Аксиоморфологическая концепция дизайна
ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) был создан в 1962 году и стал центром системы отечественного дизайна. Практически отсутствовала информация о зарубежном дизайне, все приходилось делать почти с нуля. Не имели четкого представления и вызывали споры не только цели, но методы и задачи дизайна. Даже использование термина «дизайн» находилось под запретом. Были сформулированы задачи технической эстетики, структура которой включала следующие компоненты: 1) вопросы общей теории художественного конструирования (дизайна) с определением его задач и путей развития; 2) проблемы взаимодействия человека и вещи; отсюда вытекали состав номенклатуры и состав вещей для обеспечения нормального протекания процессов жизнедеятельности; 3) разработка требований к качеству изделий и их комплексов с учетом групп населения (типовых требований); 4) проблемы, связанные с методическими вопросами художественного конструирования (принципы, методы проектной работы), а также вопросами формообразования и композиции. Весь комплекс требований технической эстетики и вся совокупность потребительских свойств условно разделялась на две группы: 1. Социальные требования, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические требования. 2. Материальные затраты на производство и эксплуатацию изделий. Социальные требования связаны с необходимостью производства вида изделий, номенклатурой, организацией процесса труда, утилитарно-функциональными требованиями. Эргономические требования включают соответствие предмета (вещи) физическим, психологическим, физиологическим данным. Эстетические требования – это композиционно-художественные принципы. Дизайнер использует весь арсенал принципов, найденных поколениями художников, архитекторов; опыт эстетического освоения действительности. Произведения дизайна в своем большинстве выступают как носители эстетической ценности, и как элементы формы художественно-образного решения человеком действительности. Дизайн предстает перед нами как сфера материальной культуры и искусства, включающая в себя утилитарные и эстетические ценности». Вопросы для самоконтроля 1. Когда и где появилась аксиоморфологическая концепция? 2. Какова роль технической эстетики сегодня? Ключевые слова Морфология вещи, аксиология, процесс дизайнерского проектирования, композиционно-художественные принципы проектирования. · Концепция вторая Концепция «открытой формы» художественного проектирования Иную концепцию дизайнерского творчества развивали теоретики и практики Центральной учебно-экспериментальной студии на Сенежском озере. Формируя свое творческое кредо, руководители студии подчеркивали отличие их концепции и методов от художественного конструирования ВНИИТЭ. В их установке выделялась непосредственная связь дизайн-проектирования с общей и художественной культурой. Вокруг проектируемой вещи или системы (объекта) разворачивается процедура описания сферы взаимодействия «человек-вещь». Имеются в виду не только утилитарные характеристики, а, прежде всего, комплекс социально-культурных взаимоотношений между человеком и вещью, когда связи носят ценностный характер, и проектирование ориентировано на общественную значимость. Переход от чисто технических задач к социально-культурным требованиям проектируемого изделия означает заботу дизайнера о создании предметного фона человеческой деятельности. Метод открытой формы призван решить проблему творческой самодеятельности человека. Творческое мышление дизайнера ориентировано на поиск формы, позволяющей свободно менять структуру объекта и ее элементы. К.М. Кантор, один из ведущих ученых, искусствоведов, четко сформулировал четыре положения концепции Сенежской студии: 1 – творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство, оно источник проектных замыслов и художественных средств арт-дизайна; 2 – художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной группы; 3 – художественный проект, воплощенный в виде пространственной конструкции, проработанный композиционно, пластически и колористически в специфический макетный материал выступает как самостоятельное, завершенное в себе, художественное произведение и может быть предъявлен на выставке или в музее как результат нового вида творчества; 4 – основным полем приложения сил студии на Сенежском озере является городская среда в местах «средостения» архитектуры и традиционного дизайна. Критически оценивая опыт студии, К. Кантор признавал, что связи с промышленностью не было, не было знания техники и технологии. Методы художников в основном использовались для проектирования экспозиций выставок и музеев. Много лет основной темой студийных проектов было благоустройство городской среды. Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается творческое кредо руководителей Сенежской студии? 2. Какую задачу дизайнера помогает осуществить метод открытой формы? 3. Назовите 4 положения концепции Сенежской студии (можно в самостоятельной формулировке). 4. Какие недостатки отмечает К. Кантор в деятельности студии? 