Студопедия — Коновалова И.Г. 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коновалова И.Г. 17 страница






Топоним "Ашкала" А.П.Новосельцев предложил читать как "Ас-кала", т.е. "крепость асов", и, пренебрегая указанием ал-Идриси на приморское местонахождение города, пытался искать его в глубине Алании, отождествив Ашкалу с Дарьяльской крепостью или какой-нибудь другой крепостью Западного Кавказа 294. Позднее о возможности того, что топоним Ашкала мог являться передачей местного, северокавказского наименования, писал В.М.Бейлис 295. Если допустить, что название Ашкала по своему происхождению действительно было связано с аланской топонимией, то описание этого аланского города как приморского может помочь в датировке этой информации. Известно, что в пору своего расцвета Алания распространяла свое влияние вплоть до черноморского берега 296. Однако информатору ал-Идриси, побывавшему в Ашкале или слышавшему об этом городе, могло быть и неизвестно его местное название. Поэтому, как и в случае с другими пунктами Восточного Причерноморья, ал-Идриси, по всей вероятности, обратился к картам, восходящим к Птолемею. В.М.Бейлис сопоставляет наименование Ашкала, с названием горы Асфатафа у ал-Хваризми и Аскатака (********) у Птолемея 297. Попытка В.В.Грицкова связать Ашкалу с топонимией Крыма, отождествив ее с мысом Чауда 298, несостоятельна, так как не объясняет название города и противоречит сведениям ал-Идриси о географическом положении этого пункта.

Наконец, еще одно наименование, которое могло иметь отношение к аланской топонимии Восточного Причерноморья, - это город Астабрийа. Город локализуется на побережье Восточного Причерноморья; более точное местонахождение этого пункта установить вряд ли возможно 299. Местное наименование города информатору ал-Идриси могло быть неизвестно. Названию "Астабрийа" имеется аналогия у ал-Хваризми в названии горы Асмарийа 300.

Подводя итог рассмотрению топонимов Аскасийа, Ашкала и Астабрийа, отметим, что хотя начальный слог этих наименований ас- можно в принципе трактовать как отражение племенного названия алан, представляется все-таки маловероятным, чтобы приводимые ал-Идриси названия городов имели местное, северокавказское происхождение. Если признать, что информатор ал-Идриси знал местные наименования ряда городов Северного Кавказа, то на этом фоне будут выглядеть неестественными названия всех остальных городов дорожника - ал-Ланийа (Аланский), ал-Хазарийа (Хазарский), ал-Куманийа (Куманский), происхождение которых от этнонимов свидетельствует о том, что подлинные названия этих населенных пунктов остались информатору неизвестными. Поэтому наиболее вероятным кажется предположение о том, что названия городов Северного Кавказа и Вос-

точного Причерноморья, неизвестные его информатору, ал-Идриси позаимствовал с какой-либо карты - одной из арабских переработок Птолемея.

В.М.Бейлис находит некоторое сходство между описанием город ал-Хазарийа у ал-Идриси и рассказами арабских авторов X в. о столице хазар городе Итиле 301. Ал-Идриси неплохо знал сообщения своих предшественников о хазарах и их столице и, как будет показано ниже, привел обширные выдержки из этих сообщений в других секциях "Нузхат ал-муштак". Кроме Итиля, ал-Идриси знал и другие города Хазарии. Кажется все-таки маловероятным, чтобы ал-Идриси использовал данные об Итиле в рассматриваемом фрагменте. Скорее, здесь идет речь о каком-то городе Северного Кавказа, не слишком хорошо известном информатору географа, коль скоро само название города он произвел от этнонима. Название города ал-Хазарийа ал-Идриси мог взять из сочинений предшественников, где ему имеются аналогии. Так, у ал-Хваризми отмечен пункт Баб ал-Хазар ва-л-Лан ("Ворота хазар и алан") 302, а у переработавшего его труд Сухраба - Баб ал-Лан ("Ворота алан") 303. Указание ал-Идриси на то, что ближайшими к ал-Хазарийи пунктами являются, с одной стороны, аланский, а с другой - куманский (половецкий) город, позволяет локализовать город ал-Хазарийа где-то в западной части Северного Кавказа. В подтверждение данного предположения можно сослаться на статью Лаврентьевской летописи, отмечающей под 1083 г. хазар в районе Тмутаракани 304.

