политическую борьбу среди феодалов были вовлечены довольно широкие общественные силы вплоть до самых низших, то по форме она была до некоторой степени „социальным переворотом,,». Спорные моменты дан-ного положения не умаляют значения заключенной в нём мысли. Революция, т. е. социальный переворот /без кавычек/, проявилась не столько в свержении власти сёгуна /такой интерпретации вопроса противоречит и упомянутое выше мнение самого Тояма о равнозначности социальных возможностей сёгуната и императорского двора/, сколько именно в «реформе абсолютист-ского типа» сократившей муки родов капитализма феодальной системой. И если революция явилась выражением формы начавшегося перехода Японии от феодализма к капитализму, то последовавшие за ней преобразова-ния выразили основное содержание начального этапа этого перехода. Отно-сительная само
|