Наказание по заслугам и страдание
Как только виновность установлена, в игру вступает другое положение, определяющее процесс правосудия. Мы считаем, что преступник должен «получить по заслугам». Преступник должен получить то, что ему причитается. Правосудие должно свести счеты, «зуб за зуб». Преступление порождает нравственный долг, который должен быть выплачен, правосудие — это процесс установления равновесия. Как если бы во вселенной существовало некое метафизическое равновесие, нарушенное преступлением и требующее восстановления. Такая концепция правосудия в большей мере имеет дело с абстрактными категориями, нежели с конкретным ущербом. Она исходит из того, что для восстановления равновесия необходимо именно наказание и что меру наказания можно рассчитать для каждого конкретного случая. Официальные лица сферы уголовной юстиции видят свою задачу в определении соответствующей меры наказания. Преступников пытаются убедить, что, неся наказание, они выплачивают свой долг обществу. Однако преступники с трудом соглашаются с тем, что таким образом они «выплачивают свой долг обществу». «Расплата» — понятие в высшей степени абстрактное, и нет очевидного для всех момента, который был бы признан как момент окончательного погашения долга. Расплата приносит мало пользы обществу. Больше того, даже стоит обществу денег. Говоря преступнику: «Ты обидел кого-то, так теперь мы, обидев тебя, восстановим равновесие», — мы только увеличиваем количество зла в мире. Виновность и наказание — два кита, на которых держится система правосудия. За страдание, причиненное другим, люди должны пострадать. Только причинение страданий может восстановить равновесие. Давайте называть вещи своими именами. Когда мы говорим о наказании, то фактически ведем речь о причинении страданий, причем преднамеренном. Нильс Кристи помог нам увидеть, что уголовный закон на самом деле является «законом страданий», поскольку представляет собой детально разработанный механизм, позволяющий отмерить «справедливые» дозы страдания (7). Обычно мы стараемся скрыть эту сторону дела. Наша культура стремится избежать реальности страданий. Мы попытались изгнать из нашего сознания смерть и передали заботу о ней профессионалам. Мы прибегаем к эвфемизмам: мы, скорее, «отходим с миром», чем умираем (8). Неловкость, которую мы обычно испытываем при мысли о причиняемом страдании, осложняется своего рода табу, наложенным обществом на месть как возможный мотив наших действий. Это, в свою очередь, усиливает стремление скрыть их истинную природу и мотивы. Нам не нравится страдание и месть, и уж во всяком случае, мы не хотим, чтобы о нас думали как об их источнике, и следовательно, мы всячески затушевываем их. Но совершая «правосудие», мы делаем именно это: причиняем страдания в ответ на преступление. Мы передаем исполнение наказания в руки профессионалов, чтобы оно было вне поля нашего зрения. Мы затемняем его истинный характер, прибегая к разнообразным терминам и рациональным объяснениям. Мы предпочитаем говорить об «исправительных учреждениях», а не о тюрьмах, о «персонале исправительных учреждений», а не об охране. Мы изобретаем множество доводов в пользу причинения страданий. То мы прибегаем к наказанию во имя перевоспитания, то как к возможной реабилитационной мере. Часто мы наказываем, с тем чтобы предотвратить новое преступление, удержать, запугать преступника («индивидуальное устрашение»), а также страхом подобных последствий отбить охоту и у потенциальных преступников («всеобщее устрашение»). Мы причиняем страдания в целях предупреждения преступности, даже не задаваясь вопросами, а каковы результаты реализации подобного подхода и насколько он вообще срабатывает. Мы причиняем страдания, не утруждая себя вопросом, насколько нравственно заставлять страдать одного человека ради потенциального устрашения другого. Мы причиняем страдания, несмотря на то, что они могут не иметь никакого отношения к нуждам пострадавшего и вообще не отвечать на проблемы, связанные с преступлением. Как говорит Джон Лампен из Северной Ирландии, мы причиняем страдание, потому что нас научили думать, что в унижении и страдании суть правосудия и что зло должно сдерживаться жестокостью, а не любовью и пониманием (9). Ирония в том, что эта аксиома уголовного правосудия — необходимость причинения страданий — может вступить в противоречие с исходным положением — необходимостью установления виновности. Из-за страха перед наказанием подсудимые неохотно признаются в совершенном преступлении. Поскольку карательные последствия чрезвычайно серьезны, правосудие нуждается в разработанной системе мер по защите прав обвиняемого, что, в свою очередь, создает трудности в установлении истины. Судьи, как и присяжные, могут оказаться не слишком склонными к осуждению, когда потенциальное наказание в их глазах чересчур сурово. Господство концепции заслуженного наказания и причинения страданий указывает на то, что преступники оказались в мире, живущем по закону «зуб за зуб». Это, в свою очередь, лишь подтверждает жизненный опыт и мировоззрение многих из них: зло должно наказываться посредством того же зла, обидчик всегда заслуживает мести. Многие преступления совершались людьми, «наказывающими» свои семьи, соседей, знакомых. Исследования по высшей мере наказания не смогли доказать, что угроза смертного приговора удерживает людей от совершения преступлений. По некоторым данным, пример смертного приговора кого-то может даже спровоцировать на убийство (10). Очевидно, урок, который некоторые потенциальные преступники извлекают из данной ситуации, заключается не в том, что убийство само по себе есть зло, но что тот, кто совершает зло, заслуживает смерти. Аксиома, что преступники должны получить по заслугам (а наказание — это именно то, что они заслужили), может стать уроком, отличным от того, который мы хотели бы преподать. Уже давно всеми признано, что в основу современного уголовного законодательства положена угроза наказания для нарушителей закона. Специалисты по государственному праву отмечают, что суть государства сводится к «легитимной» монополии на насилие. Как отмечает политический философ Д.В. Мор, институты и методы права — скорее часть порочного круга насилия, нежели способ вырваться из него (11).