При описании Алании ал-Идриси мог опираться лишь на очень общие и довольно смутные сведения арабских ученых IX-XI вв., знавших область ал-Лан на Северном Кавказе, близ горного прохода через Дарьяльское ущелье 305. Со сведениями более ранних географов может быть связано упоминание "Ворот алан" (Баб ал-Лан) у ал-Идриси 306. Все остальные данные "Нузхат ал-муштак" об Алании не связаны с сообщениями арабских авторов IX-XI вв. По представлениям ал-Идрйси, Алания выходила к Черному морю 307. Не случайно из четырех названных им аланских городов три города - Аскасийа, Ашкала и Астабрийа - стоят на берегу моря.

Данные об Алании, которыми располагал ал-Идриси, были недостаточно конкретны и, видимо, не вполне ясны самому географу. Недошедшие до него названия аланских городов он взял, как мы видели, с одной из старых карт. Кроме того, ал-Идриси по ошибке связал этноним аланов с названием малоазийского города Энеона (ал-Анийу) и поместил там землю ал-Лан, охарактеризовав алан как "племя из числа [племен] ар-Рума (Византия), несторианское [по вероисповеданию]" 308. Последнее утверждение географа было не совсем верным, ибо аланы исповедовали христианство по византийскому обычаю 309.

Кроме Алании ал-Идриси упоминает еще одно государственное образование на Северном Кавказе - царство (мамлакат) ас-Сарир. Слово "Сарир" представляет собой сокращение титула сахиб ас-сарир ( "владетель трона"). В арабо-персидской литературе IX-XI вв. существовала традиция, связывавшая название "Сарир" с легендой о перелосе золотого трона сасанидских царей на Северный Кавказ. По сообщениям арабских и персидских географов, государство Сарир располагалось к югу от хазар, между ал-Ланом (Алания) и Баб ал-абвабом (Дербент). Современные историки помещают Сарир на территории горного Дагестана 310.

В "Нузхат ал-муштак" рассказ о Сарире появляется после описания хазарского города Самандара. По данным ал-Идриси, Сарир находился в 51 миле от крайних пределов территории Самандара 311. В другом месте ал-Идриси указывает, что от Дербента (Баб ал-Абваб) до Сарира 8 дней пути 312. Эти маршрутные данные вполне могли быть современны ал-Идриси: аналогичные данные более ранних ученых приведены в других единицах измерения расстояний (у ал-Истахри - в фарсахах) 313. Сообщения ал-Идриси свидетельствуют о том, что торговые связи Сарира с соседними землями, установившиеся еще в IX-XI вв., не ослабли и в XII в. Все остальные сообщения ал-Идриси о государстве Сарир не представляют особого интереса, поскольку сводятся к изложению известного по ранним источникам рассказа о воцарении правителя Сарира в результате передачи ему золотого трона от персидских царей после падения их царства 314.

ПОЛОВЕЦКАЯ СТЕПЬ

Данные ал-Идриси о Кумании давно вошли в круг источников по истории и исторической географии степей Северного Причерноморья. Однако те или иные сведения из сочинения ал-Идриси в историографии используются, как правило, фрагментарно, вне связи со всеми остальными сообщениями географа о Кумании. Попытка анализа всей информации о Кумании, имеющейся в труде ал-Идриси, была предпринята одним Б.А.Рыбаковым.

В "Нузхат ал-муштак" нет цельного описания Кумании. Сведения о ней находятся в разных частях сочинения - в 5-6-й секциях VI-VII климатов. По своему характеру данные о Кумании делятся на две части. Первая включает в себя представления ал-Идриси о Кумании как о стране в целом, вторая - конкретные сведения о городах, которые ученый относил к куманским. Рассмотрим по порядку оба эти пласта данных.

