ЧЕМУ УЧИТЬ?
Неустанно напоминая, что человек ‑ копия Божественной Гармонии и Универсальности, автор «Великой дидактики» уверяет читателей, будто бы всякое «подобие Всеведущего и Премудрого Творца»: 1) склонно «учиться всему»,2) должно «знать, уметь и понимать все », 3) способно знатьвсе, ибо с рождения носит в себе зародыш премудрости и всеведения. Естественно, такой подход слишком крут для Коменского, поэтому он, как обычно, скатывается с заоблачных высот Богословия на грешную землю и уточняет самого себя: «Но этого нельзя понимать так, как будто бы мы требуем от всех знания всех наук и искусств (особенно знания точного и глубочайшего). Это ведь по существу дела бесполезно и, по краткости нашей жизни, ни для кого из людей не возможно. Ведь мы видим, что любая наука так глубоко и так широко развилась, что даже у самых выдающихся умов, если они желают заняться теоретическими размышлениями и опытами, она могла бы наполнить всю жизнь». В результате: каждый должен учиться всему, но весьма приблизительно, а зачастую и очень поверхностно, или, как пишет Ян Амос, «постигая важнейшее из всего существующего и происходящего» и «обычно скользя по поверхности». Соединяя же столь неполноценное всеведение со всеобщностью образования, Коменский получает следующее: «Всякий будет воспринимать всё (я упорно настаиваю на этом моём утверждении). Разница окажется лишь в том, что более отсталые будут знать, что они восприняли весьма ограниченное знание вещей, более же способные, будут всё глубже и глубже проникать в сущность вещей и тем самым приобретать всё новые и полезные знания о них». И здесь вот что удивительно: Коменский много пишет об эффективности разделения труда, о пользе профессионализма в любой сфере деятельности, однако рекомендует не допускать специализации при обучении, потому что: 1) «заранее неизвестно, для какой цели божественное провидение предназначило того или другого из нас»; 2) «как у каждого новорожденного образуются одни и те же члены: руки, ноги, язык и пр., хотя не все должны быть ремесленниками, скороходами, писцами, ораторами, ‑ так и в школе всех должно учить всему, хотя впоследствии одним будет более полезно одно, а другим – другое». Вот так, сосредоточив внимание на поверхностном (самом общем) сходстве между людьми, великий педагог умудрился выпустить из виду все существенные различия. Потому и призывал превратить каждого учащегося в мини-энциклопедию, вроде себя самого. Щедро – но нереально.
|