Истоки “Второй волны” феминизма
Сегодняшние феминисты часто относят себя ко “Второй волне” — феминисты “Первой волны” боролись за право на высшее образование, равные права на владение недвижимостью и за право голосования ещё до Первой мировой войны. Началом “Второй волны” часто считается выход в 1963 году бестселлера Бетти Фридан “Таинственная женственность”, в котором идеология “женственности” противопоставлялась реалиям женской участи. В 1966 году Фридан основала Национальную организацию женщин (NOW), либеральную организацию женских прав, состоящую из женщин, ориентированных на карьеру, которые содействовали “привлечению женщин к полноправному участию в главном русле жизни американского общества.” NOW остаётся крупнейшей феминистической организацией США, однако её призывы ограничиваются её характером лоббистской группы и неофициального дополнения к Демократической партии.
Другая, более радикальная струя современного феминизма выросла из американского “Движения за освобождение женщин” в конце 1960-х. Многие выдающиеся лидеры Нового левого движения среди женщин были ветеранами бывшего Движения за гражданские права против расовой сегрегации в южных штатах. Они были среди тысяч идеалистически настроенных молодых людей, которые отправились на юг, чтобы взять участие в акции “Лето свободы” в 1960-х.
К концу 1960-х многие женщины из Новых Левых начали жаловаться на то, что риторическая поддержка освобождения, равенства и солидарности их товарищами-мужчинами резко контрастирует с тем, что происходит в реальности. Эти переживания были сформулированы Марлен Диксон, молодым преподавателем радикальной социологии:
“ Молодые женщины восстали не только против пассивности и зависимости в своих отношениях, но и против мысли, что они должны выступать в роли сексуальных объектов, которых рассматривают чисто в сексуальном, а не человеческом аспекте и принуждают упаковывать и продавать себя как товар на рынке сексуальных услуг.
Те самые стереотипы, которые выражают уверенность общества в биологической неполноценности женщин, вызывают образы, связанные с угнетением чернокожих. Природа женщин, как и рабов, описана как зависимая, неспособная мыслить рационально, по-детски примитивная и тёплая, измученная в роли матери и таинственная в роли сексуального партнёра. В этой доброжелательной форме неполноценное положение женщин приводит к патриархату; в недоброжелательной форме — к домашней тирании, которая может быть немыслимо жестокой ”.
(“Зачем нужно освобождение женщин?” Ramparts, декабрь, 1969)
|