Основы легкости обучения и учения.
1.
2. Но очевидно, что, идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко если: I.
подвергнется испорченности. II. Оно будет протекать с должной подготовкой умов. III. При обучении будут идти от более общего к боже частному. IV.От более легкого к более трудному. V. Никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала. VI. Во всем будут двигаться вперед не спеша. VI.Умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения. VIII. Все будет передаваться через посредство внешних чувств. IX. Для непосредственной пользы. X. Все постоянно одним и тем же методом.
Так, говорю я, следует поступать, чтобы все протекало легко и приятно. Но последуем теперь по стопам самой природы.
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ I.
4. Так и архит ектор, намереваясь строить здание, нуждается в свободной площади, если же ему нужно строить на месте прежнего здания, то ли должен предварительно его разрушить.
5. Также и живописец пишет лучше всего на чистой доске. Если же она уже разрисована или запачкана, или испорчена какой-либо шероховатостью, то сперва ее следует 6. Так и тот, кто хранит драгоценные мази, нуждается в чистых сосудах или, по крайней мере, в тщательно очищенных от находившейся в них раньше жидкости. 7. Так, садовник с наибольшим успехом сажает молодые деревца; если же он сажает уже подросшие, то ему придется сперва освободить их от старых ветвей, чтобы устранить возможность распространения сока в другом направлении. Вот почему Аристотель относит устранение ненужного к началам вещей, видя невозможность придать 8.
Во-вторых, не может мальчик с пользой для себя одновременно обучаться у многих учителей, так как едва ли возможно, чтобы все придерживались единой формы обучения; следствием этого бывает рассеянность в нежных умах и задержка в их развитии. В-третьих, неосмотрительно поступают в том случае, когда, принимаясь за образование более взрослых мальчиков и юношей, не начинают с воспитания благонравия, чтобы, обуздав их страсть, сделать учеников восприимчивыми ко всему прочему. Укротители коней сперва обуздывают коня железными удилами и добиваются повиновения, а потом обучают его той или иной поступи. Следовательно, прав Сенека, говоря: „Сперва учись хорошим нравам, а потом мудрости которая без хороших нравов усваивается плохо", и Цицерон: „Нравственная философия подготовляет умы для восприятия посева" и пр. 9. Следовательно: I. Образование юношества должна начинаться рано. II.
предмету должен быть только один учитель. III. По воле воспитателя прежде всего должны быть
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ II
10.
А освободившись из заключения, с, радостью согревается у матери, охотно питается и жадно раскрывает рот, глотает положенный в него корм, с удовольствием направляется к созерцанию неба, радуется упражнению и летании и, немного спустя, летает, словом, жадно, хотя и постепенно, стремится ко всему, к чему влечет его природное побуждение.
11. Так садовник считает нужным позаботиться о том, чтобы растение, получив не обходимую влагу и жизненную теплоту, благополучно росло 12. Плохую поэтому заботу о детях проявляют те, кто насильно принуждает их учиться. В самом деле, чего надеются этим достигнуть? Если едят без аппетита, вводя при этом все-таки в желудок пищу, то в результате это вызовет только тошноту и рвоту и, по меньшей мере, плохое пищеварение, нездоровье. Напротив, если еда вводится в желудок под влиянием чувства голода, то он воспринимает ее с удовольствием, хорошо переваривает и успешно обращает в сок и кровь. Поэтому и говорит и Сократ:—„Если будешь любить знание, будешь много знать", и Квингилиан: „Стремление к учению определяется волею, принудить которую нельзя[13]".
13. Итак:
II. Метод обучения должен уменьшать трудность ученья, с тем чтобы дно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.
15. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы назвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя.
Если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т. п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем имеете, будут показывать картинки, изображающие то, что им в свое время придется изучать, оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься
А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр (так как у детей этого отнимать нельзя, о чем будет сказано ниже в своем месте), но также небольшой сад, в который иногда следует пускать учеников и предоставлять возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав. Если дело будет так поставлено, то дети, вероятно, будут посещать школу с не меньшей охотой, чем обыкновенно они посещают ярмарки, где они всегда наедятся увидеть и услышать что-либо занимательное.
Нет необходимости заставлять воду течь по наклонной плоскости; удали только плотину или вообще все то, что ее задерживает, - и ты увидишь, что она тотчас потечет. Нет нужды просить птичку улететь — открой только клетку. Нет необходимости принуждать глаз к изящной картине или ухо обращаться к прекрасной мелодии, если только ты предоставишь им это. В таких случаях скорее придется сдерживать их.
Чего требует естественный метод, должно быть ясным из предшествующей главы, равно как и из последующих правил.
Кроме того, чтобы способности пробуждались самим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы оно ни было серьезно, преподавалось дружеским и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч или басен. В своем месте об этом будет сказано полнее.
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ III.
21. Природа производит все из основ незначительных по величине, но мощных по своему качеству.
22. Так, дерево какой угодно величины целиком заключается как в зерне своего плода, так и в черенке последнего побега своих ветвей. Таким образом, если последний посадить в землю, то из него благодаря внутренней действующей силе снова вырастет целое дерево.
Но как верно то, что мир состоит из четырех элементов (видоизменяющихся только по своим формам), так, несомненно, и научное образование состоит из немногих начал, из которых, если только знать способы их различения, возникает бесконечное множество положений, подобно тому как на дереве из основательно укрепившегося корня могут вырасти сотни ветвей, тысячи листьев, цветов и плодов. Да умилосердится бог над нашим веком и откроет у кого-либо мысленные очи, чтобы тот правильно понял связи вещей и сообщил это другим. А мы, если будет угодно богу, в кратком изложении христианской пансофии [14] дадим очерк нашего опыта в той скромной надежде, что бог через других откроет в свое время большее.
24. Отметим между тем три положения: I. Каждая наука должна быть заключена в самые сжатие, но точные правила. II. Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами. III. Каждое правило должно сопровождаться много численными примерами, чтобы стало достаточно ясным, как разнообразно его применение.
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ IV. 25.
Так, птица, приготовляясь к полету, сперва приучается становиться на ноги, потом двигать крыльями, затем размахивать ими, наконец, при более сильных движениях, подниматься и уж тогда только вверять себя воздушному простору. 26.
27. Следовательно, превратно поступают, когда в школах обучают неизвестному при помощи столь же неизвестного - так происходит.
I. Когда правила латинского языка преподаются начинающим его изучать на латинском же языке; это то же самое, как если бы кто-нибудь еврейский язык разъяснил правилами на еврейском языке, а арабский язык — правилами на арабском. II. Когда тем же самым начинающим дают в пособие словарь с латинского языка на родной язык, тогда как должно быть наоборот. Ведь они изучают не родной язык при помощи латинского, а латинский язык при помощи родного, так как последний уже известен (об этой несообразности подробнее будет говориться в главе XXII). III. Когда мальчику дается в учителя чужеземец, не владеющий родным языком мальчика. Так как они лишены общего средства взаимного понимания и вынуждены объясняться при помощи знаков и догадок, то не сооружают ли таким образом Вавилонской башни? IV. Делается также ошибка против правильного ведения дела и в том случае, когда по одним и тем же грамматическим правилам (например Меланхтона или Р а м у с а) обучают юношество всех наций (французов, немцев, чехов, поляков или венгров и пр.), тогда как каждый из языков имеет свое особое, и до некоторой степени обособленное, отношение к латинскому языку. Это своеобразие
I. Учитель и ученик говорят на одном и том же языке. II. Все разъяснения вещей делаются на знакомом языке. III. Грамматика и словарь будут приспособлены к IV. Новый язык изучается постепенно, а именно: сперва ученик приучается его понимать (это самое легкое), затем писать (при этом дается время для предварительного обдумывания) и, наконец, говорить, что — самое трудное, так как это делается без непосредственной предварительной подготовки. V. При изучении латинского и родного языков этот последний, как более известный, будет предшествовать, а латинский язык — следовать. VI. Учебный материал располагается таким образом, чтобы сперва усваивалось то, что является наиболее близким, затем - не столь отдаленным, потом —более отдаленным и, наконец, самым отдаленным: Поэтому, когда впервые ученикам предлагаются правила (например правила
ГЛАВА XIX.
|