Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аккультурация и проблемы освоения чужих культур.





Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. Поэтому при взаимодействии культу­ры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику. В своих контактах культуры вза­имно адаптируются в форме заимствования их лучших продуктов. В связи с этим принято использовать уже упомянутое понятие аккультурации.

Исследование процессов аккультурации в начале XX века было начато американскими культурными антропологами Р. Редфилдом, Р. Линтоном и М. Херсковицем. Вначале аккультурацию рас­сматривали как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении ис­ходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Считалось, что эти процессы идут автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Также результат аккультурации ставился в зависимость от относительного веса (количества участников) вза­имодействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла знаменитая концепция Соединенных Штатов Америки как пла­вильного котла культур, согласно которой культуры народов, при­езжающих в США, смешиваются в этом котле и в результате обра­зуется новая однородная американская культура. То есть, само понятие трактовалось весьма широко, охватывая и явления ассимиляции, и культурного синтеза.

Постепенно исследователи ушли от понимания аккультура­ции только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. При этом появились новые пред­ставления об этом процессе, который стал пониматься как изме­нение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида при столкновении с чужой культурой. Теперь термин «аккультурация» использу­ется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей од­ной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и тра­диции другой (у культуры-донора). При этом предпочтительным результатом аккультурации является сохранение самобытности у взаимодействующих культур, хотя это далеко не всегда возможно по объективным причинам.

Коротко охарактеризуем основные проблемы, связанные с процессами акктультурации. Во-первых, это уже рассмотренный ранее этноцентризм с сопровождающими его стереотипами и предрассудками, а также явно негативными социальными последствиями в лице национализма и шовинизма. Во-вторых, это ассимиляция, или результат аккультурации, при котором полностью принимаются образцы, ценности и нормы иной культуры, при отказе от своих образцов, норм и ценностей. Как уже отмечалось ранее, это растворение в чужой культуре. Наиболее негативная сторона ассимиляции связана с большими группами или целыми этническими общностями проживающими на своих исконных территория. В связи с этим пример уже приводился. В то же время ассимиляция вполне закономерна и вряд ли может рассматриваться как негативное явление по отношению к малым группам или отдельным индивидам, оказавшимся на чужой территории и в чужой культурной среде. Ограничение или полное отсутствие контактов с исконной средой делает ассимиляцию естественной. В связи с этим, как правило, мигранты в первом поколении ассимилируются не до конца, а их потомки – уже полностью.

В третьих, это маргинализация. Она означает, с одной стороны, потерю идентич­ности с собственной культурой, с другой, — отсутствие иденти­фикации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обыч­но в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к по­лучению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры, либо по внутренним причинам). Так было не со всеми, но со многими русскими, эмигрировавшими после революции и пополнившие ряды люмпенов в других странах. Маргинализация может присутствовать и в скрытых формах, когда с тоской ощущаешь потерю прежней родины, и нет желания в полной мере обретать новую. Не случайно из-за этого некоторые из русских эмигрантов возвращались обратно, несмотря на то, что на родине их ждала смерть. В связи с этим вспомним персонажа пьесы Булкагова «Бег» генерала Хлудова, который имел прототипа (белого генерала Якова Александровича Слащева, убитого, возможно, по наводке ОГПУ в 1929).

Одна из проблем, связанных с индивидуальной адаптацией к чужой культуре получила название культурный шок, означающее стрессогенное воздействие новой культуры на человека. Термин «культурный шок» был введен в научный обиход аме­риканским исследователем К. Обергом в 1960 году, когда он отме­тил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым ря­дом неприятных ощущений. Основными факторами шокового воздействия являются: неожиданность нового опыта, а также опасность, что он может привести к негативной оценке собственной культуры. Есть и причины частного характера. Это первоначальное одиночество в новой среде, которое может перейти в отверженность, а в дальнейшем и отвержение чужой культуры. Это напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения пси­хологической адаптации. Сюда же можно отнести чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности. Наконец, это чувство неполноценности из-за неспособности справиться с первоначальными шоковыми воздействиями.

Итак, когда мы находимся в условиях новой культуры, привычная система ориентации оказы­вается неадекватной, поскольку она основывается совсем на дру­гих представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереоти­пах поведения и восприятия. Обычно, находясь в условиях своей культуры, человек не отдает себе отчет, что в ней есть эта скрытая часть «культурного айсберга». Мы осознаем наличие этой скры­той системы контролирующих наше поведение норм и ценностей лишь тогда, когда попадаем в ситуацию контакта с иной культу­рой. Результатом этого и становится психологический, а нередко и физический дискомфорт — культурный шок. Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, бессонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкого­лизм или наркоманию и даже привести к самоубийству.

Механизмы развития культурного шока К.Оберг обозначил как U-образную кривую. Первый период называют «медовым месяцем», потому что боль­шинство мигрантов стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны энтузиазма и надежд. На втором этапе непри­вычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование, фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы куль­турного шока. Поэтому в этот период мигранты пытаются убежать от реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь. Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит в себе силы преодо­леть культурные различия, учит язык, знакомится с местной куль­турой, обзаводится местными друзьями, от которых получает не­обходимую поддержку. На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, чело­век становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре. Приспособление и интег­рирование в жизнь нового общества продвигается весьма успешно. Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом эта­пе. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соот­ветствуют друг другу. В зависимости от факторов, влияющих на процесс адаптации, он может продолжаться от нескольких меся­цев до 4—5 лет.

Существуют различные факторы, влияющие на интенсивность культурного шока. Прежде всего самые общие социальные характеристики людей, попавших в иное культурное окружение. Например, возраст. Чем старше люди, тем труднее они адаптируются к новой культурной системе, тяжелее и дольше пе­реживают культурный шок, медленнее воспринимают модели но­вой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успеш­но, но уже школьники испытывают большие затруднения в этом процессе. Практически не способны к адаптации и аккультурации пожилые люди. Считается, что женщины труднее приспосабли­ваются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с новыми людьми. Что же касается женщин из развитых стран, они не обнаруживают различий в своих способностях к аккультурации по сравнению с мужчинами. Даже есть данные о женщинах-амери­канках, согласно которым они лучше, чем мужчины, приспосабли­ваются к новым обстоятельствам.

К внутренним факторам адаптации и преодоления культурно­го шока относятся также обстоятельства жизненного опыта чело­века. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Самая сильная мотивация обычно у эмигрантов, которые стремятся переехать на постоянное место жительства- в другую страну и хотят поскорее стать полноправными членами новой культуры. Велика мотива­ция и у студентов, которые получают образование за границей и тоже стремятся адаптироваться быстрее и полнее, чтобы достичь своей цели. Намного хуже обстоит дело с вынужденными пересе­ленцами и беженцами, которые не хотели покидать своей родины и не желают привыкать к новым условиям жизни.

Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и культур­ный шок прежде всего нужно назвать культурную дистанцию, то есть степень различий между родной культурой и той, к которой идет адаптация. В этом случае важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление чело­века о ней, его ощущение культурной дистанции, которое зависит от множества факторов: наличия или отсутствия войн или конф­ликтов, как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.д. Субъективно культурная дистанция может воспри­ниматься как более длинная, так и более короткая, чем она есть на самом деле. И в том и в другом случае культурный шок про­длится, а адаптация будет затруднена.

На процесс адаптации также влияют особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Так, хуже адаптируются предста­вители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где бо­ятся его потерять. Для них очень важно вести себя правильно, поэтому они очень болезненно воспринимают неизбежные в этом процессе ошибки и незнание. Плохо адаптируются также пред­ставители так называемых великих держав, которые обычно счи­тают, что приспосабливаться должны не они, а другие. Наконец, большое влияние оказывают условия страны пре­бывания: насколько доброжелательны местные жители к приез­жим, готовы ли помочь им, общаться с ними. Легче адаптировать­ся в плюралистическом обществе, чем в тоталитарном или орто­доксальном. Лучше всего, если политика культурного плюрализма провозглашена на государственном уровне, как, например, в Ка­наде или Швеции. Немаловажную роль играет экономическая и политическая стабильность в принимающей стране. Еще один фак­тор — уровень преступности, от которого зависит безопасность мигрантов. Также нужно упомянуть возможность общаться с пред­ставителями другой культуры, что возможно, если есть общая ра­бота, увлечения или иные совместные занятия. И, конечно, важна позиция СМИ, которые создают общий эмоциональный настрой и общественное мнение по отношению к другим этническим и культурным группам.

Наконец, в последнее время разрабатываются и испытываются методики преодоления культурного шока и оптимизации процессов аккультурации. Они включают в себя дидактически и эмпирические методы. Дидактические методы: 1. Просвещение представляет собой процесс приобретения знаний о культуре, к контакту с которой человек целенаправленно готовится. Перед поездкой необходимо получить хотя бы мини­мум знаний по истории, географии, узнать об обычаях и традициях жителей этой страны. Так, в США долгое время подготовка людей, выезжающих на длительное время за границу, строилась на модели, которую называли «классная комната». Им давали достаточно обширные знания о стране пребывания, правда, они носили в основном абстрактный характер. Но довольно скоро обнаружилось, что подобные знания не слишком помогали в реальной жизни, а реакции местных жителей на действия и поведение американцев нередко сильно отли­чались от ожидаемых. 2. Поэтому «классные комнаты» сменились оперативным о риентированием цель которого — быстро познакомить человека с основными нормами, ценностями и правилами поведения в чужой культуре. Для этого используют пособия, которые иронично называют куль­турными поваренными книгами. В них обычно даются рецепты поведения в наиболее часто встречающихся ситуациях.

Эмпирические методы представляют собой специальные тренинги. Они выполняют 2 основные задачи. 1.Через проигрывание ситуаций, проте­кающих по-разному в разных конкретных культурах, познакомить обучаемых с интересующими их межкультурными различиями. 2.Познакомив обучае­мых с самыми характерными особенностями конкретной чужой культуры, под­готовить перенос полученных знаний на другие ситуации, в том числе связанные уже с другими чужими культурами, чтобы происходило освоение общих принципов межкультуной коммуникации.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 2063. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия