Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Концепция постиндустриального общества Алена Турена





Как мы уже на то указывали, в рамках исследований постинду­стриального общества не менее значимой, чем теория Белла, была теория А. Турена. Его видение проблем постииндустриализма отличается от тех разработок, которые мы находим в рамках американской социологической мысли, в частности у Д. Белла.

Основными объектами интереса для Турена являются соци­альный конфликт, проблемы эксплуатации, власти и доминиро­вания. Более того, по мнению Турена, конфликт - это вообще основной объект социологического интереса. «Центральным объектом социологии, - заявляет он, - является исследование политики, то есть социальных договоренностей, из которых проистекает институционализация конфликтов»8.

Именно с позиций исследования главного социального кон­фликта Турен подходит к анализу постиндустриального обще­ства. Он не разделяет точку зрения о конце рабочего класса как социально-профессиональной категории и не согласен с высказываниями о конце тредюнионизма.

Экономический рост и сейчас зависит от развития производст­ва. Чистое консумистское общество, в котором сфера производ­ства жестко ограничена, интерес к труду утрачен, а вместо них на повестку дня встали проблемы из сферы досуга и свободного времени, является социологической фикцией. На деле ситуация обратная. Тредюнионизм потерял свои позиции в некоторых отраслях промышлен­ного производства, однако широко внедрился в третичный, сер­висный сектор.

В течение долгого времени в большинстве своем социологи были солидарны в том, что «рабочий класс» - это не просто профессионально-классовая категория, а активный агент, один из главных субъектов в социальной и политической истории индустриального общества. Сейчас, когда эти общества пере­ходят в новую стадию развития и количество рабочих ручного труда в составе рабочего класса быстро уменьшаются, многие думают, что значимость, которая в течение долгого времени приписывалась рабочему классу, была результатом скорее идеологической ориентации, чем точного социального и исто­рического анализа.

Турен задается вопросом: по каким причинам и при каких условиях определенные социальные классы, являющиеся боль­шими, но не составляющими большинство, становятся цен­тральной действующей силой общества, или, более фундамен­тально, как можно определить, какой социальный конфликт является центральным для данного общества? Вопрос об усло­виях появления и последующего исчезновения рабочего класса как центрального социального агента общества - сердцевина современной социологической мысли. Позиции социологов по этому вопросу - не только результат определенных исследова­ний, но и их личный выбор перспективы рассмотрения соци­альной жизни. «Подобно тому как исследование города было ядром анализа торговых обществ XVI-XIX веков, взгляд на ра­бочий класс, на роль профсоюзов и рабочих партий является, возможно, наилучшим индикатором общих позиций, которые противостояли и продолжают противостоять друг другу в со­циологии»10, - считает Турен. Следует поэтому сначала рас­смотреть причины, по которым рабочий класс играл централь­ную роль в прошлом, а затем - причины, по которым он уско­ренно теряет свое центральное место в постиндустриальном об­ществе.

Термин «рабочий класс» подразумевает нечто больше, чем просто большую, непривилегированную социально-профессио­нальную категорию. Рабочее движение - это не ассоциация, аналогичная предпринимательским, и не профессиональное лобби. Интересы и проблемы рабочего класса, рабочего движе­ния были связаны с обществом, в котором капиталистическое предприятие было ключевым моментом экономики, а рабочее движение - ведущей силой классовой борьбы. Классовая борь­ба пролетариата составляла фокус социального конфликта, главный конфликт индустриального общества. Главным объек­том атаки были и собственность, и власть.

Вопрос, таким образом, ставится не о том, могут ли рабочее и профсоюзное движения исчезнуть, а о том, является ли рабочее движение, как и раньше, одной из сторон центрального со­циального конфликта. Ответ на него, как считает Турен, прост. В «программируемом обществе» рабочий класс более не явля­ется привилегированным историческим агентом, но не потому, что рабочее движение ослабело и оказалось подчинено страте­гии какой-либо политической партии или имеет плохих поли­тических лидеров, а потому, что отдельное капиталистическое предприятие не является более центром экономической систе­мы и ее социальных конфликтов.

В программируемом обществе ни фирмы, ни профсоюзы не являются главными действующими лицами социальной борьбы за власть. Их роль все еще важна, но их конфликт не является борьбой за власть, а связан с проблемами организации произ­водства и принятия административного решения, он носит уже институционализированный характер.

