Удар в спину” Сьюзан Фалуди
Центр гравитации феминистической среды переместился вправо после 1970 года, но многие феминистки всё ещё отождествляют себя с левыми, а многие выступают категорически против анти-порнографической кампании и других способов адаптации к правым. Одна из наиболее влиятельных феминистических книг 1990-х, книга Сьюзан Фалуди “Удар в спину: скрытая война против женщин” (1991) описывает десятилетие “про-семейного” феминизма и спрашивает:
“ Если женщины имеют равные с мужчинами права, почему количество бедных женщин больше, чем мужчин, особенно в пенсионном возрасте?… Почему средняя работающая женщина, как в Великобритании, так и в США до сих пор зарабатывает две третьи от того, что получает мужчина за ту же работу?
Если женщины такие “свободные”, почему их репродуктивная свобода находится сегодня под большей угрозой, чем 10 лет тому назад? Почему женщины сегодня более ограничены в выборе времени для обзаведения детьми? ”
Это не те вопросы, которые поднимает пресса, как отмечает Сьюзан Фалуди. Её книга приводит много примеров, как формируется и манипулируется “общественное мнение”, с тем, чтобы изолировать женщин, которые осмеливаются претендовать на социальное равенство.
Фалуди критикует феминисток, которые отрицают политические действия с целью “личностного роста”, и поддерживает перспективу коллективных действий. Однако она не в состоянии ни объяснить происхождение реакционного развития, которое она отрицает, ни предложить программу его преодоления. Вместо того, она сожалеет об этом “ударе в спину”, но считает его неизбежной частью великого цикла существования:
“ Удары по правам женщин не являются новинкой. На самом деле это циклическое явление: оно возвращается каждый раз, когда женщины начинают выступать за равенство, как неизбежный мороз для недолговечных бутонов феминизма. “ Прогресс прав женщин в нашем обществе, в отличие от других форм прогресса, всегда поворачивался другой стороной” — отмечает американский литературовед Анна Дуглас ”.
Выигрыш, который получили женщины в 1969-х — 1970-х гг., был прямым результатом политической борьбы. Но уступки, совершённые под давлением массовой политической мобилизации, могут быть аннулированны при другой конфигурации социальных сил. Борьба за равные права женщин, как и битва против расизма и других форм социального угнетения, никогда не приносит успех в рамках капиталистического общества, так как поддержание неравенства и привилегий является неотъемлемым следствием частной собственности на средства производства.
В предисловии к своему описанию международного противостояния фанатикам, выступающих против абортов, “Операция спасения”, Фалуди пишет: “В 1989 году в Новой Зеландии у Веллингтонской клиники произошло столкновение, когда прибывшая спасательная команда обнаружила, что 30 женщин уже были там и старались впустить других женщин”. В отличие от информации Фалуди, в тот день клинику защищали и женщины, и мужчины (включая некоторых наших товарищей). Наши сообщники сыграли основную роль в организации защиты клиники через “Чойс” — военную сеть “скорой помощи” для всех без исключения, кто готов защищать право на аборт. Урок касательно борьбы за права женщин, полученный из этой истории, заключается в важности проведения черты политической, а не на основе половых различий.
|