5. Можно ли считать прогрессивной новую концепцию по сравнению с аксиоморфологической? Ключевые слова и понятия Метод открытой формы, структура объекта, макетный материал, пространственная конструкция. · Концепция третья : Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ Новая теоретическая концепция начала складываться в конце 1970-х годов и получила стройное воплощение в 80-е годы. В стране сложилась ситуация, требующая иных подходов к дизайну как проектной деятельности: реализация крупных социальных и народно-хозяйственных целевых программ. Эта концепция базируется на использовании системного подхода к изучению и моделированию сложных объектов и многокомпонентных систем. Практикам и теоретикам было понятно, что вопрос о внедрении методологии системного подхода в дизайне нельзя решать изолированно от проблемы повышения художественного уровня дизайна. С художественным уровнем дизайна связан вопрос об эстетическом качестве всей предметной среды, о ее культурной значимости. Дизайн-программа. Цели, задачи, функции, содержание и способы организации деятельности по решению задач определяются термином «дизайн – программа ». Дизайн-программа - это конкретная практическая форма реализации системного дизайна. Блоки дизайн – программы. В структуру дизайн – программы входят четыре блока, каждый представляет особый срез дизайн – программы. Рассмотрим содержательную часть каждого блока. 1- проблемно-целевой блок: цель, задачи программы, анализ исходного состояния проблемы (объекта), формулировка конечных результатов, сроков реализации; 2- концептуальный блок: описание основного замысла и подхода к решению проблемы, формулировка конечных результатов, сроков реализации; организационный блок: характеристика форм, методов, организация и управление разработкой программы, контроль над реализацией, перечень необходимых организационно-хозяйственных мероприятий; проектный блок: вопросы всего комплекса заданий, поэтапные стадии дизайн – программ. Выводы: Современные концепции российского дизайна начинались развиваться в период отсутствия контактов с мировым развитием дизайна. (60-е годы). Изменение ситуации в последней четверти ХХ века в стране позволили российским дизайнерам очень быстро оценить и впитать характерные особенности развития дизайнерского творчества в странах Европы, США и Восточного региона и создать теоретическую основу для дальнейшего развития дизайна в ХХ1 веке. Вопросы для самоконтроля 1. Понятие «системное проектирование». 2. Понятие «системный подход» в проектировании объекта 3. Метод «дизайн программ». 4. Как вы понимаете определение «художественный уровень» дизайна? 5. Назовите блоки дизайн программы. 6. Сколько дизайн программ может быть в структуре дизайн проекта? 7. Как вы понимаете определение «дизайн-концепция»?
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Дизайн как художественно-проектная деятельностьиспользует различные методы, приемы, технологии. В этом сила, преимущество дизайна, но здесь и «опасная зона», питающая настороженность многих специалистов, хранителей ценностей культурного наследия. Вся ответственность за позитивный статус дизайна возлагается сегодня на молодых дизайнеров, начинающих этот профессиональный путь. В чем принципиальное отличие дизайна от народного художественного творчества? Дизайн признает не только коллективное, но и авторское, индивидуальное творчество, которое имеет приоритет. Дизайн – социокультурный феномен. Творчество дизайнера обретает философское значение. В своей деятельности дизайнер оперирует знаками, воплощающими дух цивилизации, его деятельность способствует сложению «нового языка» (визуальных кодов, создающих впечатление, несущих сообщения), доступного и понятного для широких социальных слоев, независимо от национальности, географической точки проживания и языка общения. Сегодня дизайн – необходимое средство конкурентоспособности в малом и среднем бизнесе. В большом бизнесе дизайн отражает имидж корпорации. Он восхищает, он поражает, он потрясает формами выражения стилей, эффектов, приемов воздействия. Дизайн является основной частью культуры предпринимательства или культуры управления. В это понятие входят: 1) корпоративный идентификат (тождество) – это внутреннее и внешнее визуальное сходство всех филиалов с обликом головной дирекции или фирмы; 2) корпоративный дизайн – под этим термином понимается визуальный облик фирмы в ее помещениях (внутренний интерьер делового офиса), с помощью которого фирма достигает своей цели. Единство внутреннего и внешнего облика достигается с помощью установленных образных констант. Сюда относится фирменный логотип, цветовые сочетания, оформление почтового ящика, или собственный архитектурный стиль в о внутренних деловых помещениях фирмы; 3) корпоративная коммуникация – это понятие охватывает не столько внутренний стиль общения сотрудников между собой, культуру общения, но более всего коммуникацию, ориентированную на установление контактов с внешними клиентами, покупателями, компаньонами, посетителями фирмы. Она выражается через архитектуру здания, специально построенного для фирмы, единого с внутренними интерьерами фирмы. Конечно, важную роль играет эвентуальный (постоянный) ангажемент фирмы в международных акциях, как охрана животного мира. Такая форма ангажемента называется нон-вербальной коммуникацией. Кроме того, должно быть четко структурированное представление о деятельности фирмы, понятное для сотрудников и окружающего общества; 4) корпоративный тезаурус: инструментальное поведение (ценовая политика, стиль руководства предприятием), персональное поведение (искусство способ общения между сотрудниками, с внешними клиентами и с предполагаемыми партнерами-предприятиями). Сюда относится также поведенческая модель рекламы фирмы, все формы коммуникативной политики, ее воздействия на население, например, открытость, стиль рекламы, выбор средств массовой информации. [1] Дизайн – технология эффекта. Необходимо помнить, что качественный уровень создания дизайн – проектов требует знания современных направлений, тенденций, стилей и технологий, практикующихся не только в пределах родного региона, но также и в мировой культуре дизайна. Эти знания необходимы для того, чтобы умело применять в новых проектных заданиях. Дизайн как область деятельности имеет свои цели, принципы, теоретический и источниковый базис, дискурсы в философии и культурологии. Современный уровень развития дизайна. Сегодня дизайн имеет следующие уровни развития: · Предметный (конкретные предметы); · межпредметный (функции и взаимосвязи); · процессуально – деятельностный. Соотношение взаимосвязи утилитарного, то есть ориентированного на продукцию хозяйственно-бытового назначения, и эстетического в дизайне: А) приоритет утилитарного имеют инженерный дизайн, нон – дизайн, компьютерный дизайн; Б) бифункциональность утилитарного и эстетического имеют: художественное конструирование, художественное проектирование, системный дизайн, дизайн – программирование; В) внешний приоритет эстетического имеют: стайлинг, арт – дизайн, художественное проектирование. Образовательные дизайн-программы. В образовательных дизайн-программах можно выделить четыре направления дизайна, которые практикуются в образовательных программах высших учебных заведений: А) промышленные изделия, в том числе моделирование одежды; Б ) графика: оформление книги (книжная графика), плакат, реклама, визуальные средства информации; В) архитектура: дизайн окружающей среды, торговые центры, автострады, аэродромы, туристические комплексы, сложные комплексы зрелищной индустрии; Г) компьютерный дизайн получает все большее распространение и признание молодежи в качестве необходимой профессиональной подготовки. Художник и специалист – дизайнер (отличия). В середине ХХ века окончательно оформилось различие между собственно художником и художником – декоратором или оформителем. В 1920-м году появилось официальное название профессии – «дизайнер», однако в России это название профессии официально получило признание только в 1980-е годы. Существует две позиции творческой деятельности у дизайнеров: 1 – когда дизайнер работает на предприятии; 2 – когда дизайнер работает по конкретному заказу. Дизайнер разрабатывает образ, который реализуется в создаваемом объекте. В создание этого образа дизайнер вкладывает часть своей личности, ощущения современности, культуры, вкуса, образа мышления, таланта, мастерства. В проекте дизайнер закладывает будущее единство целевой ориентации, содержания и эстетических качеств объекта. Таким образом, в каждом проекте слиты воедино духовные, художественные и материальные грани деятельности дизайнера. · Система дизайн – средств Работа над проектом осуществляется с помощью традиционной системы дизайн – средств: · Семиотически х – любой объект дизайна является знаковой системой; · Художественных – эстетически выразительная, гармоничная внешняя форма характерна для органичных, эффективных проектов; · Технологических - специфика производства и функционирования объекта должны обеспечить его экономичность, целесообразность, эргономичность; · Материаловедческих – использование особенностей материала позволяет дизайнеру наиболее адекватно выразить функцию объекта.
Сложности и противоречия у дизайна и, соответственно, дизайнеров, возникают по следующим причинам: 1 – декоративное искусство стремится овладеть новыми техническими приемами; 2 – прикладное искусство хочет влиться в русло современности, ищет выразительные средства и приемы. В результате появляются точки профессиональных пересечений. Например: шторы ручной работы (вышивка, роспись по ткани) обращают на себя внимание удачным колористическим решением, композицией орнамента. Зритель отмечает «хороший дизайн» штор. Однако, чтобы шторы имели право на статус «дизайн – объекта», они должны а) вписаться в дизайн – систему интерьера, б) отвечать требованиям стиля, заложенного дизайнером в проект интерьера. · Стили и национальные школы в дизайне (общие сведения) Отличия, которые наблюдаются в работе дизайнеров разных школ, именуются стилями. Например, особое место и признание занимает скандинавский, итальянский, японский, немецкий стили. В последнее десятилетие признание получил венгерский дизайн. Каждый из них отличается по стилевым особенностям. Скандинавский дизайн. Скандинавские дизайнеры широко и многообразно используют различные породы древесины, этот стиль отличают уравновешенность, комфортабельность, естественность. Корнями этот стиль уходит в народное искусство, стремится к конструктивной ясности и простоте решений. Итальянский дизайн. Для итальянского стиля, в отличие от стиля скандинавского, характерна дерзкая экстравагантность. Итальянские дизайнеры используют яркие броские краски, не ограничивают свободу фантазии. Изобретательность и восприимчивость ко всему новому прекрасно отвечает современным требованиям единства стиля, линий, цвета. Японский дизайн имеет свой ярко выраженный стиль, в котором доминирующим элементом является национальный колорит. Основой для японских дизайнеров служит декоративно – прикладное искусство, имеющее богатейшую культуру творчества. Немецкий дизайн – это твердые, скромные и классические установки в дизайне при высоком качестве продукции. Т аким образом, дизайн, объединяя разные стили и национальные школы, является областью международного обмена опытом, где различные влияния взаимодействуют и дополняют друг друга. Черты, идущие от национальной культуры, выступают в продукции различных школ и стран и являются важным фактором в формировании различий. В дизайне неприемлемо однообразие при решении одной и той же задачи. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите характеристики дизайна, которые обеспечивают ему статус «социокультурного феномена». 2. Какие «дизайн – средства» может использовать дизайнер при создании проекта? 3. Что является истоком стиля в дизайн – деятельности?
|