Профсоюзное движение также далеко от того, чтобы быть революционной силой или социальным движением, активно вовлеченным в борьбу за власть. Социальное неравенство, час­тый отказ государства или управленцев идти на уступки - все это делает важным и необходимым рабочее сопротивление, од­нако не является достаточным для того, чтобы считать рабочее или профсоюзное движение центральной силой в новых соци­альных конфликтах. Основной социальный конфликт совре­менного общества - это не конфликт по поводу собственности, это конфликт индивида и общества в целом и формулируется он в терминах организационного конфликта.

Суть позиции Турена состоит в том, что социальное доми­нирование в современном мире имеет глобальный и нерасчлененный характер, экономическая, социальная, культурная и другие сферы здесь настолько взаимопереплетены, что понятие эксплуатации, лежащее в основе Марксова анализа, представ­ляется неадекватным для современной ситуации. «Мы еще про­должаем говорить об «экономической эксплуатации», - пишет Турен, - хотя все труднее и труднее вычленить ее и изолиро­вать от других форм доминирования. Термин потерял свое объективное значение. Ситуация в современном мире скорее передается термином «отчуждение», «чем эксплуатация». «Эксплуатация обозначает экономическое, а отчуждение - социальное отношение.

Человек оказывается отчужденным, когда его связь с социальной и культурной жизнью общества определяется единственно системой доминирующих отношении, навязываемых господствующим классом. Отчуждение означает ликвидацию социального конфликта посредством создания системы зависи­мого участия. Любая деятельность только тогда обретает смысл, когда она осуществляется в соответствии с устремле­ниями доминирующих групп. Современное общество, пишет

Турен, является обществом отчуждения не потому что оно повергает человека в нищету или навязывает политические огра­ничения, а потому, что оно подкупает, манипулирует и навязы­вает конформизм.

Постиндустриальное общество демонстрирует совершенно новые социальные конфликты. Эти новые конфликты уже не являются просто конфликтами между трудом и капиталом, но конфликтами между структурами экономического и политиче­ского принятия решения и теми, кто принужден к зависимому участию. Другими словами, это конфликт между центральными и периферийными, или маргинальными, сегментами общества.

Будучи материально обеспеченными, члены современного общества не отрицают технический прогресс и экономический рост, а выступают против подчинения рациональной, но имперсональной силе, которая требует от них такого же имперсонального участия в прогрессе. Турен выделяет три основные формы соци­ального доминирования в постиндустриальном обществе.

Социальная интеграция. Экономический прогресс навязывает его участникам свой стиль жизни, свои цели и свою систему власти. Индивид просто принуждается к участию, не только как трудящийся, но и как потребитель, как участвующий в систе­мах социальной организации и власти, которые определяют це­ли производства. Система производства, в которой имеет свое место и свою систему ролей в рамках регулируемо­го, иерархизированного коллектива, интересующегося преиму­щественно проблемами эффективности и сплоченности, обра­зует нерасторжимое единство со всеми другими социальными подсистемами, поддерживает и укрепляет их.

Культурное манипулирование заключается в контроле над потребностями и культурными стереотипами потребления и стиля жизни прежде всего через школу и систему образования, которая уже давно перестала быть семейным и стала общественным делом.

Навязывание политического поведения. Постиндустриальное общество контролируется крупными политико-экономическими организациями, цель которых - не просто власть и строгий по­литический контроль над собственным функционированием и этих организаций показывает их тотальные империалистические претензии на контроль за всей социальной жизнью.

В этих условиях перед рабочим классом встает вопрос о том, как он вновь может занять если не центральное, то безусловно значимое место в социальной и политической жизни.

В постиндустриальном обществе влияние рабочего класса ослабляется тем, что политическое и профсоюзное рабочие движения все более отдаляются друг от друга. Более того, Ту­рен считает, что повышение роли профсоюзов приводит к уменьшению роли политического рабочего движения. Проф­союзы играют значимую роль в борьбе с безработицей, в разра­ботке мер по поддержанию безработных, по переподготовке кадров и т. п. Профсоюзное движение стало не столько соци­альным движением, сколько агентом экономической политики. Этот тип действия, известный как «социальный контракт», обеспечил участие профсоюзов в советах компаний, занимающихся формированием экономической политики. Это приводит к ослаблению рабочего класса как центрального исторического агента и одновременно с этим - к появлению такого типа соци­альной демократии, которая не отличается по своему характеру от существующего политического режима, но одновременно умножает каналы профсоюзного влияния. Рабочий класс теряет свою автономию.

Состав современного рабочего класса сложен, в частности, большой процент в нем составляют неквалифицированные ра­бочие-иммигранты, а также женщины, имеющие очень ограни­ченный опыт индустриального труда. Комбинация этих факто­ров и объясняет очень резкое падение политического влияния и сужение социального кругозора рабочих. «В этом очень кон­кретном смысле слова индустриальные страны начиная с XIX в. движутся от индустриального общества к новому типу общест­ва, в котором новые группы наемных работников - «белые во­ротнички», техники и менеджеры среднего уровня - очень бы­стро набирают в количестве и влиянии»13. Самые радикальные и продуктивные движения формируются в экономически наиболее развитых и продвинутых областях и группах: исследовательских центрах, среди профессионалов, обладающих знаниями и квали­фикацией, но не подключенных к системам власти, в университет­ских сообществах.

Однако ни одно социально-политическое движение, сколь бы развито и сильно оно ни было, не сможет добиться успеха, если не включит в себя рабочий класс. Завтрашняя борьба, под­черкивает Турен, не будет ни повторением, ни модернизацией вчерашней. Она возможна только на совершенно новой солидаристской основе для взаимодействия различных социальных групп. Современное рабочее движение может задать свое по­нимание современного социального конфликта только через объединение с другими социальными группами на основе об­щезначимых культурных ценностей. Апелляция к общим культурным ценностям придаст рабочему движению значимость, которая выйдет далеко за рамки простои защиты своих интересов. Формулируя позицию А. Турена по поводу того, что такое система социального неравенства в целом и каково место и роль рабочего класса в постиндустриальном обществе, следует указать на то, что методологической основой его анализа является рассмотрение положения рабочего класса не с точки зре­ния типа его труда, а с точки зрения его места в общей сис­теме распределения власти и доминирования, с точки зрения интерпретации главного социального конфликта. Главный конфликт постиндустриального общества носит организационный, а не классовый характер: это конфликт индивида и общества в целом. Социальное доминирование носит целостный и нерас­члененный характер и описывается в терминах отчуждения. В этих условиях перед рабочим классом стоит задача объедине­ния с другими социальными группами - «белыми воротничка­ми», техниками, менеджерами среднего уровня, профессиона­лами и другими - на основе общедемократических ценностей.

Социальные движения как форма репрезентации групповых социальных интересов в постиндустриальном обществе

В 70-х года в социологии в рамках теорий постиндустриализма появилось утверждение о том, что современный социальный конфликт локализуется в сфере распределения, а не производ­ства. Речь уже не может идти и не идет о борьбе за капитали­стическую собственность и за «командные высоты в экономи­ке», борьба идет за потребление, его уровень, стиль жизни, за жизненные шансы в широком смысле слова, за гражданские (право на образование, медицинское, пенсионное и другие виды государственного социального страхования) и политические права. В силу этого следует отказаться от концепции класса и классовой системы социальной дифференциации и предложить другую, более адекватную для описания системы социальной дифференциации и социальных интересов в постиндустриаль­ном обществе.

Для характеристики классовой структуры постиндустриаль­ного общества, как считает Турен, можно использовать не­сколько понятий. Во-первых, это понятие социального класса, которое применяется при анализе отношений власти и домини­рования в обществе в целом. Во-вторых, это понятие заинтере­сованных групп, или групп социального интереса, используемое при анализе отношений внутри организаций и коллективов. В-третьих, это понятие группы давления, которое применяется при исследовании конфликтов в сфере потребления и имеет слабое отношение к политическому действию.

Очевидно, что вычленение этих социальных групп и их стратификация соответствует стратификации основных соци­альных интересов в обществе. Принятие подобной социальной стратификации позволяет Турену утверждать, что «рабочий класс во все большей степени замещается федерацией групп социального интереса, а группы, организованные для защиты локальных или региональных интересов, — традиционные при­меры групп давления - становятся видом класса»14.

