Студопедия — Понятие общих начал установления уголовной ответственности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие общих начал установления уголовной ответственности






 

Сразу необходимо отметить, что, несмотря на выделение в теории уголовного права различных форм реализации уголовной ответственности, традиционно речь идет только об общих правилах назначения наказания, а не установления уголовной ответственности. Во многом такой подход устраивал и законодателя, и теорию уголовного права, и практику потому, что условное осуждение как форма реализации уголовной ответственности, располагающаяся вне наказания, было отражено в разделе назначения наказания с распространением на него и общих, и специальных правил назначения наказания. С изменением отношения к условному осуждению, с отрицанием необходимости назначения наказания при нем ситуация должна измениться, поскольку говорить о применении правил назначения наказания к форме реализации уголовной ответственности, наказанием не являющейся, не логично и противоестественно. Еще менее логично применение правил назначения наказания к двум другим формам реализации уголовной ответственности – предварительной уголовной ответственности и судимости. Именно поэтому, если теория уголовного права серьезно относится к выделению различных форм реализации уголовной ответственности, столь же серьезно она должна относиться и к дифференциации и индивидуализации установления ответственности каждой из этих форм.

Беднее всего содержанием соотношение дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности в судимости. Здесь дифференциация установления ответственности отражена в самой регламентации судимости как таковой, в правилах ее применения, погашения и снятия, о чем выше уже было сказано. Правила индивидуализации судимости отсутствуют вообще, поскольку судимость не выходит на отдельного виновного, а применяется всегда к группам лиц, к категориям виновных. Они прописаны лишь при снятии судимости, но весьма сжато: «Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости» (ч. 5 ст. 86 УК). Тем не менее, закон уже требует учета пока неопределенного количества положительных характеристик личности виновного, которые бы показали безупречность его поведения после отбытия наказания.

Несколько иное соотношение дифференциации и индивидуализации применительно к содержанию под стражей, где в определенной степени уже появляется индивидуализация. Она заключается в том, что содержание под стражей применяется только к лицам, которые совершили тяжкие преступления и должны быть доступными для следствия и суда в любое необходимое для них время, то есть следствие и суд должны быть уверены в том, что данное лицо может скрыться от следствия и суда, что оно обладает такими личностными характеристиками, которые исключают доверительное к ним отношение. При этом сама форма реализации уголовной ответственности по срокам ее применения также может быть индивидуализирована в зависимости от возникновения тех или иных корректирующих данную личностную характеристику виновного в положительную сторону обстоятельств (например, наличие заболевания виновного, наличие на иждивении нескольких детей при хорошем отношении родителя к ним и т.д.).

Еще более глубоко соотношение дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности при установлении условного осуждения, когда суд на основе определенных положений уголовного закона проверяет индивидуальные особенности личности виновного на предмет его возможного исправления без наказания. В этом случае уже более глубоко исследуются положительные и отрицательные характеристики личности, их соотношение, которое должно показать суду, что данному лицу можно оказать доверие и не применять к нему наказание, объявить лицу об оказанном доверии и предупредить его о возможной реакции общества в ответ на нарушение правил условного осуждения.

Самое разнообразное соотношение дифференциации и индивидуализации мы обнаруживаем при назначении наказания, поскольку здесь уже речь идет не только о применении или не применении наказания, но и применении различных видов наказания и различных сроков наказания в зависимости от индивидуальных особенностей объективных и субъективных характеристик преступления и личности виновного.

Отсюда видно, что дифференциация уголовной ответственности присутствует в каждой форме ее реализации, создавая общие правила ее реализации, которые либо не выходят (судимость), либо выходят (остальные формы реализации уголовной ответственности) на индивидуализацию ответственности в тех или иных пределах. Применительно к наказанию эти общие правила называются общими началами назначения наказания, думается, такое наименование годится и для всей уголовной ответственности. Данное наименование годится еще по одной причине.

