Спутниковое телевидение 6 страница
Это умозаключение представляется очевидным, как очевидно и то, что в новых условиях — условиях системного функционирования — принципы деятельности местного телевидении должны были претерпеть существенные изменения. Но монополизация местного телевещания, прежде всего, совершенствование его содержательного наполнения, которые были бы уместны уже в конце 70-х гг., либо не были начаты, либо не дали желаемых результатов, поскольку не имели сколько-нибудь взвешенной, научно обоснованной концепции.
186_____________________________________________________А.Г.Киселев
Региональные телестудии, как было сказано выше, традиционно готовили передачи «всеохватной» тематики, вступая в ненужную конкуренцию с общесоюзными телепрограммами и, как правило, проигрывая в «конкурентной борьбе». Это дало основания сделать поспешные выводы об идеологической «нерентабельности» местного телевидения. Добавим к этому трудоемкость телевизионного производства, необходимость действительно больших затрат на модернизацию быстро устаревающего оборудования (затрат, столь необходимых для развития Центрального телевидения и средств связи, позволяющих донести его программы «от Москвы до самых до окраин»). Именно поэтому руководство Гостелерадио СССР в 80-е гг. XX в. заняло позицию, ведущую к откровенному сворачиванию местного телевещания. В результате развитие регионального телевидения не только затормозилось, но и пошло на убыль. Подобная позиция не пользовалась популярностью на местах, не нашла сколько-нибудь убедительного научного обоснования и претворялась в жизнь сугубо административными методами. Трудно сказать, дала ли эта деятельность ощутимый экономический эффект, но идеологические издержки такой политики в области телевещания представляются несомненными, что и продемонстрировало дальнейшее развитие событий. Характерно, что все это относится к тому времени, которое называют периодом застоя. Перемены в стране, начавшиеся после апреля 1985 г., со всей закономерностью привели к изменению политики и в этой области. Очевидно, что основная задача местной, да и любой другой студии телевидения заключается в адекватном по возможности отражении всех сторон жизни той или иной территории, удовлетворении духовных запросов, культурных потребностей проживающей на этой территории телеаудитории. Но не только Безусловно важной следует признать проблему информационного телеобмена, без которой попросту невозможно как вышеозначенное удовлетворение потребностей аудитории, так и развитие, полноценное функционирование самой телеорганизации. В каком случае информобмен полезен и необходим? Очевидно, в том случае, если информация, созданная в одном месте, представляет интерес (в том. числе прагматический) для тех, кто находится в ином регионе. Проблема эта не только не
Теория и практика массовой информации____________________________187
своего значения после распада СССР, но еще более актуализировалась в постсоветском обществе, где роль ЦТ, а точнее, — интегрированной телепрограммы как средства межнационального общения предопределено было выполнять каналу. И вряд ли у многострадального останкинского телеканала в 1990-е гг. было бы столько трудностей, если бы проблемы обмена телевизионной информацией удалось своевременно осмыслить и отработать. В научной литературе, посвященной тележурналистике, достаточно подробно рассматривались вопросы международного информобмена. В то же время принципы внутрисоюзного обмена телевизионной информацией, разрабатывавшиеся в повседневной практике на эмпирическом уровне, не нашли должного научного осмысления.
6.1.3. Формы обмена телеинформацией между различными телеорганизациями
Ранее мы останавливались на том, что системный характер телевизионного вещания, присущий самой его природе. Как бы интуитивно ощущался телепрактиками и в начальный период функционирования отечественного телевидения, когда каждая студия была своеобразным монополистом эфира в своем регионе. Уже тогда Московская (Центральная) студия телевидения предпринимала попытки выполнить роль централизующего органа: готовила обменные программы, включающие в себя не только концертное номера, всевозможную художественную продукцию, фиксируемую в то время при помощи съемок с кинескопа, но и информационные киносюжеты, рассылаемые в десятки городов Советского Союза. Характерно, что осознавалась не только необходимость распространения информации из центра, но и потребность в получении таковой с мест. Следующим этапом внутрисоюзного телеобмена стали программы региональных телестудий, приводимые в Москву. Так, телезрители столицы впервые увидели программу Киевской студии телевидения 25 декабря 1959 в этот день украинские тележурналисты были гостями телецентра на Шаболовке, 53.
188_____________________________________________________А.Г.Киселев
Но, в сущности, все развитие средств телевизионной связи как раз и шло по пути увеличения возможностей доставки центральной программы во все уголки необъятной территории Советского Союза. Это было императивом государственной информационной политики, вещательной политики Центрального телевидения. Как мы знаем, это, безусловно, важная цель, невероятно сложная в условиях огромного территориального пространства Советского Союза со множеством часовых поясов, что выдвигало дополнительные трудности, в конце концов была успешно решена технически. Москву видели во всех (точнее сказать, — почти во всех) уголках страны — это стало предметом гордости и связистов, и телевизионщиков. И вполне законное на определенном этапе чувство восхищения заметным развитием телетехники как-то заслонило изначальное условие этого развития: не просто доставка передач в дальние регионы страны, но обмен телеинформацией. Очевидно, что в 1970-е гг. (во многом это было связано с широким распространением на отечественном телевидении видеомагнитного способа фиксации программ) наше телевидение все более напоминало улицу с односторонним движением: передачи шли по тракту из центра на места — и весьма редко в противоположном направлении (да и то не по другой стороне тракта; поездами и самолетами доставлялись видеокассеты и киноролики с передачами, и сюжетами, подготовленными на местах, а вместе с ними нередко прибывали в столицу сопровождающие их творческие работники — для сдачи материалов в Останкино или на Шаболовке: экономично ли это?). Очевидно, что начиная с середины 60-х гг. все развитие отечественного телевидения носило весьма своеобразный центробежный характер (все для упрочения Центрального телевидения и для того, чтобы центральное вещание достигло отдаленных мест). Однако согласно простейшим физическим законам центробежные процессы без действия центростремительных сил рано или поздно ведут к энтропии. Не потому ли и темпы развития отечественного телевидения замедлились, и в жанрово-тематической структуре телевизионного вещания на Центральном телевидении в те годы все явственнее ощущались застойные процессы? Разумеется, для этого было немало и
Теория и практика массовой информации____________________________189
других причин объективного и субъективного характера, но названная, по всей видимости, стала одной из основных. Вот почему ускоренное развитие местного телевидения, постоянный и эффективный информобмен, в том числе — использование местных телепрограмм на Центральном телевидении и наоборот могли стать весьма действенным средством для дальнейшего поступательного развития отечественного телевидения. Своеобразие указанных выше процессов заключалось в том, что центр усиленно распространял сферу своего телевизионного влияния на все территории, даже самые отдаленные. Однако в тоталитарном государстве это со всей неизбежностью вело к более серьезным процессам: отдельные территории и обслуживающие их телевизионные организации стали стремиться полному отделению от центра, что фактически и произошло начале 1990-х гг. прошлого века. (По большому счету, внимательное изучение внутрителевизионных связей могло бы заблаговременно подсказать вдумчивому исследователю, что распад СССР неизбежен, как это некогда математическими методами предсказал академик И.Р. Юхновский, бывший потом одним из реальных кандидатов на пост президента независимой Украины.) Особо отметим, что диалектический подход к проблеме внутрителевизионных связей с позиции логики телевизионного информобмена, учитывающего коммуникационную природу телевизионного вещания, не может не привести к выводу об относительной временности существующих ныне «сепаратистских» тенденций, дезинтеграционных процессов, по крайней мере, применительно к телевидению. Увлекшись глобальными проблемами становления отечественного телевидения, несколько меньше внимания уделили содержательной сущности становления советского телевещания. А процесс этот тоже был отнюдь не простым. Вначале телевидение воспринималось как средство доставки на дом потребителям произведений других искусств — кино, театра, эстрады, возможность показа спортивных мероприятий.
|