Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Профессиональная подготовка дизайнеров на кафедре дизайна МГУКИ развивает технологические приемы и методы разработки проектных решений для объектов социально-культурной сферы. Этими объектами могут быть учреждения культуры, досуга, фирмы, салоны, ателье, культурные и социально-реабилитационные центры, выставочные экспозиции, кафе. В каждом случае доминирующей компонентой проекта выступает создание эффекта впечатления с учетом всех возрастных категорий населения, потенциальных посетителей данного объекта. Другой категорией являются учреждения досуга и развлечений для элитной прослойки населения. Здесь также имеются свои особенности оформление помещений, сфера услуг в соответствии с уровнем требований и вкусов потенциального потребителя. Доминирующей компонентой проекта является стиль и достойное его воплощение. Начиная разработку проектного задания, необходимо помнить, что один объект может иметь множество вариантов решения от частичной модернизации до полного обновления предметно-пространственной среды. Наиболее практикуемые методы: · Метод «сценирование» в дизайне означает воображаемое воссоздание целостного образа проектируемого сложного объекта, которого пока нет в реальности; · Метод «сценарное моделирование» - это модель, сочетающая текст, звук, пластику, пантомиму, световые и цветовые эффекты, визуальный графический ряд и другие элементы. Могут быть использованы любые технические приемы и элементы, необходимые, по мнению автора проекта, для усиления эффекта воздействия на зрителя. · метод театрально-драматургический: используется для организации действия (прогнозируемых ситуаций). Таковыми действиями-ситуациями могут быть зрелищные модели, которые, имея определенную жанровую форму, постоянно трансформируются в процессе общения со зрителем.
· Средства для решения проектных задач Для решения проектных задач используются различные средства, называемые нами «элементами инструментальной технологии. Для наглядности рассмотрим предлагаемые три схемы. Схема № 1 Визуально – графическиесредства: · шрифты, · цветовые эффекты, · фон, · композиция текстов и графики, · символ, · эмблема, · логотип, · рисунок, · фотография.
Схема № 2
Пространственно-пластические средства: · моделирование в системе «человек-объект-среда» · геометрические формы · цветовые зоны · световые эффекты · природный ландшафт · искусственный ландшафт · композиция геометрических форм, природного ландшафта и звука · миметический дизайн (воссоздание традиционных объектов)
Схема № 3 Акустические средства: · Звуки-имитации · Звуки природного происхождения · Шумы искусственного происхождения: жизнь мегаполиса · Шумы деревенской жизни · Шум молодежного лагеря, вокзала и т.д.
Вопросы для самоконтроля 1. В каком году получила признание новая теоретическая концепция? 2. Какова роль художественного уровня дизайна в новой концепции? 3. Дайте определение дизайн – программы. 4. Какие блоки входят в структуру дизайн – программы? 5. Назовите методы, которые применяет дизайнер. 6. Назовите средства, которые использует дизайнер. Ключевые слова и понятия Дизайн-программа, программно-целевой блок, концептуальный блок, организационный блок, проектный блок, художественное моделирование, визуально-графические средства, сценирование, сценарное моделирование.
|