Культура эпохи средневековья. Средневековый город, селище и курганы на территории Беларуси по экспозиции Музея археологии Национальной Академии Наук.
Ср едними называют века между Античностью и Новым временем. Сам термин «Средневековье» обязан своим появлением деятельности итальянских гуманистов XV–XVI вв., которые с его помощью хотели отграничить свою эпоху от мира античной культуры. Культура Средневековья охватывает тысячелетний период (V–XV вв.), внутри которого выделяют раннее, классическое и позднее Средневековье. Такое деление соотносится с этапами становления, расцвета и разложения феодального уклада. Благодаря экспозиции Музея археологии Национальной Академии Наук средневековые с лавянские древности представленыпредметамиы из раскопок городищ и курганных захоронений, среди которых – образцы орнаментированных металлических, костяных, стеклянных, керамических изделий XIII – XVII вв., в том числе украшения кривичского, радимичского, дреговичского типов. Бытовые предметы, изделия ремесленников и воинское снаряжение характеризуют материальную и духовную культуру древнейших городов Беларуси – Полоцка, Менска, Лукомля, Заславля, Новогородка, Волковыска, Кричева, Копыси, Мстиславля. На территории Беларуси первые города возникли в 9 - 13 вв. Они представляли собой огороженные укрепленные поселения. Города возникали на месте бывших городищ железного века, развивались из укрепленных поселений, феодальных замков, порубежных крепостей.Они выполняли функции административных, торгово-ремесленных, культурных и военных центров определенных территорий.Некоторые поселения, известные как города ("грады"), являлись, фактически, замками и крепостями. Города размещались в географически выгодных местах - пересечении торговых путей, вблизи рек либо озер, что способствовало их экономической деятельности. В источниках 9 - 13 вв. на землях Беларуси упоминаются 35 городов. Наиболее древними из них, упоминающимися в 9 - 10 вв., были Полоцк, Туров и Заславль.В 17 в. в Беларуси насчитывалось 37 городов и 320 местечек. Важным фактором, повышавшим престиж городской жизни, являлось самоуправление по образцу немецкого г. Магдебурга - магдебургское право, которое начало предоставляться белорусским городам с конца 14 в. В 1390 г. его получил Брест, в 1391 г. - Гродно, в 1441 г. - Слуцк, в 1498 г. - Полоцк, в 1499 г. - Минск и т.д. Византийские традиции в иконописи (по экспозиции Музея древней белорусской культуры, интерьеру Свято-Духова кафедрального собора). В мастерской иконописца. По материалам общения с Павлом и Андреем Жаровыми. Самобытная белорусская школа иконописи сформировалась к XVIв., хотя христианство появилось на территории Беларуси еще в Хв. Белорусская иконопись формировалась под влиянием Запада и Византии, а также трех конфессий: православия, униатства, католичества. Первоначально иконописцы изображали Христа, Богоматерь и Святых в византийских традициях. С падением Византии опираться стало не на что, и в каждой христианской стране начала вырабатываться национальная школа иконописи В белорусской школе иконописи присутствует такой элемент, как четкое и детальное вырисовывание лица святого. Святой на иконе изображается как простой человек, весьма приближенный к народу, со своими радостями, проблемами и т.д. Так, на белорусских иконах XVII века одежда и руки Богоматери могут быть изображены строго по канону, а вот лицо выписано вполне реалистично. Канонические сюжеты икон насыщены фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих. Коллекция иконописи Музея древнебелорусской культуры по объёму и художественным качествам является вторым в республике собранием белорусских икон и алтарных картин XVI – ХІХ вв., написанных на дереве и полотне. Ценность коллекции живописи в том, что она полно отражает сложную конфессиональную и культурную ситуацию в Беларуси в разные исторические периоды. Наравне с православными и униатскими иконами представлена коллекция алтарной живописи, которая показывает европейские художественные стили – Ренессанс, барокко, классицизм. Многие произведения имеют уникальное историко-художественное значение. Это «Поклонение волхвов» (первая треть XVI в., Браславский р-н), «Матерь Божья Одигитрия Иерусалимская» (вторая половина XVI в., Жабинковский р-н), «Матерь Божья, Святая Доротея» (первая половина XVII в., Лидский р-н),и др. Если говорить об иконостасе Свято-Духова кафедрального собора, то здесь содержится целый ряд замечательных икон, в том числе чудотворная икона Божьей Матери. По преданию, она написана в Византии в конце 10 века. В 988 году её привезли в Киев, где она находилась до 1500 года, после чего чудесным образом (плывя вверх по реке) попала в Минск. В мастерской иконописца: Андрей Павлович Жаров родился в Минске в 1980 году. В 1997 году окончил общеобразовательную школу с художественным уклоном и поступил в иконописную школу при Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии (мастерская Ждановой Т. В). В период учёбы писал иконы для Новодевичьего монастыря в Петербурге и Покровского монастыря в Киронуми (Финляндия). В 2001 году начал трудиться в иконописной школе при Минском епархиальном управлении, писал иконы для белорусских храмов и монастырей. Им написаны иконы для Ильинской часовни в Национальном аэропорту, иконы для Преображенского храма в Заславле, Преображенской церкви (12-й век) полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря и др. Участвовал в воссоздании иконостаса Покровского кафедрального собора в Гродно.