Прежде всего, остановимся на самом термине "Кумания" (ард ал-Куманийа, билад ал-Куманийа). Предшественники ал-Идриси по арабской географической традиции этот термин не употребляли. Как заметил В.В.Бартольд, термин "куманы" вообще не встречается в мусульманской литературе, кроме как в сочинении ал-Идриси и тех авторов которые пользовались его трудом, - Ибн Са'ида и Абу-л-Фиды 315. Для древнерусских источников было характерно иное наименование куманов - "половцы", хотя и с названием "куманы" русские книжники были также знакомы, заимствовав его, как полагают, у византийских авторов 316. Последние именовали половцев не только куманами, но и использовали собирательный этноним "скифы", прилагавшийся византийскими писателями ко всем кочевникам Северного Причерноморья 317. Поэтому наиболее вероятным источником сведений о Кумании в "Нузхат ал-муштак" были сообщения западноевропейских информаторов, так как слово "куманы" (Cumani, Comani) являлось обычным обозначением половцев именно в западноевропейской литературе 318. Из западноевропейских источников, по всей вероятности, ал-Идриси почерпнул и представление об огромных размерах Кумании 319.

"Кумания" для ал-Идриси - это преимущественно политический термин, название страны. Лишь дважды слово "куманы" употреблено им в качестве этнонима. При этом сами куманы как народ ни разу не охарактеризованы, хотя для других народов Восточной Европы - хазар, русов, булгар - даны более или менее развернутые описания, взятые из арабской литературы IX-Х вв. Очевидно, ал-Идриси испытывал недостаток сведений о куманах. Характерно, что само название этого народа он выводил из наименования города Черная Кумания.

Согласно наблюдениям Б.А.Рыбакова, ал-Идриси оставил описание трех частей Кумании - Черной, Белой и Внешней. Черную и Белую Куманию Б.А.Рыбаков отождествил соответственно с Приднепровским и Донским половецкими объединениями, а под Внешней, с его точки зрения, следует понимать "диких половцев", ближайших соседей Руси 320. Впоследствии эта интерпретация получила широкое распространение в историографии. Была поддержана трактовка сведений о Черной и Белой Кумании 321, а Внешнюю Куманию искали также в районе Крымских и Кубанских кочевий половцев 322. Было высказано и мнение, согласно которому термины "Черная" и "Белая Кумания" имели не политический, а чисто географический смысл, при этом под Белой Куманией имелись в виду центральные области Половецкой степи, которые можно было бы назвать "Внутренней Куманией", а под Черной Куманией - периферийные районы куманских кочеви ("Внешняя Кумания") 323.

Что касается Черной и Белой Кумании, то следует сразу отметить, что у ал-Идриси речь идет не о каких-либо отдельных областях Кумании, а лишь о городах с такими названиями. На картах "Нузхат ал-помечены оба эти города, а обозначение самой Кумании - надпись ард ал-Куманийа - не оставляет сомнений в том, что ал-Идриси воспринимал Половецкую степь как единое целое.

Наименование "Внешняя Кумания" (билад ал-Куманийа ал-хариджа) упоминается в нескольких списках "Нузхат ал-муштак", однако Т.Левицкий, готовивший к изданию соответствующие разделы сочинения ал-Идриси, отдал предпочтение другому чтению - "Внутренняя Кумания" (билад ал-Куманийа ад-дахила) 324. Заметим, что такая замена не имеет принципиального значения. Прилагательные типа "внешний-внутренний" имеют смысл только в связи с местонахождением информатора, относительно которого располагаются те или иные элементы пространства. Так что считать Внешнюю или Внутреннюю Куманию какой-то особой частью Половецкой степи нет оснований 325.