В теории уголовного права до сих пор не пришли к единому мнению относительно понимания общих начал. Одни авторы отождествляют общие начала с принципами уголовной ответственности[44]. Данная точка зрения была подвергнута критике: принципы и общие начала сосуществуют как общее и отдельное[45]; «не имеется оснований ни для отождествления, ни для противопоставления принципов и общих начал назначения наказания», поскольку принципы более широки по объему и распространяются не только на общие начала[46], которую нужно признать вполне обоснованной. Другие признают общие начала назначения наказания критериями назначения наказания[47], что также не нашло поддержки в теории уголовного права, так как подобный взгляд противоречит «словарному толкованию данного понятия»[48]. Обращение к родному языку является вполне оправданным. Вот только у Т.В. Непомнящей это выглядит довольно странно. Автор «не заметила», что в цитируемом словаре термин «начала» отождествлен с принципами; на этой основе ей следовало признать общие начала принципами, однако она этого не делает, мало того, критикует такое решение[49], не объясняя своего несогласия с русским языком. Автор упустила из виду, что довольно часто толковые словари носят налет определенной научности, что сказывается на толковании тех или иных терминов. Попробуем обратиться к истокам термина «начало». «Начальный, -ая, -ое. 1. Являющееся началом чего-н. Начальный период. 2. Первоначальный, низший. Начальная школа»[50]. Разумеется, с позиций логики и данное толкование является ничтожным, поскольку оно основано на определении термина idem per idem. Однако на данной основе нас вполне может удовлетворить понимание начала как первопричины или первоусловия последующей деятельности, то есть того, на что должна опираться последующая деятельность. И с этой позиции общие начала вполне могут быть признаны критериями (мерилом) истинности и справедливости назначаемого наказания, также как и требованиями закона[51], поскольку общие начала как критерии и общие начала как требования закона в равной мере характеризуют общие начала, хотя и на различных уровнях (суды при назначении наказания должны исходить из общих начал как мерила будущего наказания, мало того, они должны обязательно следовать этим началам, поскольку они – требования закона). Как видим, между данными свойствами общих начал (как критериев установления уголовной ответственности и требований закона) нет противоречий.

О.В. Чунталова признает общими началами «предусмотренные УК РФ и отвечающие задачам настоящего кодекса, принципам уголовной ответственности и целям наказания основные положения, которыми должен руководствоваться суд в процессе назначения наказания в отношении каждого лица, признанного виновным в совершении преступления»[52]. Очевидно, что автор предпочла использовать обобщающую терминологию и признала общие начала основными положениями, под которыми можно понимать и принципы, и критерии, и правила. Само по себе решение мудрое, однако автор ушла от решения вопроса о конкретизации этих основных положений, хотя из самого определения видно, что автор не признает их принципами.

Господствующим на сегодняшний день в теории уголовного права является понимание общих начал как правил назначения наказания[53], с чем мы совершенно согласны. Однако при этом Е.В. Благов, определяя общие начала назначения наказания, на наш взгляд, допустил одну существенную ошибку, заключающуюся в том, что указанные правила характеризуют наказание «за предусмотренное в диспозиции преступление независимо от его особенностей (выделено мною. – А.К)»[54]. В данном высказывании как раз и проявилось с негативной стороны нежелание авторов, в том числе – и Е.В. Благова, серьезно заниматься назначением наказания с позиций его индивидуализации и соотносимости с уголовной ответственностью. Дело в том, что общие начала – это правила индивидуализации ответственности, следовательно, законодатель, формулируя те или иные общие начала, определяет подходы именно к индивидуализации, описывая факторы, определяющие индивидуальные особенности, которые суд должен учесть при назначении наказания. Именно поэтому в общих началах заложен учет именно особенностей преступления. Ошибка Е.В. Благова основана еще на том, что акцент в определении общих начал автор сделал на санкции, что, по его мнению, должно было исключить особенности преступления. Однако и здесь автор забыл, что разновидности санкций (относительно-определенные, альтернативные, суммирующие) и созданы для того, чтобы позволить отразить в них особенности опасности конкретных преступлений определенного вида. Поэтому и в данном случае нельзя было писать об отсутствии зависимости от особенностей преступления. На наш взгляд, под общими началами реализации уголовной ответственности следует понимать общие правила, в которых отражены требования уголовного закона и критерии конкретизации уголовной ответственности, направленные на ее приведение в соответствие с индивидуальными особенностями преступления и личности виновного.

Общие начала назначения наказания были впервые отражены в ст. 32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года и в ст. 37 УК РСФСР 1960 года. В УК 1996 года они также урегулированы ст. 60.

В ч.1 ст. 60 УК (первое предложение) даются рекомендации самого общего характера: «лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». Данная норма в целом повторяет ранее имевшееся положение, исключая анахронизмы, связанные с существованием СССР и Основами уголовного законодательства, а также некоторые положения, усложняющие определение («предусматривающую ответственность за совершение преступления»). В результате определение стало более лаконичным.

Прежде всего, следует отметить, что в УК РФ, также, как и в старом законе, речь идет о назначении наказания. На наш взгляд, в уголовном законе следовало говорить об уголовной ответственности, а не наказании, поскольку учет определенных факторов в той или иной степени нужен для индивидуализации каждой формы реализации уголовной ответственности.

По сравнению со старым законом в анализируемой части УК 1996 года возникли две новеллы: 1) вводится фраза «лицу, признанному виновным в совершении преступления»; 2) назначаемое наказание определяется как «справедливое». Первая новелла носит принципиальный характер, поскольку в прежней редакции нормы речь шла просто о назначении наказания без адресного указания (кому и за что): «суд назначает наказание». Новелла ликвидирует этот недостаток и разрешает определенные проблемы. Главная из них, считать ли уголовной ответственностью меры принуждения, примененные к невиновному лицу? На первый взгляд, здесь нет проблемы. Однако до сих пор не существует достаточно обоснованного решения случая, когда невиновно осужденный за убийство, отбыв наказание, «повторно» убивает потерпевшего. Думается, указанная проблема успешно разрешается предложенной формулировкой – лицо признано судом виновным и ему назначено наказание. И если впоследствии будет доказана невиновность лица во вмененном ему преступлении, то назначенное наказание остается наказанием со всеми вытекающими из этого последствиями (необходимостью реабилитации, возмещения вреда, непривлечением к ответственности за совершение того преступления, за которое лицо было наказано ранее и т.д.). Кстати, такая же формула («признанному виновным») применена и в ст. 43 УК, регламентирующей понятие наказания. Мало того, закон сегодня прямо запрещает повторную ответственность за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 6 УК).

Вторая новелла не носит принципиального характера, мало того, термин «справедливое» необоснованно включен сюда. И, прежде всего, потому, что принцип справедливости сформулирован в законе в самостоятельной норме, распространяется на нормы уголовного закона и нет смысла повторять его в отдельных нормах о назначении наказания, тем более, что данный принцип и сформулирован в расчете на наказание (ч.1 ст.6 УК). Вместе с тем данный принцип определяется как соответствие уголовно-правовых мер принуждения характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ст. 6 УК 1996 г.). В то же время в ч.3 ст. 60 УК законодатель выделяет характер и степень общественной опасности, личность виновного, обстоятельства дела как самостоятельный фактор назначения наказания. Таким образом, получилось, что в ст. 60 УК происходит необоснованное двойное дублирование принципа справедливости: на уровне собственно принципа (межнормативном) и на уровне его толкования (внутринормативном). В подобном повторении нет ни малейшего резона. Об этом один из авторов настоящей работы писал в 1997 году[55]. Данная позиция поддержана и в литературе[56]. Мало того, принцип справедливости в определенном ракурсе применен и как цель наказания (ст. 43 УК); соответственно, назначение наказания не может быть осуществлено вне направления данной цели.

Еще одно общее начало было взято действующим законом из УК 1960 года – при назначении наказания учитываются положения Общей части УК. Применительно к УК 1960 года данное правило имело огромное значение, поскольку оно «привязывало» к назначению наказания не отраженные в правилах назначения наказания особенности назначения наказания при неоконченном преступлении, при соучастии и т.д. В новом законе сфера влияния данного правила значительно сужена в связи с указанием в законе на особенности назначения наказания по многим факторам и, скорее всего, оно осталось значимым лишь для установления пределов индивидуализации наказания. Однако его значение для индивидуализации иных форм реализации уголовной ответственности трудно переоценить, так как и индивидуализация снятия судимости, и индивидуализация содержания под стражей, и индивидуализация условного осуждения зависят только от установлений закона, отраженных в Общей части относительно данных форм реализации уголовной ответственности.

Остальные положения ст. 60 УК регламентируют либо пределы индивидуальной ответственности, либо факторы, учитываемые при ее индивидуализации.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 422. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия