Установление виновности
Вопрос виновности — центральный для уголовного процесса. Установление виновности — основная задача, вокруг которой и из которой разворачивается весь уголовный процесс. Важность этой задачи, серьезность вытекающих из ее решения последствий настолько существенны, что все здесь регулируется специально разработанными законами. Как только виновность установлена, забота о соблюдении процессуальных гарантий и прав обвиняемого идет на убыль. Центральное место, которое виновность занимает в правосудии, приводит к тому, что решению суда о наказании придается меньшее значение. Обучение в юридических институтах фокусируется на законах и процедурах, относящихся прежде всего к установлению виновности, что же касается вынесения приговоров, то в этой области подготовке студентов уделяется недостаточное внимание. Соответственно, лишь немногие судьи и еще меньше процессуальные стороны профессионально оснащены в части определения наказания по уголовным делам. Такая озабоченность установлением виновности свидетельствует о вполне определенной тенденции: прошлое интересует нас больше, чем будущее. «Что случилось? И кто виноват в этом?» — эти вопросы стоят на первом месте, предваряя обсуждение проблем, возникших в результате преступления (или оказавшихся его причиной). Профессиональные юристы посвящают мало времени обсуждению того, что может быть сделано для предотвращения новых проблем в будущем. Понятие виновности, которое конституирует судебный процесс*, —довольно узкая, в высшей степени юридико-техническая конструкция, предполагающая «объективное» или описательное содержание. Совершило ли данное лицо преступление в том виде, как оно описано в законе? Было ли деяние умышленным? Был ли в данном случае нарушен закон? Установление виновности в ее юридическом смысле дает лишь ответы на вопросы, было ли данное действие совершено обвиняемым, и если да, подлежит ли он по закону наказанию. В юриспруденции понятия преступления и виновности облекаются в особые формы и трактуются иначе, чем их переживают пострадавший и преступник. Вердикт суда о признании подсудимого виновным может очевидным образом и не отражать настоящее преступление. Нередко складывается впечатление, что судебная трактовка виновности-невиновности имеет мало отношения к тому, что произошло реально. Как недавно признали некоторые апологеты этой системы, «юридическая виновность, а не фактическая... является основой уголовного процесса» (3). Подсудимый довольно скоро сталкивается с такой ситуацией. Его могут обвинить в чем-то, что звучит совсем иначе, чем то, что он совершил на самом деле. Официальное обвинение может быть результатом переговоров между его адвокатом и прокурором. Даже если он и совершил преступление, юридически он может оказаться невиновным*, поэтому ему могут посоветовать виновным себя не признавать. И он может поверить, что и в самом деле невиновен. Даже если по закону он виновен, адвокат, чаще всего (на определенной стадии процесса) советует ему вину не признавать. В переводе с юридического на обыденный язык «не признавать себя виновным» означает «я требую суда»** или «мне нужно больше времени»***. Все это ведет к сокрытию истины и затемняет нравственную подоплеку феномена виновности-невиновности. В правовом отношении вопрос виновности — это вопрос «или-или». Степень опасности преступления может быть разной, в то время как степень виновности (в юридическом смысле) никак не измеряется: вы либо виновны, либо не виновны. Кто-то должен выигрывать, кто-то проигрывать. Нильс Кристи точно определил смысл этого: «Мы рассматриваем суды как воспитательные учреждения, защищающие общественные нормы, но реально они в скрытой форме учат оценивать людей, исходя из примитивной дихотомии» (4).