Что было известно ал-Идриси о Кумании? Из текста и надписей на карте очевидно, что термином "Кумания" ал-Идриси обозначал большую территорию, простирающуюся от Черного моря до озера Тирма. В разных секциях "Нузхат ал-муштак" помещены данные, позволяющие установить, какими представлялись ал-Идриси границы Кумании. Южной границей Кумании являлось Черное море: об этом говорится во введении к 5-й и 6-й секциям VI климата, где ал-Идриси перечисляет страны, лежащие вдоль черноморских берегов 326. В одном из описаний Черного моря в "Нузхат ал-муштак" можно найти и указание на то, где именно Кумания выходила к морю: среди стран, расположенных по берегам моря, Кумания названа лежащей между Хазарией и Русью 327. О городе Джалита (Ялта) в Крыму говорится как о куманском населенном пункте 328. На западе, согласно ал-Идриси, Кумания простиралась до реки Днепр - об этом свидетельствует надпись на карте 329. Косвенным подтверждением того, что Днепр являлся западной границей Кумании в Причерноморских степях, является сообщение ал-Идриси о том, что выходящяя к морю территория Руси лежала между Днепром и Дунаем 330. Восточная граница Кумании, судя по надписи на карте, проходила где-то между основным течением Атила и его рукавом, впадающим в Черное море 331, т.е. между Нижней Волгой и низовьями Дона. Данные ал-Идриси о западной и восточной границах Кумании точны и современны автору. По утверждению исследователей, границы Половецкой степи определились к середине XII в. 332. Под 1152 г. о них впервые говорится в Ипатьевской летописи: "Вся Половецкая земля, что же их межи Волгою и Днепром" 333. О том, где проходила северная граница Кумании, ал-Идриси, по-види-

мому, не имел четких сведений. Недаром его представление о северной части Кумании было связано с нахождением ее неподалеку от озера Тирма 334. Этот гидроним, как мы уже выяснили, является сложным понятием и не может быть отождествлен с каким-либо конкретным географическим объектом. Из описания северной части Кумании, помещенного в 5-6-й секциях VII климата, можно заключить, что ближайшими соседями Кумании на севере ал-Идриси считал Русь и Волжскую Булгарию 335.

В разных частях своего труда ал-Идриси называет в общей сложности 12 куманских городов. Почти все они перечислены в составе торговых маршрутов. При этом бывают указаны расстояния между ними и направления движения по странам света, а также отдельные приметы пути и особенности того или иного пункта. Можно полагать, что сведения об этих городах были получены главным образом из устных источников. Локализация большей части куманских городов неопределенна и в настоящее время вряд ли вообще может быть точной.

О трех городах Кумании известно, что они лежат на побережье Черного моря. Это, во-первых, Джалита, упомянутая в 5-й секции VI климата в составе морской лоции от Константинополя до Тмутаракани: "От [города] К(а)рсуна (Херсонес) до [города] Джалита тридцать миль. Это куманский город" 336. Отождествление Джалиты с Ялтой общепризнано 337. Не вызывает сомнений и источник информации об этом городе - сообщения современных ал-Идриси мореплавателей-итальянцев.

Во-вторых, это города Черная и Белая Кумания, о которых говорится в 6-й секции VI климата: "От города ал-Хазарийа до города Кира двадцать пять миль, а от последнего до [города] Куманийа, по имени которого названы куманы и [сам] этот город именуется Черной Куманией (Куманийа ас-сауда'), - двадцать пять миль. Между [городами] ал-Куманийа и Кира есть большая и высокая труднопроходимая гора. Этот город называется Черной Куманией потому, что близ него протекает река, которая [сперва] приходит в его землю, затем спускается вниз, в ущелье этих гор, а затем впадает в море. Ее вода черного цвета, словно дым. Это хорошо известно и не отрицается [никем]. От города Черная Кумания до города Матлука, который называется [также] Белой Куманией (Куманийа ал-байда'), пятьдесят миль. Белая Кумания - большой цветущий город. От него до города Матрика, название которого передается [так же, как] Матраха (Тмутаракань), сто миль плавания" 338. На карте "Нузхат ал-муштак" оба города помечены на черноморском побережье к востоку от Матрахи в соответствии с текстуальными данными, согласно которым путь шел от Черной Белой Кумании, а оттуда - к Матрахе 339.

Сообщение о городах Черная и Белая Кумания имеет сложный состав. С одной стороны, в нем можно выделить конкретные детали - такие, как указание расстояний между городами, краткая характеристика города Белая Кумания и высоких гор, отдельные элементы описания реки, выходящей из ущелья. С другой стороны, нельзя не заметить, что всех этих конкретных деталей, имеющих в своей основе какие-то реальные наблюдения информаторов, явно недостаточно для локализации городов. Очевидно, что информаторы ал-Идриси не знали, как именует оба эти города местное население, и потому произвели их названия от этнонима. Кроме того, название города Черная Кумания информаторы ал-Идриси пытались объяснить "черным, словно дым" цветом воды в протекавшей близ города реке. Эту "этимологию" В.М.Бейлис относит к жанру "рассказов о диковинках" ('аджа'иб) 340. Нельзя полностью исключать такую возможность. Вместе с тем у попытки связать название города Черная Кумания с особенностями текущей поблизости реки могла быть и реальная основа.

Дело в том, что в соответствии с композицией 6-й секции VI климата, где рассказ о прибрежных черноморских странах ведется начиная с южного берега моря, от Трапезунда, вдоль Восточного Причерноморья до Матрахи, под городами Черная и Белая Кумания должны были иметься в виду какие-то населенные пункты Северного Кавказа. Это подтверждается и отмеченным у ал-Идриси соседством обоих городов с Тмутараканью (Матрахой). Из рек Северного Кавказа самой крупной, как известно, является Кубань. О том, что информаторы ал-Идриси были знакомы с отдельными участками этой реки, мы уже говорили выше, разбирая сообщение о реке Сакир, описание устья которой соответствует реке Кубань (см. с. 91-96).

Среди многочисленных названий реки Кубань есть и такие, с которыми может быть связана характеристика реки, протекающей близ города Черная Кумания. Прежде всего, это группа названий с тюркским формантом кара ("черный"), к которому присоединяются слова "кан", "кон", "кубан", "кубань" и др. (со значением - "река"), например: Каракубань, Кара-Кубан и др. 341. Известны и русские названия Кубани такого же типа: Черновода, Черная река, Черная Кубань, Черная Протока, Черный Проток 342. Утверждение о том, что вода в реке, ткущей близ города Черная Кумания, имеет черный цвет, вполне могло явиться результатом того, что информатор ал-Идриси слышал одно из подобных наименований р. Кубань, но при этом сам был недостаточно хорошо знаком с описываемой им местностью.

Другая группа названий р. Кубань связана с этнонимом "куман": Куман, Кумень, Кумана, Кумака 343. Не говорит ли это о том, что наименования городов Черная и Белая Кумания были даны информато-

ром ал-Идриси тем пунктам, местные названия которых он не знал, но слышал, что эти города были расположены в бассейне реки Куман? Это относится не только к наименованию Черной Кумании, но и к Белой, так как в бассейне Кубани имеется соответствующий гидроним - Белое озеро (Ак-Тенгиз), находящееся в устье реки на Таманском полуострове 344.

Указание на то, что Белая Кумания была большим цветущим городом, свидетельствует о том, что в данном случае речь может идти о вполне реальном торговом центре. Второе название Белой Кумании -Матлука - имеет большое сходство с приведенными ал-Идриси двумя наименованиями Тмутаракани: Матраха и Матрика. Очевидно, что сведения о таком стратегически важном пункте, каким была в XII в. Тмутаракань, ал-Идриси должен был получить сразу от нескольких информаторов. Поэтому нельзя исключать того, что Матлука, она же Белая Кумания, является одним из названий Тмутаракани, а расстояние в 100 миль между ними указано по ошибке, возникшей в процессе согласования данных об этом городе из различных источников.

Предлагавшееся С.А.Плетневой сопоставление Белой Кумании ал-Идриси с Белой Вежей (Саркелом), как уже отмечал В.М.Бейлис, неправомерно, поскольку во времена ал-Идриси на месте Белой Вежи было лишь зимовище половцев 345.

Заслуживает внимания предположение В.М.Бейлиса о возможном местонахождении Белой Кумании на берегу Азовского моря 346. Как мы видели, сам бассейн Азовского моря был практически неизвестен информаторам ал-Идриси, зато в хорошо знакомой им Тмутаракани они могли услышать рассказы о городах, лежавших по берегам Азовского моря.

На появление в "Нузхат ал-муштак" таких топонимов, как Черная и Белая Кумания, возможно, оказал влияние свойственный народам Азии цветовой принцип этнической номинации 347. В связи с этим была высказана точка зрения, согласно которой в названиях Белая и Черная Кумания отразились кальки тюркских терминов сары (в его булгарском варианте шары - "белый") и кара ("черный") 348. Признавая, что цветовая символика в наименовании различных этносов была присуща именно восточному языковому сознанию, надо отметить, что знание о разделении куманов на белых и черных могло дойти до ал-Идриси не с востока, а с запада, через посредство европейских источников. Известно, например, что белые и черные куманы фигурируют в венгерской хронике "Деяния венгров" 349. Если же обратиться к самому сообщению ал-Идриси о городах Черная и Белая Кумания и к связанному с ними рассказу о Тмутаракани, то мы увидим, что эти сведения ал-Идриси вряд ли мог получить от тюркоязычного информатора.

Формы топонимов говорят, скорее, о греческом (Матраха) и итальянском (Матрика 350) источниках. Второе наименование Белой Кумании - Матлука, - может быть, представляет собой искаженное название "Метрика".

После описания Матрахи в 6-й секции VI климата следует характеристика куманских городов, лежавших на более или менее значительном расстоянии от побережья: "К [числу городов] страны Кумании или земли куманов относятся город Фира, город Нарус, город Нуши и город Кинийу. Что касается города Нуши, то он расположен на север от Белой Кумании - между ними пятьдесят миль. Это оживленный город средней величины, зерно здесь в изобилии. Он стоит на реке, орошающей большую часть его полей. От города Нуши до города Кинийу в северо-восточном направлении сто миль, или четыре перехода. Город Кинийу - крупный город у подножия высокой горы; он имеет обширную населенную округу и очень оживлен. Точно так же от города Нуши до города Нарус сто миль в северо-западном направлении. Этот город невелик, в нем есть рынки, где [ведется] купля-продажа. От города Нарус в восточном направлении до города Салав сто тридцать пять миль, а от города Нарус до города Фира на запад пятьдесят миль, а от [города] Фира до города Наби на запад двадцать пять миль" 351. Все эти города помечены на карте к востоку от Днепра, и их положение примерно соответствует данным текста сочинения 352.

Локализация этих куманских городов представляет значительные трудности, так как отсутствует сколь-либо надежный ориентир, относительно которого можно было бы определить местонахождение хотя бы некоторых из них. В связи с тем, что приведенные ал-Идриси названия городов Кумании не могут быть приняты за собственно половецкие топонимы, исследователи сопоставляют их с летописными городами древнерусских княжеств - Черниговского, Переяславского, Киевского, находившихся близ границы с Половецкой степью 353.

В самом деле, городов как таковых у половцев не было, а были лишь небольшие "городки", возникавшие в местах зимовок 354. По летописным записям 1111 и 1116 гг. мы знаем о существовании трех таких городков - Шаруканя, Сугрова и Балина 355. Археологически они пока не открыты. Вероятным районом их местонахождения предположительно является Средний Донец 356. Правда, в результате походов Русских князей 1111 и 1116 гг. все три городка были разрушены до основания и больше не восстанавливались.

Половцы кочевали в непосредственной близости от границ Переяславского, Черниговского и Киевского княжеств; им были известны многие древнерусские города по рекам Суле, Роси, Сейму, Днепру, становившиеся объектами половецких нападений. По территории По-

ловецкой степи проходили важные торговые пути - Соляной и Залозный.

В связи с тем, что информация о куманских городах в "Нузхат ал-муштак" помещена вслед за сообщением о Тмутаракани, а описание куманских городов начинается с города Нуши, отсчет расстояния до которого ведется от связанной с Тмутараканью (Матрахой) Белой Кумании, можно заключить, что названные ал-Идриси куманские города следует искать на торговом пути из Приазовья к окраинным русским землям Переяславского, Черниговского и Киевского княжеств.

Поскольку среди указанных ал-Идриси куманских городов нет ни одного, в точности локализации которого можно было бы не сомневаться, поскольку отсутствует какой-либо надежный ориентир для всего маршрута - известно только, что маршрут сухопутный, - приходится пытаться идентифицировать эти города, исходя из одних их названий. Такая попытка была предпринята В.М.Бейлисом и на сегодняшний день является наиболее приемлемой.

Город Фира (название которого в рукописях имеет еще одно написание - Кира) В.М.Бейлис соотнес с летописным Вырем, расположенным в часто опустошавшемся половцами Посеймье, на юго-восточной границе Черниговского княжества. Город Нарус при минимальной конъектуре - *Баруш - сопоставляется с городом Баручем в Переяславском княжестве, также нередко становившемся объектом половецких набегов. Название Кинийу, отождествляемое некоторыми исследователями с топонимом Канив из 5-й секции VI климата и соответственно с городом Каневом 357, может, по мнению В.М.Бейлиса, относиться также и к Киеву, в пользу чего говорит характеристика города Кинийу как крупного центра 358. На наш взгляд, если считать, что Кинийу идентичен Киеву, то в таком случае трудно объяснить, почему этот один из самых известных древнерусских городов был отнесен информатором ал-Идриси к куманским городам. Сопоставление Кинийу с Каневом предпочтительнее еще в связи с тем, что в середине XII в. в Канев был перенесен из Юрьева центр миссийной епископии, занимавшейся христианизацией кочевников, в том числе и половцев 359.

Отождествление города Салав с Переяславлем Русским является вполне естественным. Город Наби, название которого встречается также в написании Най, является тем же пунктом, что и упомянутый в 6-й секции VI климата куманский город Най, отстоящий от Киева на 6 переходов. Он отождествляется с городом кочевой орды коуев, входившей в зависимый от киевских князей союз Черных клобуков в Поросье 360. Местонахождение города Нуши представляется пока совершенно неопределенным 361.

Таким образом, почти все "куманские" города "Нузхат ал-муштак" на самом деле являются древнерусскими городами, получившими от информаторов ал-Идриси определение "куманский" вследствие своего местоположения на границе с Половецкой степью. Кроме того, на отнесение этих городов к куманским могло повлиять и то обстоятельство, что на степном пограничье Переяславского и Черниговского княжеств селились кочевые орды торков, состоявших на службе у русских князей и живших вперемешку с русским земледельческим населением. Известно, что в 1126 г. половцы предприняли поход на Переяславскую землю с целью захвата торческих веж, располагавшихся у города Баруча. Во время набега торки вместе с русскими укрылись за стенами этого городка 362. Смешанный состав населения русско-половецкого пограничья и дал возможность информатору ал-Идриси назвать города этого региона "куманскими".

В 5-й секции VII климата, давая описание северной части Кумании, ал-Идриси называет еще два куманских города, лежащих, по его словам, в верховьях Днепра, - Синубули и Мунишка 363. Как мы уже говорили выше, рассматривая сведения о древнерусских городах Поднепровья из 5-й секции VI климата, Синубули и Мунишка являются, скорее всего, двумя наименованиями одного и того же пункта - Смоленска. Отнесение же их к "куманским" городам могло быть связано, на наш взгляд, с местонахождением Смоленска на торговом пути, ведшем через Половецкую степь на север по Днепру.

Наконец, в 6-й секции VII климата ал-Идриси завершает описание Кумании и называет еще два города - Таруйа и Аклиба, данные о которых он получил, по-видимому, из устных источников: "В стране Внешняя Кумания (билад ал-Куманийа ал-хариджа) 364 находятся город Таруйа и город Аклиба. Оба они - процветающие города, похожие один на другой состоянием дел и сложенные из одинакового камня. Между Таруйа и городом Салав на юг сто миль по малонаселенным степям. От Таруйа до города Аклиба восемь дней пути. Это самая крайняя область Кумании в наше время" 365. На карте Аклиба показана в восточной части Кумании, неподалеку от реки Атил, в непосредственной близости от земли булгар. Город Таруйа нанесен на карту к северу от Аклибы, рядом с озером Ганун 366.

Дорожники Таруйа - Салав и Таруйа - Аклиба исходили, по всей вероятности, от разных информаторов, о чем говорит употребление последними различных единиц измерения расстояний (миль в первом случае, переходов - во втором). Упоминание города Салав, который отождествляется с Переяславлем Русским, позволяет подозревать, что города Таруйа и Аклиба, так же как и "куманские" города 6-й секции VI климата, могли быть связаны с городскими центрами Переяславского и Черниговского княжеств.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 517. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия