Мистификация преступления
Случай с молодым человеком, ограбившим и ранившим девушку, привлек к себе много внимания внутри общины. Однако — как и в большинстве подобных случаев — сообщения о событиях и действующих лицах были существенно искажены как в средствах массовой информации, так и в ходе судебного процесса. Искалеченный жизнью юноша, нанесший рану девушке, стал преступником, некоей абстракцией, стереотипом, с которым и обходились соответственно. Раненая девушка стала жертвой, но се нужды остались без должного внимания. Событие превратилось в преступление, которое описывалось и трактовалось с точки зрения символических и правовых категорий, непонятных его непосредственным участникам. Весь процесс был мистифицирован, превращен в некий миф, ставший удобным инструментом прессы и политики. Преступление занимает много места в ежедневной информации, которую мы получаем из газет. Исследования показали, что отчасти это объясняется коммерческими интересами: сенсации привлекают людей. Но преступление занимает столько места еще из-за того, что это «легкие новости». В отличие от других новостей, сведения о преступлении легко доступны: репортеру достаточно поддерживать связь с полицией и прокурором. Но эти «новости» часто бывают необъективными, и принимаются журналистами без достаточной критики. Информация о преступлении, поступающая из официальных источников, часто не подвергается сомнению и не проходит дополнительной проверки. Чтобы иметь постоянный доступ к подобной информации, журналисты должны оставаться в добрых отношениях с полицией и прокурором, что отнюдь не способствует объективности. Следовательно, информация о преступлении подается с точки зрения официальной власти. Такая информация не только страдает односторонностью, но также представляет преступление как абстракцию и миф. Преступление служит и важным орудием в руках политиков. Преступление может стать палкой для битья. Взгляды па преступление в значительной мере определяют положение человека в обществе. Являетесь ли вы жестким реалистом? Или мягкотелым идеалистом? Высказаться по поводу преступления значит принять определенную сторону, занять некую позицию, как мы это увидели в президентских выборах 1988 года в США. И снова за всем этим теряются чья-то боль и реальные обстоятельства преступления. По мере того, как процесс мистифицируется и мифологизируется, он все дальше отрывается от жизни. Такой процесс вселяет в нас страх. Все это сказывается на нашем чувстве общности. Сталкиваясь с преступлением, мы встаем перед определенным выбором. Мы можем сплотиться и вместе противостоять «врагу». Чувство общности, возможно, и возрастет, но это будет обороняющаяся, замкнутая на себе, агрессивная община. Или мы можем попрятаться по домам, перестав кому-либо верить. Чувство общности, и так ослабленное, еще больше пострадает. Таким образом, то, как мы отвечаем на преступление, имеет серьезные последствия для нашего будущего.
Примечания: (1) Мне помогли работы Marie Marshal Fortune Sexual Violence: The Unmentioneable Sin (New York; Pilgrim Press, 1983), and «Justice-Making in the Aftermath оf Woman-Battering», in Domestic Violence on Trial, ed. Daniel Sonkin (New York: Springer Publishers, 1987), pp. 237—248. Сравни Jeffrie G. Murphy and Jean Hampton, Forgivness and Mercy (Cambridge University Press, 1988) and Thomas R, Yoder Neufeld, «Forgiveness and the Dangerous Few: The Biblical Basis», address to the Christian Council for Reconciliation, Montreal, Qedec, November 18, 1983. Мортон MaкКаллум-Патерсон высказал предположение, что прощение может подразумевать добровольный отказ от возмездия. Также оно может подразумевать готовность передать все в руки Господа. Он указал на то, что корень слова «прощение» в Новом Завете означает передавать или откладывать. См.: Toward a Justice That Heals (Toronto: The United Church Publishing House, 1988), стр. 56.
(2) Спасибо Дейву Уорту за это удачное замечание.
(3) По материалам семинара по изучению псалмов в Торонто, Онтарио. Цит. по «A Reflective Analysis on Reconsiliation as It Relates to Criminal Jastice», неопубликованному докладу по результатам дискуссии рабочей группы Национальных ассоциаций в сфере уголовного правосудия на семинаре в мае 1987 г. в Оттаве, Канада.
(4) См. David Kelley, «Stalking the Criminal Mind: Psychopaths, “Moral Imbeciles”, and Free Will», Harper’s, August 1985.
(5) Ignatieff, «Imprisonment and the Need for Justice.»
(6)См. Gerald Austin McHugh, Christian Faith and Criminal Justice: Toward a Christian Responce to Crime and Punishment (New York: Paulist Press, 1978), pp,172ff.
(7) Parker Rossman, After Punishment What? (Cleveland, Ohio: Collins, 1980).
(8) Особенно полезным источником для анализа вопроса о власти является Richard Korn, «Crime, Criminal Justice, and Corrections», University of San Francisco Law Review, October 1971.
(9) Dennis A. Сhalleеn, Making It Right (Aberdeen, South Dakota: Milieus and Peterson Publishing, 1986), pp. 21ff. and 43ff.
(10) Nils Christie, “The Ideal Victim.” Неопубликованная лекция, прочитанная в рамках 33-го международного курса по криминологии, Ванкувер, Британская Колумбия.
(11) Jonathan Cobb and Richard Sennett, Hidden Injury of Class (New York: Cambridge University Press, 1977).
|