Власть над собственной жизнью
Вопрос личной независимости и автономии стоит во главе угла проблематики преступления и правосудия, как их воспринимают преступник и жертва. Одно из самых болезненных переживаний пострадавшего — это потеря внутренней свободы, отнятой у него преступником. Чтобы быть полноценной личностью, нам нужно осознавать возможность управлять собственной жизнью и судьбой. Преступник, присвоив себе право распоряжаться чужой жизнью, превращает жертву в вещь, предмет. Это необыкновенно унизительно. Когда у людей отнимают нечто столь существенное, как чувство независимости, они стремятся вернуть себе способность распоряжаться своей жизнью. Жертвы преступлений нуждаются в восстановлении такого самоощущения и пытаются добиться этого самыми разными способами. Для одних выход заключается в преодолении, в понимании того, что они выжили, в достижении жизненного успеха. Другие принимают дополнительные меры предосторожности для обеспечения своей безопасности либо используют другие пути восстановления контроля над своей жизнью. Иные требуют мщения и сурового наказания. Некоторые способны вернуться к жизни через христианское всепрощение. В любом случае, возможность распоряжаться собственной жизнью — лишение и возвращение этой возможности — вот главная тема переживаний пострадавшего. Эта же тема — в центре переживаний преступника. Вообще много людей чувствует свою беспомощность и никчемность. В нашем обществе это ощущение отсутствия власти над собой и своей жизнью воспринимается молодыми людьми, как покушение на их мужественность, поскольку мужественность и власть часто отождествляются. Один из способов обретения уверенности в себе и ответа на подавление со стороны общества заключается в унижении другого. Гомосексуальное изнасилование в тюрьме принадлежит как раз к таким способам. Большинство преступлений — только извращенная попытка утверждения личной власти и значимости, неуклюжий способ самовыражения. Но неужто и впрямь люди в нашем обществе чувствуют себя столь неуверенными? Безусловно, подобное утверждение противоречит американскому мифу о вознаграждении за способности: все, кто обладают определенными способностями и не боятся тяжелой работы, могут многого добиться в жизни. Если же им это не удается, пусть винят самих себя. Более того, успех мерится материальным достатком. Власть и богатство — вот основные критерии успеха и значимости. Но независимо от того, соответствует ли реальности миф об личном выборе и вознаграждении (что сомнительно в отношении многих), мало бедняков верят в него, во всяком случае, в отношении самих себя. Я часто задумывался над тем, что, по-видимому, грань, разделяющая низшие и средние классы нашего общества, определяется не столько воспитанием и богатством, сколько ощущением личной независимости и свободы выбора. Большинство из тех, кто вырос в семьях средних и высших классов, верят, что они хозяева своей судьбы. Хотя существуют различные препятствия, а также удача и провидение, которые играют определенную роль, мы все же верим, что обладаем реальным выбором, властью распоряжаться своей судьбой. Бедняки чаще всего не верят в это. С их точки зрения, то, что с ними происходит, — результат случая, а не предпринятых ими действий. Успех они воспринимают скорее как выигрыш, а не результат собственных усилий. Если же они подвергаются аресту за преступление, — это тоже игра случая, а не результат нарушения закона. Суть даже не в том, могут ли они реально совершать выбор, а в том, что они не верят в саму возможность выбора. Для некоторых людей преступление, тем самым, может стать способом обретения власти, которой им так недостает в жизни. Многие считают, что события происходят помимо их воли. Такая установка подрывает теорию предупреждения преступности, базирующегося на устрашении. Для того, чтобы эта теория оказалась эффективной, люди должны верить, что их действия являются результатом свободного выбора, который, в свою очередь, влечет за собой определенные последствия. Но опрос, проведенный Паркером Россманом среди молодых жителей Нью-Йорка, многократно нарушавших закон, показывает иную картину (7). Каждый день эти юноши наблюдали, как полиция арестовывает невинных людей. Каждый день они сталкивались с преступниками, которые разгуливали на свободе. В их представлении между преступлением и наказанием нет явной связи. Наказание для них, все равно что дождь. Дождь то польет, то перестанет. На виновного и невиновного дождь льет одинаково. Большинство из них предполагает, что раньше или позже они тоже будут арестованы и понесут наказание. Как и все остальное в их жизни, это должно произойти под действием неуправляемых сил. В нашем обществе немало тех, кто лишен ощущения власти над собственной жизнью, и преступление может оказаться способом самоутверждения. В подобном контексте наш ответ на поступки тех, кто отнимает у других возможность распоряжаться собственной жизнью с тем, чтобы компенсировать собственную неуверенность, более чем странен: мы еще больше подрываем их ощущение собственной значимости и самостоятельности. Вся правовая система рассчитала именно на это — на подавление преступников всей мощью государства и усугубление их неуверенности. В ходе уголовного процесса с ними обращаются как с пешками. Направляют в тюрьмы, где еще больше ущемляют их личную свободу и чувство собственного достоинства, если только они не найдут возможность утвердить себя в какой-нибудь извращенной форме. Таким образом, они сопротивляются «исправлению» по тем же причинам, что пострадавшие сопротивляются нападению: потому что им отказывают в собственной автономии. Как же мы можем надеяться, что заключенные выйдут из тюрьмы с чувством собственного достоинства, не основанным на подавлении других? (8) Пострадавшим в ходе судебного процесса тоже отказано в самостоятельных решениях. Их потребности никого не интересуют, и сами они остаются за пределами процесса правосудия, что усугубляет их чувство беспомощности. Итак, и преступнику, и пострадавшему в ходе уголовного процесса отказало в самостоятельных решениях, что наносит вред обоим. Но одностороннее право на принятие решения имеет и другие последствия. Концентрация власти в одних руках может развратить тех, кто ей обладает, внушить им, что они выше закона. Подобное средоточие власти плюс различия в образовании и социальном статусе часто приводят к тому, что люди, играющие ключевую роль в правосудии, не способны проникнуться чувствами и переживаниями тех, у кого этой власти нет, будь то преступник или пострадавший. Они часто отказываются принимать к сведению точку зрения, отличную от собственной. Средоточие власти в руках обвинителя и судьи усугубляет проблему. Итак, преступление нередко есть способ самоутверждения преступника. Преступник лишает свою жертву индивидуальной свободы и власти над собой. Для психологической реабилитации пострадавшие нуждаются в восстановлении чувства автономии. Что касается преступников, то их личностная работа должна быть ориентирована на развитие самостоятельности и внутренней свободы, не связанных с подавлением других. На деле же, процесс уголовного правосудия только усугубляет проблему, лишая преступника и жертву законного чувства самостоятельности, власти над собственной жизнью, одновременно концентрируя всю власть в руках немногих. Теперь попробуем сопоставить проблемы преступника и пострадавшего с несколько иной точки зрения. Судья Чэллин отметил, что одна из основных черт, присущих большинству преступников, с которыми он сталкивался, состоит в том, что в глазах общества все они — неудачники (9). И именно неудачники чаше всего склонны отстаивать себя с помощью преступления. Для них угроза наказания не так страшна, как для многих других. Устрашение, заключает судья, менее всего эффективно именно для тех, кто больше всего в нем нуждается: кто терпит постоянные неудачи, кому нечего терять, кто в самую последнюю очередь думает о последствиях в виде ареста и наказания. Говоря о пострадавших, норвежский криминолог Нильс Кристи обратил внимание, что виктимизация сама по себе не является чем-то очевидным (10). Скорее, она «создается» в интерпретации события его участниками. При одинаковых обстоятельствах одни считают себя жертвами, другие — неудачниками, третьи — победителями. То, как «жертва» интерпретирует ситуацию, зависит от многих факторов. Если человек, проанализировав случившееся, приходит к выводу, что ему причинен вред, он может счесть себя жертвой. А кто-то другой свыкся с положением неудачника. И будучи неспособным увидеть причиненный ему вред, может истолковать ситуацию как очередное невезение, новое подтверждение того, что он неудачник. И Кристи, и социологи Ричард Сенетт и Джонатан Кобб обратили внимание, что наше общество склонно внушать людям, оказавшимся на дне, что они в большей степени неудачники, чем жертвы (11). Дети из семей рабочих чаще всего объясняют свою несостоятельность личными недостатками, а не социальной несправедливостью. Именно бедняки особенно часто считают себя неудачниками. Люди, привыкшие считать себя неудачниками, могут пойти на преступление с единственной целью — самоутвердиться. В то же время, поскольку они уверены, что все, что с ними происходит, есть просто «игра случая», постольку угроза тюрьмы и наказания не является для них сдерживающим фактором. Так возникает новый класс жертв: жертв-преступников. Одни из таких жертв осознают себя таковыми, другие — нет. Люди, привыкшие к невезению и сталкивающиеся с преступлением ежедневно, видят себя неудачниками, теряют контроль над своей жизнью и рассматривают преступление как очередную неудачу. Бедственное социальное положение только усугубляет их ситуацию. Именно из этой группы и выходят многие преступники. И создается порочный круг.
|