Социальный класс или классовое движение всегда старается задать свои цели или оказать влияние на группы социального интереса и группы давления. Социальная политика становится сложнее, поскольку объединения, которые являются инстру­ментом осуществления политики класса, групп специального интереса или групп давления, очень часто приписывают себе какую-то особую роль, даже когда в действительности они только направляются интересами этих классов и групп. В то же время они могут изменить процесс взаимодействия с «базовой» социальной группой или классом и «стать провозвестниками новых социальных сил».

Если в 70-е годы под новыми социальными силами имелись в виду, прежде всего, студенческое движение, различного рода потребительские ассоциации и группы, связанные со «свобод­ным временем и досугом», то 80-е годы стали свидетелями не­бывалого прорыва к равенству и демократии, различного рода гражданских инициатив и движений за «социальное участие». Добровольные ассоциации появляются как требование «уча­стия», возникающее со стороны «культуры обездоленных» в государстве всеобщего благоденствия, или как поиск «общины», обеспечивающий человеку идентичность, принадлежность, единство, участие. Добровольные ассоциации продемонстрировали, что хотя классические элементы классовой борьбы и исчезают, однако социальный протест и напряжение, а также уровень политического участия растут.

В связи с этим одной из форм социальной борьбы становятся городские социальные движения, преследующие как правило, три основные цели: обеспечение коллективного потребления (материальные интересы), общность и поиск идентичности, гражданское движение и борьба за локальную власть.

Движение должно осознать свое место как городского социального движения, оно должно быть связано с остальным обществом посредством массовой коммуникации, профессионалов и политических партий. Организационно и идеологически оно должно быть автономно по отношению к любой политической партии, поскольку городские социальные движения функционируют преимущественно на уровне социального, а не политического процесса, а это различные уровни действия. При этом ГСД являются не столько агентами социального изменения, сколько реакциями на сложившуюся систему доминирования. Они как правило оказываются не в состоянии реализовать свои проекты.

Как то показали исследования последнего времени в отличие от более ранних, большинство ассоциаций взаимодействует с государством и его агентами. Такое взаимодействие может ос­новываться на консенсусе и на конфликте, чему соответствуют два типа политической деятельности: лоббирование и кон­фликт. Представители средних классов делают ставку на лоб­бирование, представители рабочего класса, лишенные возмож­ности неформально контактировать с представителями власти, вынуждены прибегать к протесту и конфронтации.

Можно выделить три типа взаимодействия государства с добровольными ассоциациями: инкорпорация - ассоциация ин­тегрируется в аппарат государства, но может продолжать функ­ционировать как частично независимая; отвержение - ассо­циация не достигает своих целей и при том, что она продолжает отстаивать свои требования, само отсутствие успеха ставит под

сомнение ее жизнеспособность; сосуществование - ассоциация утверждает свою независимость, а ее частные успехи способст­вуют активизации деятельности ее членов.

В течение долгого времени политические партии левого крыла, как правило, противостояли «коммуналистской» дея­тельности различного рода социальных движений, считая, что она отвлекает силы от действительной классовой борьбы. Од­нако теперь они поддерживают это действие, полагая, что доб­ровольные ассоциации способствуют поднятию гражданского сознания, дают политический опыт и знание структур власти в обществе. Тем не менее в силу того, что добровольные ассо­циации функционируют в сфере конкурентных отношений, а не отношений солидарности и единства, городские движения все­гда фрагментарны, локальны, стратегически ограничены и изо­лированы.

Резюмируя предложенную общую реконструкцию теории по­стиндустриального общества А. Турена, следует еще раз ука­зать на то, что эта реконструкция была осуществлена в совер­шенно определенной перспективе, имеющей целью выявить оригинальность и специфику подхода Турена. Выработанный им подход позволяет зафиксировать новое качество системы социальных взаимодействий в постиндустриальном обществе, указать на основные тенденции переструктурирования общественной жизни, изменение типов и уровней социального кон­фликта, подвижек в ценностных ориентирах. Главным направ­лением социального развития становится фрагментирование социальной структуры, следующее путем утверждения плюра­лизма социальных элементов.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1008. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия