Раскаяние и прощение
До сих пор я анализировал их переживания и потребности, прежде всего, в терминах личного опыта и психологии. Теперь подойдем к этому с позиции христианской. Оба человека нуждаются в исцелении. Для полного исцеления необходимо выполнить, по крайней мере, два условия: найти путь к раскаянию и путь к прощению. Пострадавшим для исцеления очень важно суметь простить. С христианской точки зрения это кажется очевидным: мы призваны прощать наших врагов, тех, кто обижает нас, как Господь прощает нас. Мы не свободны до тех пор, пока нами правит вражда. Мы должны следовать примеру Господа. С точки зрения практики, жизненного опыта это кажется сложной, почти невыполнимой задачей. Как мать или отец могут простить убийцу своего ребенка? Преодолимы ли гнев и жажда мести? Как тот, кто не пережил ничего подобного, осмеливается давать такие советы? Можно ли думать о прощении до тех пор, пока не обеспечена полная безопасность? Возможно ли восстановить доверие к окружающему миру? Простить, как и быть прощенным, не так легко. И те, кто не могут найти в себе силы для прощения, не должны взваливать на себя за это дополнительный груз вины. Истинное прощение не может быть результатом пожелания или насилия над собой, но должно прийти в свое время и с Божьей помощью (1). Прощение — это дар, оно не должно стать непосильной ношей (2). Поясним, что мы понимаем под прощением. Часто мы думаем, что простить — значит забыть о случившемся, вычеркнуть прошлое из нашей памяти, может быть, даже отпустить преступника безнаказанным. Но простить — не значит забыть. Эта девушка никогда не сможет — и не должна — полностью забыть о своей травме и потере. И нельзя от нее этого ожидать. Прощение не подразумевает, что мы должны перестать считать преступление преступлением. Мы вовсе не должны убеждать себя: «Это было не так тяжело, не так важно». И тяжело, и важно; и отрицая это, мы одновременно обесцениваем переживания и страдания жертвы и личную ответственность преступника. Прощение — это освобождение пострадавшего из-под власти преступления и преступника. Не пережив прощение, не поставив точку на прошлом, мы оставляем свои раны открытыми, позволяем преступлению взять верх над нами, нашим сознанием и нашей жизнью. Таким образом, истинное прощение - это процесс освобождения и исцеления. Истинное прощение позволяет жертве выжить. Существует несколько путей возвращения к жизни после преступления. Некоторые пострадавшие пытаются справиться с ситуацией «живя счастливо», считая, что лучший реванш после подобной трагедии — личный успех. «Они еще увидят» - таков ответ многих, и он психологически вполне оправдан. Но этот путь все еще оставляет преступника и преступление в фокусе внимания. Прощение же позволяет тяжелым переживаниям отойти на задний план, стать лишь воспоминанием о событии, пусть существенном, но переставшем занимать главное место в жизни. Прощению содействуют некоторые условия. Существенную роль может сыграть признание преступником своей ответственности, выражение им сожаления, раскаяния. Важным условием становится и поддержка со стороны окружающих, а также ощущение восстановленной справедливости. Существенный момент в «исцелении памяти» — молитва, Представители церкви могут помочь, выслушав исповедь и отпустив грехи. Все мы, особенно наши церкви, несут ответственность создание соответствующей атмосферы, в которой может произойти такое исцеление. Как я уже отмечал, обретение ощущения восстановленной справедливости может происходить по-разному. Один из таких способов отражен в библейском образе плача, который мы встречаем в некоторых псалмах. Обращаясь к задачам Церкви, богослов Вальтер Брюгеманн очень точно определил его смысл:
«Зрелость — это способность открыто говорить об отрицательных сторонах явления. Я представляю себе священника, стоящего рядом со мной и спрашивающего; все ли ты высказал или что-то еще осталось? И я обнаруживаю, что, если я все открываю, ничего не утаивая, то иду домой обновленным и свободным. Но если мы не обращаемся к Богу с плачем, мы оставляем страдание в себе на всю нашу жизнь. Мы живем в мире людей, ждущих случая доверить свои страдания Господу. Тайна заключается в том, что если вы честно говорите о них Богу, Бог не пугается их, не обижается, не отдаляется, но, напротив, становится ближе... Очень много людей в нашей подавленной культуре испытывают постоянную потребность высказывать свою ярость, ненависть, обиды и страх. Люди не могут петь акафисты с такой свободой и легким сердцем, если до этого они не имели возможности выразить во всей полноте боль потерь и обид. Задача пастора — позволить людям говорить о том, что их волнует, чтобы потом они могли свободно славить Господа...
Задача Церкви не в том, чтобы говорить о хорошем, но чтобы говорить правду. Иногда единственная правда — та, что причиняет страдания. Псалом 87 написан как раз для таких ситуаций. Единственная правда, выраженная в этом псалме, — чувство боли и возможность дать душевной ране открыться. Следующий день может быть днем исцеления и миропомазания, но сегодня рана нуждается только в чистом воздухе. Псалом 87 не боится той болезненной правды, что в жизни бывают тяжелые, горькие моменты». (3)
На Церкви лежит ответственность за этот процесс. К сожалению, она слишком часто пыталась избежать страдания, обойтись без плача. Но в то же время от пострадавших требовала прощения. И неохотно прощала пострадавшим их естественные чувства гнева и враждебности по отношению к преступнику, обществу и Богу. Так же как жертве нужно простить, преступнику нужно получить прощение. Как иначе он может справиться со своим чувством вины? Как еще может начать новую жизнь? Как может обрести чувство собственного достоинства? Как может быть спасен? Преступники, вопреки общему мнению, нередко испытывают раскаяние в содеянном. Но чувство вины представляет собой угрозу для самооценки и чувства собственного достоинства. Одно исследование показало, что преступникам свойственны сильные приступы страха, среди основных причин которого — ощущение собственной «никчемности», незначительности (4). Отсюда, преступники прибегают к различным способам, лишь бы заглушить чувство вины и сохранить самоуважение. Один из таких способов содействует формированию у преступников того, что Михаил Игнатьев определил как «стратегия самооправдания» (5). Они могут оправдывать себя тем, что «все так делают», что жертва «заслужила» это или вполне может справиться с причиненным ущербом, что они были спровоцированы на подобные действия. Они обращаются к языку социального и психологического детерминизма, утверждая «я развращен, потому что обделен». Точно так же склонность преступников придавать столько значения несправедливости, которой они подвергаются в ходе судебного процесса, нередко оказывается лишь попыткой забыть о собственной вине. Чтобы примириться с собственной совестью, некоторые преступники даже выдумывают замысловатые истории о себе и о том, что совершили. Некоторые испытывают чуть ли не раздвоение личности, проводя строгую грань между Я-виновным и Я-подлинным. Думаю, в основе переживаемых преступниками таких сильных эмоций, как гнев и ярость, лежит чувство вины. Признание вины оборачивается ненавистью к себе. Отрицание вины может обернуться ненавистью к окружающим. В любом случае подобная ненависть крайне разрушительна. Некоторые утверждают, что чувство вины преодолевается через понесенное наказание: принимая наказание, преступник выплачивает свой долг и освобождается от чувства вины. Теоретически трудно определить, так ли это, но практика почти не дает положительных примеров. Чтобы наказание могло снять чувство вины, оно в глазах преступника должно быть законным и заслуженным. Однако такое случается нечасто. Больше того, преступнику трудно понять и согласиться с тем, что вред нанесен обществу и что долг, следовательно, должен быть выплачен обществу. Это слишком абстрактно, и к тому же преступники видят мало связи между собой и обществом. У нас нет ритуалов, символизирующих, что долг выплачен и вина искуплена. Как отмечает Игнатьев, прощение снимает бремя долга в той же степени, если не больше, что и наказание. Однако обычно считают, что наказание должно предшествовать прощению. На деле же наказание приносит только больший вред и кажется преступнику незаслуженным, тем самым закрывая возможность испытать прощение. Новая жизнь требует одновременно прощения и исповеди. Для полного восстановления преступники должны исповедаться в совершенном зле, почувствовать свою ответственность и признать нанесенный вред. Лишь после возможно раскаяние, ведущее к началу новой жизни. Исповедь и раскаяние — таков путь исцеления преступников, но этот путь может принести исцеление и пострадавшему. Но ничто: ни раскаяние, ни исповедь, ни прощение со стороны Бога или жертвы — не может уничтожить последствий действий преступника. Благодать, милость не даются так просто. Остаются еще обязательства по отношению к жертве. И тем не менее, спасение и свобода возможны. Путь к такому спасению, по утверждению многих тюремных священников и посетителей, лежит в признании собственной глубокой греховности и недостойности, так как грех коренится в себялюбии (6). Преступникам часто недостает представлений о нравственности, они больше заняты собственными проблемами и не способны разделить переживания окружающих. Однако, как я уже отмечал, эта озабоченность своими проблемами коренится в неуверенности в себе, а возможно, и ненависти. Но если это гак, условием исцеления может стать открытие того, что их ценят и любят, а вовсе не дальнейшее подтверждение их никчемности. И жертва и преступник нуждаются в исцелении; последнее возможно лишь через прощение, исповедь, раскаяние и примирение. Некоторые из этих актов осуществляются в отношениях между личностью и Богом, личностью и церковью, личностью и общиной. Но точно также прощение, исповедь, раскаяние и примирение должны быть включены и в отношения — которых, возможно, и не было до преступления — между жертвой и преступником. К сожалению, наша современная система уголовной юстиции ничему такому не способствует; даже напротив, делает примирение почти невозможным. В ходе уголовного процесса нет места для раскаяния, тем более — прощения. Больше того, своим характером процесс способствует тому, что преступники отрицают свою вину и сосредотачиваются на собственном положении. Такой процесс создает барьер между преступником и жертвой, подталкивая их к противостоянию, и тем самым препятствует поиску точек соприкосновения в понимании происшедшего и в разрешении конфликта. Мое последнее утверждение можно наглядно проиллюстрировать случаем с молодым преступником, которого я встретил много лет назад. Отбывая срок наказания в тюрьме, он стал христианином. Когда он был досрочно освобожден, его предупредили: «Мы понимаем, что теперь вы стали христианином. Возможно, вы намереваетесь вернуться к вашей жертве и восстановить справедливость. Если вы только приблизитесь к жертве, немедленно снова окажетесь здесь!» Такая реакция понятна, но все-таки это трагедия.
|