Студопедия — Хроника событий 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хроника событий 2 страница






Трудно не согласиться с этими высказываниями, в кото­рых явственно читаются все те же идеи демонополизации, де­централизации, регионализации. Но время постепенно брало свое. Газеты сообщали:

Сообщений такого рода становилось все больше. Объеди­няло их настойчивое противопоставление новых телеканалов системе государственного телевидения, постоянное упомина­ние таких понятий, как «независимое», «альтернативное». В этом выразилось и общее недовольство состоянием дел в системе отечественного телевидения, и ищущий воплощения в телепрог­раммах политический плюрализм, и легко объяснимое жела­ние аудитории расширить свои возможности по выбору каналов

телеинформации.

Тупиковая ситуация, в которой оказалось государственно-монополистическое отечественное Центральное телевидение, еще не ощущалась либо не признавалась публично. Однако телепрактики явно хотели вырваться из оков номенклатурно-государственного телевидения. Идея альтернативности весьма привлекала известных журналистов. Об этом свидетельствуют даже заголовки их выступлений в печати... («Альтернативное телевидение? Да!» — отвечал на вопрос «Огонька» (1990. № 21) В. Познер. «Альтернативное ТВ. Да? Или нет?» — размышляли в «Литературной газете» (30 мая 1990 г.) В. Молчанов, В. По­знер, И. Фесуненко и В. Цветов.)

Но что самое удивительное: идея альтернативного телеви­дения пришлась по душе и тогдашнему руководству Гостеле­радио СССР — причем настолько, что председатель Гостеле­радио СССР М.Ф. Ненашев добивался на Пленуме ЦК КПСС включения соответствующего положения в Платформу партии к XXVIII съезду. Лишь неподатливость М.С. Горбачева удержа­ла от этого шага. И все же в августе 1989 г. появился приказ по

 

204_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

телевизионному ведомству (оставшийся, впрочем, невыполнен­ным) о мерах по созданию независимого ТВ-канала под эги­дой... Главной дирекции программ Центрального телевидения. Монополист (Гостелерадио СССР) настойчиво трудился над созданием и упрочением позиций своего конкурента. Парадокс? Только на первый взгляд.

Создание альтернативного телеканала дало бы возможность «вынести за скобки» весь спектр общественных движений, по­литических партий, многоцветье жизни, не укладывающееся в утвержденную доктрину. И были бы в этом случае один нефор­мальный — и сколько угодно официальных телеканалов, как близнецы похожих на тогдашние ЦТ-1 и ЦТ-2.

И вот М.Ф. Ненашев в тот самый день, когда президент подписал Указ о его освобождении от должности председателя Гостелерадио СССР, на пресс-конференции для советских и иностранных журналистов объявляет о грядущем отказе от мо­нополии Гостелерадио СССР на существующие каналы, о пред­принимаемых шагах с целью получения каждым каналом ком­мерческой самостоятельности и специализации, что привело бы к творческому соревнованию и конкуренции.

На следующий день в кресло председателя Гостелерадио СССР сел Л.П. Кравченко. В работе Центрального телевидения сразу же появились новые (хорошо забытые старые) веяния. «Авторское телевидение» перешло с Первой на Вторую про­грамму, более чем вдвое потеряв число своих поклонников. «Взгляду» было предложено уточнить концепцию программы, для чего его авторов на неопределенное время отлучили от эфира. Для программы «Время» и ТСН ввели должности выпус­кающих редакторов, явно выполнявших функции политичес­ких цензоров. Вот как характеризует этот период телекритик Ю. Богомолов в статье: «Туда и обратно (ТВ до и после пере­стройки)»: «Давно замечено, что средства массовой коммуни­кации первыми пробуждаются от летаргического сна с началом общественного подъема и первыми подвергаются атаке со сто­роны путчистов» (Литературная газета, 6 марта 1991 г.).

Как видим, это написано за полгода до попытки военно-государственного переворота в СССР в августе 1991 г. Впрочем очевидно, что телевидение «пробуждалось от летаргического сна» дольше и труднее, чем многие печатные издания, что

 

Теория и практика массовой информации____________________________205

 

легко объясняется невероятной громоздкостью, инерционным механизмом этого государственного политического института. Отступление с завоеванных позиций гласности здесь также про­исходило раньше и заметнее — да ведь и давление на Цент­ральное телевидение оказывалось куда более значительное.

Атака на ТВ, по словам Ю. Богомолова, «может быть осу­ществлена непосредственно с оружием в руках, с выстрелами и кровью (как в Вильнюсе), а может носить мирный, достаточ­но постепенный характер с применением рутинных бюрократи­ческих мер (как в Останкине — когда поменяли в руководстве Гостелерадио СССР М.Ф. Ненашева на Л.П. Кравченко). С пере­меной мест слагаемых стал заметным процесс сужения демок­ратического пространства в эфире... Мы идем вниз по лестнице, ведущей вверх».

Российский парламент не оставлял претензий на свою долю в имуществе всесоюзного телевизионного ведомства: полгода обсуждался вопрос о передаче РСФСР II общесоюзного теле­канала. Гостелерадио СССР делиться с кем бы то ни было не желало. Приход Кравченко на Должность председателя и его «новая» вещательная политика вызвали бурю протестов во всех слоях общества, что нашло отражение в многочисленных га­зетных публикациях, бойкоте, который объявили Центрально­му телевидению представители творческой интеллигенции. Офи­циальное утверждение Л.П. Кравченко в должности на Верхов­ном Совете СССР было весьма проблематичным. М.С. Горбачев предпочел одним ударом разрубить все тугие узлы, подписав 8 февраля 1991 г. Указ «О создании Всесоюзной государствен­ной телерадиовещательной компании» (ВГТРК)1 — в тот день, когда Верховный Совет РСФСР приступил к обсуждению док­лада министра информации М. Полторанина об информационной блокаде России.

С одной стороны, трудно назвать прогрессивным документ, который острейшие проблемы пытается решить простой сменой вывески, ибо этот указ предписывал «сохранить за создаваемой

 

 

__________________

1 ВГТРК создана на базе Второго канала (РТР, телеканал «Россия»). Первый продолжает мыслиться как общесоюзный, а с распадом СССР Центральное телевидение трансформируется в ГТРК «Останкино» (ТВ «Останкино»). Но этот канал превратить в межгосударственный телеканал СНГ не удается.

 

206_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

комитета СССР по телевидению и радиовещанию, с сохранением общей численности, нормативов бюджетных ас­сигнований и условий действующего хозяйственного механиз­ма». Освободив Л.П. Кравченко от обязанностей председателя Гостелерадио СССР, его же назначили председателем телера­диокомпании со всеми правами руководителя центрального органа государственного управления. Указ выдает Л.П. Кравченко карт-бланш на всю последующую деятельность компании, получив­шей в полную безраздельную собственность Останкинский те­лецентр со всеми помещениями, здания на Шаболовке, 53 и Пятницкой улице, 25, Дом звукозаписи на улице Качалова и Ленинградский телерадиоцентр.

Безусловно, дорогостоящую материально-техническую базу телевидения и радио в стране создавали не Л.П. Кравченко и не президент. Это труд и собственность всего народа. Почему же владельцем столь значительного и важного, поистине об­щенародного имущества в соответствии с президентским ука­зом становился, чуть ли не один человек? (Одна партия, во главе которой находился Президент? Одна армия, десантные части которой штурмом берут и удерживают Вильнюсский те­лецентр?)

Однако цитируемый документ, столь круто изменивший дальнейшую судьбу телевидения и радио в нашей стране, имел и безусловно положительные стороны. Прежде всего он узако­нивал результаты исторически закономерного процесса децент­рализации в системе Гостелерадио СССР. Республиканские телерадиоорганизации (в том числе в Прибалтике, Закавказье и других регионах, к тому времени еще не ставших суверенными государствами) получали полную экономическую и идеологи­ческую самостоятельность. Местные телецентры перешли в соб­ственность местных Советов. Гостелерадио СССР как министер­ство союзно-республиканского значения, как идеологический монстр (в чем-то схожий с геббельсовским «министерством про­паганды») перестало существовать не только де-факто, но и де-юре.

Даже переименование телевизионного ведомства говорило само за себя. Несмотря на то, что все остальные положения указа вольно или невольно пытались закрепить многие из ус­-

 

Теория и практика массовой информации____________________________207

 

таревших командно-административных функций бывшего Гос­телерадио СССР, тем не менее был явно предпринят доста­точно решительный шаг в сторону децентрализации, демонопо­лизации телевещания — и это явление прогрессивное.

Таким образом, с февраля 1991 г. отечественное телевидение вступает в период, когда окончательно завершилась многолетняя история безраздельного господства Гостелерадио СССР — могу­щественного правительственного органа, вобравшего в себя все типичные черты, присущие административно-командной сис­теме в целом и исчерпавшего возможности своего развития в том виде, в каком оно существовало до этого времени;

В сущности, это касалось не только Гостелерадио СССР, но и всей системы советского теле- и радиовещания. Говоря о том, сколько несуразностей породил президентский указ о со­здании Всесоюзной телерадиокомпании, следует отметить, что эта акция вызвала предпосылки — если и не правового, то теоретического характера — для перехода системы телерадио­вещания к отношениям, основанным на законах рыночной эко­номики и создающим, на наш взгляд, возможности для более быстрого и прогрессивного развития.

Вовсе не закономерностью следует считать, что именно Л.П. Кравченко ранним утром 19 августа 1991 г. привез в ТАСС документы ГКЧП (хотя этот штрих в его биографии отнюдь не случаен). Менее неожиданной, если угодно, вполне логичной в свете бездарного и безнадежного желания верхушки КПСС удержать в руках ускользающую власть была бесславная по­пытка совершения государственного переворота, предпринятая ближайшим окружением М.С. Горбачева. Сотни страниц уже написаны по поводу телевизионного освещения августовского путча 1991 г. — от ставшего символом «Лебединого озера» до маленького информационного сюжета С. Медведева в програм­ме «Время», сыгравшего огромную роль, от пресс-конферен­ции гэкачепистов с дрожащими руками до трансляции победно­го заседания съезда народных депутатов свободной России, от ночных кадров возвращения в Москву «форосского изгнанника» М.С. Горбачева до исторического кадра, когда в прямом эфире Б.Н. Ельцин подписывает Указ о роспуске всемогущей когда-то КПСС... Но кроме этого, как упоминалось выше, были отча­янно смелые (и позорно соглашательские) передачи местных

 

208_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

студий, решительные призывы кабельных телестанций. Может быть, впервые рядовые тележурналисты по-настоящему почув­ствовали свою ответственность за то, что происходит в их стра­не, свои неисчерпаемые возможности, почувствовали «упоение в бою», «запас свободы» и «вкус победы». Глубокое осмысление роли отечественного телевидения в переходе страны к принци­пиально новому этапу в ее истории еще впереди.

 

6.3. Телевидение переходного периода (1991—2001 гг.)

 

6.3.1. Реструктуризация телевизионных компаний, децентрализация и демонополизация системы отечественного телевидения

 

Выше говорилось о предпосылках тех принципиальных процессов, которые со всей определенностью развернулись в последующий период, в корне изменив отечественный телеви­зионный «пейзаж». Отметив временными параметрами два этапа реформирования общества и телевизионной системы в «пере­ходный» период (1985—1991 гг. и последующее десятилетие), мы убедились, что время перестройки отнюдь не стало «датой рождения» тех перемен, которые подспудно зрели и в обще­стве, и на телевидении, но лишь катализировало, ускорило и обострило, вывело на поверхность глубинные процессы разви­тия рассматриваемых общественных явлений, отвечающих объективным законам, диалектике этих процессов. Соответствен­но, нет четкого «водораздела» между двумя «переделами» теле­визионной собственности, вызванными, с одной стороны, рас­падом СССР в декабре 1991 г. и, с другой стороны, внедрением рыночных отношений в телевизионное производство.

Еще совсем недавно вряд ли кто из политиков и политоло­гов, историков и философов, астрологов, прорицателей и веду­нов мог предвидеть и предсказать, что Советский Союз — «пер­вое в мире отечество трудящихся», «великая сверхдержава», «оплот тоталитаризма» и «империя зла» — окажется, что назы­вается, колоссом на глиняных ногах и рухнет почти в одноча­сье?

 

Теория и практика массовой информации____________________________209

 

И все-таки «гибель империи» была неизбежной. Ее можно было предвидеть и нужно было предсказать. Безусловно, быв­ший Советский Союз (наследник Российской империи) был весь­ма своеобразным конгломератом почти несоединимых этничес­ких, экономических, социокультурных и прочих «ингредиентов»; и это, безусловно, была сложная система, непреложным законом функционирования которой является интеграция; последняя, в соответствии со столь же непреложной диалектичес­кой закономерностью, обязана перейти в свою противополож­ность — дезинтеграцию. К сожалению, обществоведы и полито­логи не выявили то количество, которое перешло в новое качество, и не смогли предвидеть сроки «гибели империи», т.е.

распада СССР.

Странное дело: в плановом с ног до головы государстве, в» котором мы жили семьдесят коммунистических лет, подлинно научного планирования (читай прогнозирования) не было. Не только экономика, пятилетние планы, но и вся жизнь советс­кого человека все это время подчинялась директивам (тогда это слово писалось с большой буквы, а Бог — с маленькой), которые соответствовали не столько объективным законам, сколько раз и навсегда данным постулатам все того же «един­ственного правильного» марксистско-ленинского учения. И ни­кого не смущало, что планы никогда не выполнялись, ни в четыре, ни в пять лет, что говорилось одно, думалось другое, делалось третье, а получалось четвертое...

Все эти рассуждения важны лишь в той степени, в которой они имеют отношения к главному предмету нашего интереса — телевидению, а стало быть, телевизионной коммуника­ции, не просто обслуживавшей то или иное общество, аудито­рию, массу людей, но ставшей отражением данной обществен­ной системы, ее порождением, которое, набрав силы, преобра­зовывало самое общество. Телевизионная коммуникация также является сложной системой, внутри которой действуют те же самые закономерности (централизация — децентрализация, интеграция — дезинтеграция и т.д.). Телевизионная коммуника­ция органически зависит от уровня общественного развития и в то же время обладает определенной системной самостоятельно­стью, автономностью, следовательно, изучение внутренних за­конов развития телевизионной системы — само по себе крайне

 

 

210_____________________________________________________А.Г.Киселев

увлекательное — не есть самоцель, ибо не только по положе­нию дел на телевидении можно судить об обществе, но и по научно обоснованным перспективам развития телекоммуника­ции можно предсказать по крайней мере некоторые стороны, процессы общественного развития.

Любое общественное явление, имеющее выраженную эво­люционную природу, характеризуется по преимуществу раз­мытыми границами. Не случайно начало нового этапа развития отечественного телевидения совпадает с годом распада СССР — 1991-м, а внутри этого периода применительно к телевидению выделяются два телевизионных «передела». Первый характери­зуется поиском новых структурных форм и явными дезинтеграционными процессами в постсоветский период.

Лишь внешне неожиданными могут показаться перемены, ставшие особенно заметными на отечественном телевидении в условиях суверенизации, перехода к рыночным отношениям. Они зрели в недрах самой телевизионной системы и лишь совпали и были ускорены общественными катаклизмами, приведшими к беловежским соглашениям.

Итак, вместе с распадом СССР в 1991 г. автоматически распадается система Гостелерадио СССР, Центральное теле­видение трансформируется в государственную телерадиоком­панию «Останкино» (ТВ «Останкино»), ставшую, по сути, чис­то московской организацией, а не межгосударственным кана­лом СНГ. Нельзя сказать, что полная независимость от Москвы оказалась неожиданной для телевизионных организаций быв­ших союзных республик. «Парад суверенитетов» — явление, характерное для второй половины «перестроечной» пятилет­ки, — был не только осмыслен и всесторонне освещен рес­публиканскими средствами массовой информации, но и в опре­деленной мере подготовлен ими. Эпоха многолетнего подчине­ния двум «хозяевам» — союзному и республиканскому цент­рам — для телеорганизаций союзных республик завершилась.

После декабря 1991 г. инерционные механизмы позволили на какое-то время сохранить единое информационное простран­ство (или его видимость) в тех границах, в каких оно склады­валось и существовало десятилетиями. Первые изменения зат­ронули содержание программ, организационную структуру на­циональных телеорганизаций. Но и Москва, став республиканс-

 

Теория и практика массовой информации____________________________211

 

ким центром Российской Федерации, естественно, утратила свою координирующую роль — в отношении к Украине, Казахстану, Прибалтике, Средней Азии. Дальнейшее развитие республи­канских телеорганизаций пошло независимыми путями — точнее будет сказать, с учетом законодательства и объективных условий функционирования каждого отдельно взятого суверен­ного государства.

Понятно, что создание новых материально-технических средств вещания — процесс куда более сложный, дорогостоящий и трудоемкий, нежели перераспределение, «передел» имеющейся телевизионной собственности. В соответствии с приня­тыми конституциями независимых государств, другими законо­дательными актами местные телецентры, ретрансляторы, ра­диорелейные линии и другая коммуникационная техника перешли в безраздельное владение к национальным телеорганизациям. Рано или поздно они должны были воспользоваться правом перекоммутации каналов, а потом — и отказа от трансляции программ из Москвы, так и не ставших межгосударственными.

Впрочем, на этом этапе дело было не только в содержании московских телепрограмм — значительная часть передач от новостей до телесериалов, от спортивных репортажей до телеигр вполне удовлетворяла национальную аудиторию, а русский язык, надо полагать, навсегда сохранит статус средства межнационального общения на территории бывшего СССР. Как и следовало ожидать, распад единого телепространства происходило по причинам как идеологического, так и экономического характера. Неудовлетворенность политическими акцентами при освещении текущих событий в московских телепрограммах, с одной стороны, желание расширить возможности для утверждения новой национально-государственной политики — с другой, наконец, стремление упрочить сферу употребления национального языка, еще недавно резко ограниченную, — все это относится к идеологическим факторам. Экономические разногласия начались с претензий национальных телеорганизаций на часть от рекламных прибылей, так как трансляция российских телепрограмм на территорию бывшего СССР привлекала рек­ламодателей к бывшим общесоюзным телеканалам. Впоследствии суверенные государства прямо поставили вопрос в том, что

 

212_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

трансляция передач из Москвы возможна только в случае ее оплаты российской стороной.

В возникших дезинтеграционных процессах было много наносного, подчас неразумного и нелогичного, хотя и не слу­чайного. Время поможет выработать приемлемые и взаимовы­годные принципы взаимодействия, неизбежные, как указыва­лось ранее, при специфической коммуникационной природе те­левещания. Однако на этом этапе процесс размежевания шел самыми разными путями.

В Прибалтийских республиках еще до распада СССР мес­тная программа имела стопроцентный охват республиканской аудитории, а центральная не располагала такими возможностя­ми. На Украине и в ряде других республик дело обстояло на­оборот. Став независимыми, республики Балтии не только зак­рыли свои государственные границы, но и в значительной мере до предела сузили возможности просмотра телепередач из Мос­квы. Несмотря на то что политические и экономические ре­формы на Украине, вышедшей из состава СССР, но входив­шей в СНГ, шли медленнее, чем в России, украинское телеви­дение реформировалось весьма интенсивно. Одним из характер­ных примеров происходящих перемен стала сделка с предста­вителем германской фирмы «Иннова филм» А. Роднянским, ко­торому была передана самая лакомая часть эфирного времени на первом государственном телеканале Украинского телевиде­ния (УТ-1). По итогам сделки проигравшей стороной как раз и стало Российское телевидение.

Идея передачи фирме «Иннова филм» времени на УТ-1 очень приглянулась руководству Национальной телерадиоком­пании Украины. Договор превратили в нечто достаточно ка­бальное для «Инновы филм» и крайне выгодное для Националь­ной телекомпании Украины. Согласно ему А. Роднянский дол­жен был закупить для УТ-1 «яркие западные программы и филь­мы высокого качества», обеспечив его современной техникой и открыв для него корпункты в Дюссельдорфе, Риме, Нью-Йор­ке и Буэнос-Айресе, каждый из которых обходился в 500—650 тыс. долл. в год.

Появление новых хозяев спровоцировало на Украинском телевидении поток реформ, не только выбивших ОРТ с перво­го национального канала, но и РТР — со второго. С 1 сентября

 

 

Теория и практика массовой информации____________________________213

 

1995 г. украинский телеэфир заполнен только украинскими про­граммами. Мотивы отказа от российских каналов были таковы: во-первых, их трансляцию прекратили по политическим сооб­ражениям, ведь украинская и российская точки зрения по мно­гим проблемам расходятся; во-вторых, из соображений эконо­мических: долгие месяцы ОРТ обосновывало свои рекламные расценки тем, что приписывало к зрительской аудитории 53 млн. украинских жителей, но не делилось с Украинским теле­видением доходами.

Раздавшиеся было крики левых об ущемлении интересов русскоязычного населения быстро прекратились, выстроивши­еся под зданием Национальной телекомпании Украины пикеты разошлись. Дело в том, что на Украине принят достаточно лояльный закон о телевидении, который гласил: 50% показы­ваемой в стране телепродукции должно быть отечественного производства, хотя может транслироваться на любом языке. В результате восточноукраинские телекомпании, как и раньше, вещают на русском, центральные — на «смешанном», запад­ные — на украинском языках.

Рассказав о переменах на Украинском телевидении в 1990-х годах, не стоит подробно описывать ситуацию на всем пост­советском пространстве, важно лишь отметить, что в каждом суверенном государстве СНГ есть свои достижения и свои ошибки в телевизионной сфере. Впрочем, главная ответственность за распад единого телевизионного пространства бывшего СССР, по-видимому, лежит все же на ГТРК «Останкино» (ТВ «Остан­кино»), которая с упорством, достойным лучшего применения, не пускала в свой эфир телепередачи независимых государств — бывших союзных республик, на которые Москва вот уже деся­тилетие продолжает транслировать свою программу. Не пото­му ли в республиках Средней Азии бывшее Центральное теле­видение вытесняется телепередачами из Турции: например, экспериментальное телевидение Анкары транслируется в Азер­байджане и Узбекистане. В городе Туркестане (Казахстан) смот­рят практически все программы телевидения Турции и толь­ко две из России. В марте 1992 г. даже Белоруссия отказалась финансировать показ телепрограмм из Москвы на односторон­ней основе.

Что касается Российской Федерации, то здесь в 1990-е гг. вещание на канале осуществляет государственная телерадио­-

 

 

214_____________________________________________________А.Г.Киселев

 

телерадио­компания «Останкино». На базе II канала формируется Всерос­сийская государственная телерадиокомпания (РТР, телеканал «Россия»). РТР и «Останкино» делят между собой IV канал: до 22.00 часов по нему идет программа РТР «Российские универ­ситеты», а после 22 часов программа «Останкино». Московская телекомпания (МТК) и первое коммерческое образование на отечественном телевидении — телеканал «2x2» делят между со­бой III эфирный телеканал. Понятно, что МТК, по нашей клас­сификации, это местное телевидение, а «2x2», по образному выражению М. Ф. Ненашева (канал создан как раз в период его недолгого председательства в Гостелерадио СССР), — «неболь­шое подсобное хозяйство», позволяющее за счет рекламных поступлений пополнить бюджет «больших» телекомпаний, отно­силось к всесоюзному телеведомству.

Своеобразие ситуации состоит в том, что в рамках обще­национального телеканала функционировало большинство мес­тных телестудий России, а внутри местной московской про­граммы существовала некая центральная коммерческая веща­тельная структура.

В целом же ликвидация в 1991 г. Гостелерадио СССР и Центрального телевидения сделала региональные студии, об­ретшие статус государственных телекомпаний, значительно автономней, а ослабление государственного диктата привело к тому, что в стране возникло также множество мелких полу­легальных студий кабельного ТВ, представлявших собой не столько телевидение, сколько «коллективное видео» и живших за счет взимания с абонентов платы за показ «пиратских» ви­деозаписей. По данным немецкой газеты «Ди вельт» (10 ноября 1992 г.), в СНГ насчитывалось около 500 независимых кабель­ных сетей, из них 400 приходилось на Россию.

При вступлении в Совет Европы Россия обязалась подпи­сать в общей сложности около 30 конвенций, из которых посвящены вопросам информации (в том числе о защите автор­ских прав и интеллектуальной собственности, а также конвен­цию о трансграничном телевещании). Введение в 1992 г. практи­ки лицензирования вешания позволило хоть немного навести порядок с кабельными студиями, а главное — узаконить него­сударственное (независимое, коммерческое) телевидение, су­ществовавшее до этого без правовой основы, полулегально или

 

Теория и практика массовой информации____________________________215

 

в «тени» государственных студий, в симбиозе с ними, и форме дочерних предприятий.

 

6.3.2. Создание продюсерских фирм и последствия их политики

 

Важнейший процесс этого периода: открывшаяся для го­сударственных телекомпаний возможность тайно или явно (в качестве компенсации за недостаток бюджетного финансирова­ния) продавать рекламное время в своих программах. Это при­вело к тому, что производители популярных программ, рабо­тавшие в тех или иных редакциях, творческих объединениях, создали собственные продюсерские фирмы, поначалу бывшие «теневыми» структурами при редакциях. «Перекачав» значитель­ные средства на собственные счета, они смогли «автономизироваться». Так возникли «ВнК», АТВ (Ассоциация «Авторского телевидения») и другие известные производители телепрограмм, не имеющие своих каналов и лицензий на вещание, а продаю­щие собственную телепродукцию вещательным компаниям.

Логика деструктуризации государственных телекомпаний была такова: обвальный рост цен на материалы и услуги, рез­кое снижение государственного финансирования, неоправдан­но громоздкий, окостеневший в своей бездеятельности цент­ральный аппарат, отсутствие опытных кадров продюсеров при­вели к тому, что ни ГТРК «Останкино», ни РТР не могли состоятельно заполнить эфирное время. Поэтому государствен­ное телевидение в определенном смысле было заинтересовано в своей деструктуризации, так как, не вкладывая никаких средств в производство программ, оно получало от негосудар­ственных телеструктур готовую продукцию в виде различных передач, а также отчисления от рекламы, арендную плату и т.д. Во многом этот процесс был объективен, по крайней мере, с экономической точки зрения.

Таким образом, вначале децентрализация государственного телевидения идет по принципу образования бывшими редак­циями, студиями и объединениями своих фирм с приставкой «ТВ» (типа «Спорт ТВ», образовавшееся из бывшей редакции спортивных программ, или «Совершенно секретно-ТВ» — из

 

216_____________________________________________________А.Г.Киселев

одноименной программы Артема Боровика). Эти структуры нельзя назвать в полном смысле слова телевизионными кампаниями, так как они остаются по сути подразделениями ГТРК «Остан­кино» (так их и воспринимают зрители), не имея собственной) эфира и собственной техники.

Однако коммерциализация в 1990-х гг. государственного телевидения привела к тому, что постепенно возникают и спе­циальные коммерческие структуры, формально независимые телекомпании типа КВТ-1 или 1ДКТ (Центр коммерческого те­левидения), которые нередко служат прикрытием для ведения разнообразного бизнеса.

Быстрый рост числа коммерческих телекомпаний объясня­ется еще и так называемым человеческим фактором — стрем­лением того или иного человека или группы людей реализовать свои собственные планы в сфере телевидения. И если такое стремление находит отклик у заинтересованных политических или чаще экономических структур — успех обеспечен.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия