Идеальный аспект аккультурации. Мультикультурализм.
Уже отмечалось, что идеальная модель аккультурации связана с сохранением собственной культурной самобытности. В худшем случае, ее добровольная и естественная потеря. Главным позитивным результатом аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах. Психологическая адаптация представляет собой достижение эмоциональной удовлетворенности в рамках новой культуры. Это выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно сформированном чувстве личной или культурной идентичности (в идеале, принимаю чужое, но и сохраняю свое). Социокулыпурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. Поскольку одним из важнейших показателей успешной адаптации является наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих профессиональных достижений и как следствие своим благосостоянием в новой культуре, исследователи в последнее время в качестве самостоятельного аспекта адаптации выделяют экономическую адаптацию. Сами процессы продуктивной адаптации представлены в модели освоения чужой культуры М.Беннета. Точнее, это этнорелятивисиская модель, которая противопоставлена этноцентсристской. 1. Признание (одобрение), которое подразумевает принятие культурных различий как необходимого человеческого состояния. Вначале признается различие в поведении, затем — в культурных ценностях. Самое очевидное отличие в поведении — это язык. При этом человек начинает осознавать, что языки — это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи. Он понимает, что язык — это средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипотеза Сэпира—Уорфа). В это же время идет знакомство с особенностями невербального поведения, неожиданными для неподготовленного человека. На этом этапе происходит принятие разных взглядов на мир и ценнстей, являющихся основой культурных вариаций в поведении. Ценности должны рассматриваться не как вещи, а как проявление чисто человеческой способности освоения мира. Мы можем делать это по-разному, поэтому ценности у людей могут быть разными. 2. Следующим этапом в развитии процесса межкультурной чувствительности является адаптация (приспособление). Она предполагает развитие альтернативных коммуникативных умений и поведенческих моделей, сокращающих дистанцию с другой культурой. А)Первым проявлением адаптации является эмпатия. Это сочувствие, способность испытывать живые чувства по отношению к чужой культуре и ее представителям. При этом, по мнению Беннета, не следует сочувствие путать с сопереживанием, которое требует поставить себя на место другого человека, чтобы его понять. Сопереживание (сострадание) является этноцентристской категорией, так как основано на предположении об одинаковости людей, которые должны чувствовать одно и то же в сходных обстоятельствах. Сострадание легко отличить от сочувствия. Если кто-то говорит: «Я бы на его месте сделал так...», это почти всегда сострадание. «Я начинаю думать об этом по-другому, когда представляю его точку зрения» — сочувствие. Хотя на наш взгляд, противопоставление этих категорий неуместно. Б) Более глубокая адаптация связана с плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Обычно для этого требуется прожить там не менее двух лет. Также плюрализм демонстрируют дети эмигрантов или тот, кто вырос в нескольких культурах (например, родители принадлежат к разным культурам). Фактически результатом плюрализма является бикультурализм или мультикультурализм. 3. Интеграция является крайним случаем полного приспособления к чужой культуре, которая начинает ощущаться как своя. На этой стадии уже можно говорить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность включает другие жизненные принципы, помимо ее собственных. Такой человек психологически и социально готов и способен понять множество реальностей. Иногда используют термины «межкультурная», «интернациональная», «универсальная» личность. Такая личность способна к обдуманному выбору поступков в специфической ситуации, а не просто действует в соответствии с нормами своей культуры. Эта стадия включает в себя следующие элементы: а)К онтекстуальная оценка — описывает механизм, который позволяет человеку анализировать и оценивать ситуацию наличия нескольких вариантов культурного поведения. При этом выбирается наилучший вариант поведения в конкретной ситуации: где-то поступить по-американски, где-то — по-японски и т.д. б)Дальнейшее развитие межкультурной чувствительности для непрофессионалов просто не нужно. Тем не менее, некоторые люди идут дальше и овладевают конструктивной маргинальностью. На этом уровне появляется межкультурная (мультикультурная) личность. Она находится вне культурных рамок в силу возможности подняться на метауровень анализа ситуации. При этом человек как бы освобождается от этнических и иных ограничивающих оков культуры и открывает для себя, что есть много способов быть хорошим, честным и красивым. Это похоже на подъем в гору. Когда мы достигаем вершины горы, то видим, что все тропинки внизу, в конечном счете, ведут к одной вершине и что каждая тропинка представляет собой уникальный пейзаж. После этого можно посмотреть на культуры как объективно, так и субъективно, использовать ту или другую культуру без явного конфликта. Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой титульного этноса. В этом случае единственной разумной идеологией и политикой общества становится мультикультурализм и межкультурная компетентность, то есть позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных и политических институтов общества к потребностям разных культурных групп. Это обстоятельство предусматривает проведение национальной политики, не требующей культурных потерь от интегрирующейся группы, не допускающей ее ассимиляции (то есть потери собственной культурной идентичности) или сепарации. В школьном образовании и социальном законодательстве должны подчеркиваться выгоды мультикультурализма. Также должно быть сформировано понятие о тех последствиях, к которым могут привести этнические предубеждения и дискриминация. Этот комплекс мер получил название политика мультикультурализма, или толерантности. Последнее слово обозначает терпимость к различиям. Интересные данные об опыте воспитания межкультурной компетентности в немецкой системе образования приводит немецкий культуролог Г. Ауэрнхаймер. Он пишет, что межкулътурное обучение должно начинаться с направленного самоисследования и критической саморефлексии еще с дошкольного периода. В детском саду должна быть воспитана готовность признавать отличия между людьми, которая позже должна развиться в способность к межкультурному пониманию и диалогу. Для этого дети должны уметь воспринимать мультикультурную совместную жизнь как само собой разумеющуюся. В этом процессе оказывается очень важен опыт многоязычия (овладеть языками тех детей, которые воспитываются в одной группе). Желательно для этого привлекать родителей детей-мигрантов. Также важно внимательно относиться к праздникам, религиозным предписаниям, табу и различным обычаям, связанным с едой. Решающей в детском саду является позиция воспитателя, который должен контролировать поведение детей, быть образцом непредвзятости, терпимости и способности разрешить конфликт. Однако следует подчеркнуть, что концепция мультикультурализма – это идеал, который в большинстве случаев не соответствует действительности. Отмеченные социальные меры, способсвующие продуктивной аккультурации, требуют весьма немало затрат, как материальных, так и духовных. Для этого в обществе должна быть высокая степень экономической, политической и социальной стабильности, желание подавляющего большинства представителей различных культур к сотрудничеству. Наиболее последовательно политику мультикультурализма в последнее десятилетие проводили в жизнь западноевропейский страны. Однако в большинстве из них признали крах этой политики. Так, в марте 2011 г. британский премьер Д. Кэмерон прямым текстом предложил отказаться от толерантности: «Пора перевернуть страницу провальной политики, когда, в соответствии с доктриной мультикультурного общества, в стране отдельно друг от друга сосуществовали разные культуры. Как результат, некоторые молодые мусульмане в поисках идентичности увлеклись экстремистскими идеологиями». В качестве одной из мер премьер предложил изгнать из университетских городков организации, которые имеют влияние в мусульманском обществе, но не «определились» с западными ценностями. Тогда же президент Франции Н.Саркози в телеинтервью сказал, что если человек приезжает во Францию, он должен стать частью французской нации, а если не собирается этого делать, то желанным гостем в стране он не станет. Как подчеркнул президент, Франция не будет менять свой образ жизни, не станет пересматривать концепцию равенства мужчин и женщин и не смирится с тем, что кто-то может запретить девочкам ходить в школу. Кроме того, французы, по словам президента, не хотят, чтобы люди в платках и тюрбанах молились на улице у всех на виду… Исходя из содержания таких обращений, в крахе мультикультурализма виноваты не официальные европейские власти и рядовые европейцы, а многочисленные приезжие, которые толерантность воспринимают как слабость. Исходя из этого они чрезмерно активно навязывают коренным жителям свои культурные образцы, не желая адаптироваться. Подобная проблема стоит и в нашем обществе, в котором растет неприятие поведения приезжих из национальных республик (прежде всего Северного Кавказа), которые с «завидной» частотой отмечают свое присутствие хулиганскими выходками и демонстративным неуважением к русской культуре (пляски на флаге Российской империи, избиение юноши с российским флагом у кремлевской стены). Это и пресловутая лезгинка, которая, по словам многих, изблагородного танца превратилась в метод запугивания местного населения приезжими «детьми гор». В то же время президент Медведев неоднократно в последнее время заявлял о необходимости продолжения политики мультикультурализма в России. Беспочвенный политический идеализм это, или проявление государственной мудрости, покажет время.
Словарь. 1. Межкультурная коммуникация - это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. 2. Культурная дистанция — степень близости или несовместимости культур друг с другом, которая зависит от степени соответствия всех культурных элементов 3. Языковая картина мира – сторона менталитета и культуры, связанная с приданием словам особого смысла, выходящего за рамки стандартного лексического значения. Чаще всего это проявляется в сочетаемости слов. 4. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная. 5. Стереотипы - это схематичные и одностороннее суждения, Однако при веем своем примитивизме они культурно специфичны и обусловлены конкретной культурной практикой. 6. Предрассудки - это установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или знания. 7. Ксенофобия — это один из распространенных предрассудков, проявляющийся в явном неприятии чего-либо чуждого. Одним из его распространенных проявлений является неприязнь к иностранцам. 8. Национализм – политизированная форма этноцентризма, проявляющаяся как стремление любыми способами противопоставить свои этнические интересы чужим. 9. Шовинизм – наиболее деструктивное проявление этноцентризма, активное утверждение этнического превосходства и исключительности при подчеркивании абсолютной неполноценности других этносов (сам термин связан с полулегендарным солдатом наполеоновской армии Н.Шовеном, абсолютизировавшим воинскую доблесть французов). 10. Сепарация представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией. 11. Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. По сути, это продуктивный обмен культурными особенностями При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. 12. Ассимиляция - это результат аккультурации, при котором полностью принимаются образцы, ценности и нормы иной культуры, при отказе от своих образцов, норм и ценностей. Как уже отмечалось ранее, это растворение в чужой культуре. 13. Маргинализация – это результат и процесс межкультурных взаимодействий, который означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой, — отсутствие идентификации с культурой большинства. 14. Культурный шок - это стрессогенное воздействие новой культуры на человека, связанное с одиночеством в новой культурной среде, с неожиданностью нового опыта, а также опасностью, что он может привести к негативной оценке собственной культуры. 15. Психологическая адаптация – процесс и результат межкультурных взаимодействий, который представляет собой достижение эмоциональной удовлетворенности в рамках новой культуры. 16. Социокулыпурная адаптация – процесс и результат межкультурных взаимодействий, который заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. 17. Эмпатия – процесс и результат межкультурных взаимодействий, подразумевающий сочувствие, способность испытывать живые чувства по отношению к чужой культуре и ее представителям. 18. Мультикультурная личность – это продуктивный результат межкультурных взаимодействий, подразумевающий способность человека позитивно воспринимать культурные различия и адекватно приспосабливаться к ним. 19. Межкультурная компетентность – это стиль межкультурных взаимодействий, подразумевающий позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных и политических институтов общества к потребностям разных культурных групп.
|