ГЛАВА XXV. Если мы желаем, чтобы школы были вполне реорганизованы на истинных началах истинного христианства, должно или удалить книги язычников
Если мы желаем, чтобы школы были вполне реорганизованы на истинных началах истинного христианства, должно или удалить книги язычников, или, по крайней мере, пользоваться ими с большей осторожностью, чем это было до сих пор. 1.
о котором в предшествующей главе мы упомянули лишь случайно. А именно, если мы желаем, чтобы школы у нас были поистине христианскими, то множество языческих писателей нужно удалить. Сперва мы изложим настоятельные причины этого, затем мы укажем, какую осторожность нужно принимать по отношению к этим мудрецам мира, чтобы тем не менее стало нашим все, что ими было прекрасно задумано, сказано, сделано.
Теренциями, Плавтами, Цицеронами, Овидиями, Катуллами и Тибуллами, Музами и Венерами, Отсюда происходит, что мы находим наслаждения в мире более, чем во Христе, и в христианском обществе нужно отыскивать христиан именно потому, что самым ученым людям, даже богословам, которые являются представителями божественной мудрости, Христос дает только наружность, а Аристотель с остальной массой язычников — кровь в дух. Это является страшным злоупотреблением человеческой свободы и самой позорной ее профанацией. Положение это полно опасности по следующим причинам.
непрочности человеческой жизни — как бы кто-нибудь не был похищен, быть может, неподготовленным, а с другой стороны потому, что первые впечатления сохраняются всего лучше и делают (если они священные) более надежным все остальное, чем впоследствии нужно заниматься в жизни.
Так он говорит через Моисея: „Слушай, Израиль, господь бог твой — господь един есть. Итак, люби господа бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова эти, которые я заповедую тебе ныне, в сердце твоем и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая" и т. д. (Второз., 6,4 и ел.). И у Исайи: „Я господь бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе итти" (48, 12). Также: „Не должен ли народ обращаться к своему богу? (8, 19). И Христос: „Исследуйте Писания" (Иоанн, 5,39).
«Вот я научил вас постановлениям и законам. Итак, храните и исполняйте их. Ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: „Только этот народ мудрый и разумный" (Второз., 4, 5, 6). А Иисусу Панину он сказал так: „Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но научайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять написанное. Тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно"; (Иис. Навин, 1, 8). И через Давида: „Закон господень совершен, укрепляет душу, свидетель благодати, возжигая свет истинного знания и в ярком свете показывая пути спасения.
Ведь они написаны не для детей, а для людей со зрелым суждением, вращающихся на сцене и на форуме. Следовательно другим они не приносят пользы, за что говорит само дело. Несомненно, кто-нибудь, сделавшись взрослым мужчиной и занимаясь соответствующими делами, из одного чтения Цицерона извлечет больше, чем если бы мальчиком выучил наизусть всего Цицерона. Итак, почему не отодвинуть изучение этих авторов на свое время для тех, кто ими интересуется, если такой интерес есть? Но гораздо большего внимания заслуживает то, что мы уже сказали, а именно, что в христианских школах нужно воспитывать граждан для неба, а не для мира; поэтому им нужно давать таких учителей, которые бы внушали скорее небесное, чем земное, скорее священное, чем мирское.
Так как бог повелевает нам быть деревьями правды и насаждением господа во славу его (Ис, 61, 3), то не подобает, чтобы наши дети были молодыми деревьями насаждения Аристотеля или Платона, или Плавта, или Туллия и пр. Впрочем, уже произнесен приговор: „Всякое растение, которое не отец мой небесный насадил, искоренится" (Матф., 15, 13). Трепещи всякий, кто не перестает мудрствовать и восставать против познания бога (2 Коринф, 10, 5).
|