С 2013 года член архитектурно-художественного совета при Минском епархиальном управлении. 8. Понятие «эпоха нового времени». Культура эпохи нового временина территории Беларуси по экспозиции Музея археологии Национальной Академии Наук и Музея древнебелорусской культуры: изразцы, иконы, одежды. Эпоха нового времени - период в истории человечества, находящийся между средневековьем и новейшим временем. Понятие «Новая история» появилось в эпоху Возрождения. Гуманисты предложили делить историюна древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», стал расцвет светской науки и культуры, т.е. не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Культура эпохи Нового времени опиралась на буржуазный способ производства, духовные ориентиры, направленные на развитие человеческой индивидуальности. Решающую роль в развитии буржуазного способа производства сыграла наука Нового времени. Она стала главной производительной силой общества. Возникновение машинного производства в конце XVIII в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технического творчества математиков, механиков, физиков, изобретателей. Наука и техника взаимно стимулировали развитие друг друга и итогом их взаимодействия стал промышленный переворот. В музеедревнебелорусской культуры представлены материалы 14 крупнейших коллекций, которые насчитывают около 30 тыс. единиц хранения фондов, среди которых экспонаты, характеризующие эпоху нового времени. Очень интересна коллекция художественных тканей XVIII – ХІХ вв., она включает литургические капы, салфетки, одежду и элементы облачений католических и православных священников: орнаты, долматики, бурсы в которых использованы ткани отечественного и зарубежного производства. Ценнейшими экспонатами являются два Слуцких пояса, изготовленные в XVIII в. на Слуцкой мануфактуре и в одной из мастерских Лиона (Франция, дар А.Техановецкого), одежда и предметы, в которых использованы фрагменты слуцких поясов. Коллекция иконописи по объёму и художественным качествам является вторым в республике собранием белорусских икон и алтарных картин XVI – ХІХ вв., написанных на дереве и полотне. Хранится 12 произведений известного белорусского художника Я.Дроздовича. Ценность коллекции живописи в том, что она полно отражает сложную конфессиональную и культурную ситуацию в Беларуси в разные исторические периоды. Наравне с православными и униатскими иконами представлена коллекция алтарной живописи. Многие произведения имеют уникальное историко-художественное значение. Это «Поклонение волхвов» (первая треть XVI в., Браславский р-н), «Матерь Божья Одигитрия Иерусалимская» (вторая половина XVI в., Жабинковский р-н), «Святая Параскева» (1643 г., Мостовский р-н), «Матерь Божья Умиление» (1644 г., Малоритский р-н), алтарь-триптих «Святая Екатерина, Матерь Божья, Святая Доротея» (первая половина XVII в., Лидский р-н). Коллекция скульптуры включает фигурную пластику и художественную резьбу XVI – ХІХ вв., которая происходит из католических, униатских и православных храмов. Наиболее древними произведениями являются «Матерь Божья» и «Апостол Иоанн» (XVI в., Волковысский р-н), которые были частями композиции с изображением Христа и предстоящими. Особый интерес представляет скульптура, выполненная народными мастерами, в которой отразились вкусы, художественные представления простых людей – крестьянства, бедного мещанства: «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» (конец XVIII в., Глубокский р-н), «Иисус скорбящий» (начало ХІХ в., Ивацевичский р-н). Надо отметить, что в музее древнебелорусской культуры находится уникальная Коллекция керамики. Она охватывает многовековой период развития одного из самых распространённых видов народного ремесла белорусов, начиная от эпохи неолита и до работ современных мастеров. Из археологических раскопок происходят наиболее ранние образцы глиняной посуды.. В коллекции есть образцы посуды практически из всех гончарных центров Беларуси, которые существовали в ХХ в.: Мира, Синявки, Городка, Ружан, Бабинович, Ганевич и др. Интересным разделом коллекции керамики являются полихромные изразцы. Это собрание представляет основные периоды развития белорусского изразцового искусства, наиболее значительные его достижения.
|