Процессуальное понятие виновности является техническим и описательным, констатирующим (descriptive), в то время как преступник может иметь дело и с другими профессионалами, чей подход богослов Том Йодер Нефильд назвал «предписывающим» («prescriptive»). Соответствующая концепция объясняет преступление в логике причинно-следственных связей, позволяющей указать на его предсказуемость, предопределенность. В этом плане преступление рассматривается чаще всего в социальном и психологическом контексте (5). Психолог, например, может подойти к понятию виновности с точки зрения, отличной и от юридической, и от этической. Он может вообще обойти обсуждение этого понятия. Скорее, он сосредоточит внимание на психологических факторах, которые привели к тому или иному действию, и возможно, станет рассматривать поведение обвиняемого как показатель его болезни или какого-либо серьезного функционального нарушения. Социолог, в свою очередь, сосредоточится на паттернах и причинах поведения с точки зрения социальных факторов: семья, близкое окружение и общество в целом. Если юрист обращается с преступником как с самостоятельным индивидом, принимающим более или менее сознательные решения, социологи и психологи будут рассматривать его, хотя бы отчасти, как реагирующего на разнообразные внешние обстоятельства. При подобном подходе встает вопрос о том, в какой мере преступник несет личную ответственность за нарушение закона и вообще, в какой степени он является нарушителем, а в какой — жертвой. В то время как специалисты в области юриспруденции и социальных наук вкладывают в понятие виновности каждый свое содержание, большинство людей, включая и многих официальных лиц из сферы уголовной юстиции, придерживаются третьего подхода. Такой подход можно было бы назвать морализаторским или «приписывающим» (ascriptive). В массовом сознании бытует мнение, что вина (виновность) не столько характеризует поведение человека, сколько свидетельствует о его моральных качествах. Вина совершившего преступление как бы указывает на наличие у него некоего несмываемого отрицательного свойства. Вина «прилипает» к нему чуть ли не на всю жизнь, и от нее почти невозможно избавиться. Однажды обвиненный в воровстве в глазах людей навсегда останется вором, попавший в тюрьму - бывшим заключенным, бывшим преступником, уркой. Это приписывается ему как неотъемлемое свойство и забывается с трудом. Молодой преступник, о котором я говорил вначале, так и останется с плохой репутацией и в сознании людей будет связан с этим преступлением независимо от того, какие положительные качества у него есть или разовьются в будущем. Тот факт, что он совершил преступление, скажется на возможностях его трудоустройства, карьере, на всей его жизни. Вина, а вовсе не индивидуальные свойства будут играть определяющую роль в его жизни. И ничто в процессе уголовного правосудия не поможет ему преодолеть это — даже если он отдаст «долг обществу», отсидев срок. Процессуальное понятие виновности, таким образом, в высшей степени технично и удалено от реальной жизни. В тоже время при рассмотрении одного и того же дела сталкиваются разные концепции виновности, что может просто-напросто сбить обвиняемого с толку. Его адвокат будет говорить с ним о виновности в чисто процессуальном смысле и, вероятно, в ходе процесса посоветует отрицать вину, если тот юридически не виновен или у него не будет другого выхода. Возможно, обвиняемый встретится с психологом или психоаналитиком, которые постараются помочь ему увидеть свое поведение с психологической точки зрения, и не исключено, что они заглушат в нем чувство личной ответственности. Он может натолкнуться на священника, который заведет с ним речь о нравственной вине, но также и о милосердии, благодати, прощении. Такой священник может сказать обвиняемому, что вина его реальна, и не только формально-юридически, но выход есть. Будут и другие, как например, тюремные надзиратели, отражающие массовое сознание, в соответствии с которым вина не только реальна, но и несмываема, и он действительно «плохой человек». Что же такое виновность? Как может ее объяснить себе тот, кто совершил преступление? Является ли он (или она) преступником или жертвой обстоятельств? Виновен ли он в самом деле? И в чем его вина? Можно ли оставить случившееся в прошлом и начать все сначала? Как сказал Нефилд, преступники постоянно сталкиваются с терминологией вины, но им отказано в ясном и доступном языке, который мог бы разъяснить это понятие. И даже нет механизмов для разрешения этой проблемы. Юридическое и массовое представления о виновности, которые определяют нашу реакцию на преступление, перемешаны и даже противостоят друг другу, но у них есть общая черта: они в высшей степени индивидуалистичны. Западные законы и ценности основаны на вере в человека как свободного и нравственного члена общества. Если кто-то совершает преступление, мы считаем, что оно совершено по собственной воле. Таким образом, и наказание вполне заслуженно, так как оно есть следствие свободного выбора. Люди несут личную ответственность. Виновность индивидуальна. Итак, западные законы и ценности исходят из фундаментального утверждения о человеческой свободе и личной ответственности, и примитивный детерминизм здесь явно неадекватен. И все же в западной культуре возникают проблемы с тем, в какой форме воплощаются наши представления о свободе и ответственности. Немало фактов указывает на то, что довольно часто человек, совершивший преступление, был лишен свободного выбора или, по крайней мере, считал себя ограниченным в необходимой свободе. Как я указывал в предыдущей главе, многие люди в нашем обществе отнюдь не считают себя свободными и ответственными за собственную жизнь. Напротив, они рассматривают себя как продукт действия почти непреодолимых сил — социально-экономических или провиденциальных. В таком контексте понятия человеческой свободы и ответственности приобретают иное значение. Кроме того, индивидуалистическое понимание виновности и ответственности упускает из виду обстоятельства, влияющие на поведение. Хотя все мы несем ответственность за совершенные поступки, социальный и психологический фон, на котором протекает наша жизнь, бесспорно влияет на наш актуальный и потенциальный выбор. Социальные, экономические, политические и психологические факторы оказывают существенное влияние на поведение, но индивидуалистический подход к пониманию виновности игнорирует это обстоятельство. Мотивы, побуждающие к совершению предосудительных действий, намного сложнее, чем мы соглашаемся признать при индивидуалистическом подходе. Апостол Павел бесспорно учитывал сложность решения вопроса об ответственности, которую человек несет за свои проступки. Хотя он считал, что люди делают самостоятельный выбор и несут ответственность за свое поведение, он признавал, что представление о человеке как существе абсолютно свободном в своих действиях не отдает должное власти и вездесущности зла. В Послании к Римлянам, в главе 7, Павел с болью говорит о борьбе с силами зла в собственной жизни, о своей склонности поступать не так, как следует. Он полагает, что существует разница между реальной и потенциальной свободой, рассматривая свободу как дар, а не качество, присущее человеку. Преступление может служить некоей моделью поведения, формируемого различными силами, и лишь отчасти есть результат свободного выбора. Сломать подобную модель очень трудно. С точки зрения индивидуалистического подхода к вопросам вины и свободы личность свободна в выборе и предвидит последствия своего выбора. Мы предполагаем, что человек меняет свое поведение, ориентируясь на возможные последствия. Но подобные посылки не принимают во внимание тот факт, что люди могут вовсе не считать себя свободными. Индивидуалистичекий подход приписывает людям способность связывать в сознании поведение и его последствия, более того, предвидеть отдаленные результаты. Он вообще не учитывает характер преступления во всей его сложности. Он, наконец, не принимает во внимание социальный, экономический и психологический фон, на котором разворачивается конкретное событие. Следовательно, правосудие, с позиции преступников, осуществляется без учета социальной справедливости и, тем самым, сохраняет существующее положение, status quo. Наказание считается, справедливым и заслуженным независимо оттого, существует ли справедливость в обществе, где преступление совершено. Возможно, подобный взгляд на виновность и ответственность неизбежен в индивидуалистическом обществе, основанном на конкуренции, где людей оценивают в соответствии с их материальным и общественным успехом, а достижения или поражения рассматриваются как личное дело каждого. Люди оцениваются с точки зрения их доступа к богатству и власти. Считается, что те, кому не удается достичь соответствующего уровня, сами в этом виноваты. Они не просто потерпели неудачу, они стали неудачниками. То же касается и вины. Вина определяется как личное поражение. Контекст поведения игнорируется. Правонарушитель стоял перед выбором и, сделав неправильный выбор, отнесен к категории виновных. В итоге, наше представление о правосудии прежде всего связано с установлением виновности. Отправление правосудия — своего рода театр, в котором вопросы виновности-невиновности играют главную роль. Судебное разбирательство либо признание преступником своей вины образует кульминацию драмы*, с развязкой в виде приговора. Тем самым правосудие больше занято прошлым и не уделяет достаточного внимания будущему. Юридическое понятие виновности, которое определяет судебный процесс, в высшей степени технично, оторвано от жизни. Это позволяет преступникам уходить от сознания личной ответственности за свое поведение и, с другой стороны, оскорбляет пострадавших, которым трудно примириться с юридическим описанием события, столь расходящимся с их собственными переживаниями. Обе стороны — и преступник, и пострадавший — вынуждены для описания суду соответствующих событий изъясняться на языке «системы», вместо своего собственного. Достаточно узкое представление о виновности, которое используется в правосудии, и акцент на индивидуальном поведении позволяет пренебречь социальными и экономическими причинами и контекстами преступления. Иными словами, мы пытаемся воплотить в жизнь справедливость, не замечая многих существенных факторов. А так как виновность рассматривается с точки зрения «или-или», это приводит к упрощенному видению мира, в котором все делится на хорошее и плохое, на них и нас. Правосудие становится драмой виновности, театром морали, где перед нами разыгрывают примитивное представление о мире. Но юридическое понятие виновности действует совокупно с некоторыми другими концепциями. Сам по себе этот факт создает некоторое замешательство среди участников процесса и может способствовать тому, что преступник будет отрицать ответственность за свои поступки. Некоторые из таких концепций — как, например, концепция несмываемой и пожизненной вины — имеет серьезные и далеко идущие последствия для подсудимого. Преступники должны нести ответственность за то, что совершили. Один из аспектов ответственности состоит в понимании и признании своего преступления. Однако бытующие у нас трактовки виновности, в лучшем случае, не поощряют подобного сознания ответственности за преступление, в худшем — способствуют обратному. Отсутствие механизма по разрешению проблемы виновности способствует «стратегии самооправдания», когда преступник прибегает к разного рода рационализациям и стереотипам, чтобы облегчить тяжелое бремя вины. Иногда преступника подталкивают к поведению, сообразующемуся с социальными ожиданиями и стереотипами, которые ему приписываются в соответствии с его положением. При том, что уголовный процесс сосредоточен на вопросах виновности и ответственности подсудимого, он еще стремится распространить ответственность за окончательное решение суда на систему правосудия в целом, в то же время отрицая нашу общую ответственность за преступления. У тех, кто принимает ключевые решения (адвокаты, прокуроры, судьи, должностные лица службы пробации*), формируется образ защитника закона, выполняющего свой долг; и такие взгляды поощряются. Им внушают, что ответственность за исход дела лежит на «системе». Это означает, что свою личную ответственность за результаты судебного разбирательства «вершители» правосудия могут отрицать; их ограждают от возможности увидеть нечто общее между собой и преступником, увидеть в преступнике такого же человека. Рената Мор в своей работе, посвященной уголовному праву Канады, точно подметила:
«Каким же образом мы осуществляем наказание? Таким, что ни одно конкретное лицо не может взять на себя ответственность за ограничение свободы другого лица. Система уголовного правосудия... хитро разработана в виде рада автономных подразделений. Те, кто предъявляют обвинение, те, кто вступают в прения по этому делу, те, кто выносят приговор и приводят этот приговор в исполнение, — все это разные люди, мало или почти совсем не связанные как между собой, так и с обвиняемым. У нас есть даже специальное слово, подчеркивающее особую изолированность судей. После того, как они исполнили свои функции по вынесению приговора, они становятся "functus". Это означает, что им не стоит или даже не следует... более отягощать себя мыслями и беспокойством о тяжести наказания, которое они наложили на человеческое существо. Таким образом весь процесс обеспечивает ежедневное совершение насилия над другими, при том, что ни один человек не несет личную ответственность за это» (6).
|