Процесс
Первоочередной задачей нашего судебного процесса является установление виновности, а когда она установлена — назначение наказания. Однако, следуя традиции Римского права, правосудие в большей степени определяется как процесс, нежели результат (12). Форма преобладает над содержанием: если все судебные процедуры и правила соблюдены, считается, что справедливость восторжествовала. Со всей очевидностью демонстрируют это апелляционные суды США. Только в особых случаях решения суда могут быть обжалованы из-за неправильного решения или обнаружения новых фактов. В основном, апелляционные жалобы подаются в связи с процедурными нарушениями. Апелляционный суд не исследует содержание показаний как таковых. Рассмотрим основные характеристики нашего уголовного процесса. Суть процесса в состязательности. Он предполагает и поощряет столкновение интересов сторон. Через регулируемый конфликт противостоящих интересов правда, в конечном счете, выйдет наружу, и интересы обеих сторон будут соблюдены. Подобная конструкция процесса предполагает существование непримиримых интересов и всячески способствует тому, чтобы таковыми они и оставались. Состязательное правосудие становится самореализующимся пророчеством. Джералд Ауэрбах, анализируя вынесенные в США спорные судебные решения, красноречиво показывает, что такая процессуальная конструкция есть в высшей степени индивидуалистическая модель, построенная на принципе конкуренции. Она не только продукт раздробленного, конкурирующего общества, но еще и способствует процветанию в нем этих качеств (13). У этой конструкции есть и свои сильные стороны, но по сути она не что иное, как модель борьбы, регулируемая дуэль. И отнюдь не случайно политики и вершители закона употребляют понятие «борьба с преступностью». В США либералы и консерваторы отличаются друг от друга тем, на чем делается акцент, но и те и другие рассматривают правосудие как конфликт, регулируемый определенными правилами. Консерваторы в ориентации на то, что называют «контроль преступности», отдают предпочтение борьбе с преступностью (обратите внимание на терминологию!), а не правам обвиняемых. Либералы же особо акцентируют внимание на важности прав личности — модель «надлежащей правовой процедуры». Однако и те, и другие одинаково считают, что правосудие предполагает наличие борьбы между двумя враждующими сторонами, борьбы, регулируемой определенными правилами. При такой значимости правил и процедур особое внимание уделяется равноправию как критерию правосудия. Цель в том, чтобы ко всем подсудимым применялись одинаковые стандарты. Следует, однако, подчеркнуть две специфические характеристики такого равноправия. Во-первых, речь идет в большей степени о намерении, а не о реальном положении вещей. В реальности даже приблизительное равноправие — как мы видим на примере расовой дискриминации при осуждении к лишению свободы и смертной казни — большая редкость. Однако правомерность подобных приговоров трудно ставить под сомнение, если нет возможности доказать, что с подсудимым обошлись преднамеренно несправедливо. Правосудие изображается в виде богини с завязанными глазами и весами в руках. Подчеркивается равенство всех людей в самом процессе правосудия, а не в фактических жизненных обстоятельствах. Процесс уголовного правосудия заявляет о своей полной беспристрастности в отношении к социальным, экономическим и политическим различиям, стараясь обращаться со всеми обвиняемыми, как если бы они были равны перед законом. Культивируя ценность равного обращения с людьми неравными, уголовный процесс тем самым игнорирует и даже поддерживает существующее в обществе неравноправие. Как это ни парадоксально, но таким образом правосудие во имя равноправия способствует неравноправию. Уголовный процесс, должным образом оснащенный многочисленными правилами, вынужден полагаться на профессионалов, которые уполномочены представлять обвиняемого и государство. Это, в свою очередь, удаляет процесс правосудия от обычных людей и общин, которые вовлечены и пострадали от преступления. И жертва, и обвиняемый здесь посторонние, они лишены возможности участвовать в решении собственного дела. Так зарождается гигантский бюрократический аппарат со своими собственными интересами. Так поощряется обыкновение нашего общества обращаться к профессионалам за разрешением любых проблем. Мы стараемся представить правосудие как совокупность процедур, регулирующих состязание или игру (14). Мы декларируем намерение равно относиться к людям в ходе процесса, но совершенно безразличны к неравным условиям их жизни и тем более к неравенству в исходе дела. В столь сложном процессе мы оказываемся зависимыми от профессионалов, выступающих от нашего лица.
|