ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Одной из важнейших новаций Коменского сегодня считается соединение образования с воспитанием. Кое-где даже можно прочесть, будто бы в «Великой дидактике» впервые в истории рекомендовано не ограничиваться заполнением памяти учащихся знаниями, а заниматься, прежде всего, формированием всесторонне развитых, умных и высоконравственных людей, действующих «в интересах общего благополучия» «в духе братской взаимовыручки». Увы, не впервые! Те же самые рекомендации можно найти абсолютно у всех знаменитых мыслителей-педагогов древних, средних и новых веков. Просто во все времена принудить к заучиванию необходимого объема информации было значительно легче, чем воспитать полноценную личность. Из-за чего постоянно складывалась диспропорция между образованностью и воспитанностью. Мудрые люди это прекрасно видели и настойчиво призывали исправить. С ними всегда соглашались, но делали, как обычно. Среди таких мудрецов Ян Амос Коменский занимает почетное место на правах родоначальника современной педагогики и просто популярного автора, внушающего глубокую симпатию своим доброжелательным отношением к ученикам и читателям. Возможно, кто-то скажет: «Бессмысленно призывать к «воспитывающему образованию», раз уж преподаватели тоже люди со своими слабостями, не позволяющими воспитывать так же хорошо, как и обучать!» ‑ и будет не прав. Потому что без постоянной борьбы со своими слабостями человек расслабляется до неприличия. Вот педагоги и борются, время от времени напоминая друг другу о необходимости сосредоточиться на воспитании. При этом любят сослаться на Коменского, умевшего ласково и тактично напомнить о «главном». Правда, сам Ян Амос больше всего заботился о воспитании религиозного «благочестия». Но это ныне принято пропускать мимо глаз и ушей, поскольку школы давно отделены от церкви, да и господство «воинственного атеизма» не прошло бесследно.
|