Студопедия — Важность парадигм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Важность парадигм






 

До семнадцатого века западное видение мира основывалось на открытиях Птолемея. Каждый знал, что земля — и человек — являются центром вселенной. Планеты вращаются вокруг этого ядра, заключенного в концентрических хрустальных сферах. Это видение космоса соответствовало физике Аристотеля, которая объясняет движение с точки зрения назначения и «природы» вещей. Богословие и физика поддерживали друг друга.

Люди, в большинстве своем, считали, что эта точка зрения отражала истинную картину вселенной. Все, что не вписыва­лось в это представление, казалось абсурдом. Какой бы неправ­доподобной ни казалась нам сегодня эта модель, для сознания человека Средних веков и раннего Возрождения она было в порядке вещей.

Научная революция семнадцатого века породила совершен­но иную картину мира, которая до сего дня определяет наше представление о вселенной. В соответствии с новым видением мира, сформированным такими пионерами науки как Копер­ник и Ньютон, в центре находится Солнце, Земля же вращает­ся вокруг него наравне с другими планетами. Это открытие при­вело к разрыву между физикой и богословием. Ньютонианская физика предполагает существование рационального механис­тического мира, подчиненного рациональным, доступным по­знанию, законам. Она имеет дело с закономерностями, кото­рые можно обнаружить и просчитать. Она объясняет подобные явления с точки зрения причинно-следственных связей: про­шлое рассматривается как причина, или объяснение, настоя­щего, будущее предопределено настоящим (но само не может влиять на настоящее).

Следовательно, вселенная вполне предсказуема, так как все­гда можно найти соответствующее объяснение любому явле­нию. Существует единая рациональность, способная объяснить весь мир.

«Научный» подход Ньютона оправдывает себя в том, что ка­сается объяснений и предсказаний в видимом, физическом мире. Многие годы считалось, что его картина мира точно от­ражала устройство реальности и применима как к физическо­му, так и к психологическому миру. Она сформировала наши общие представления.

Однако сегодня мы приходим к пониманию ограниченнос­ти такой картины мира. Границы обнаруживаются не только в таких областях как психология, но и в самом физическом мире.

Ньютонианская физика имеет дело с телами «нормальной» величины, движущимися с «нормальной» скоростью, — с «на­блюдаемым и ощутимым миром». Последующие открытия по­казали, что на бесконечно малые тела или бесконечно большие скорости ньютонианская физика не распространяется. Точно так же и в генетике положения Ньютона обнаружили свою не­состоятельность. В подобной ситуации на смену законосооб­разности и предсказуемости приходит вероятность. Оказыва­ется, в логике причинно-следственных связей не так просто предсказать будущее. Для высоких скоростей в открытом кос­мосе наши привычные представления о времени и простран­стве становятся неадекватными. Для объяснения этих явлений на место ньютонианской приходит физика Эйнштейна. При­ходится обращаться к иной картине мира.

В своей книге «Пространство Эйнштейна и небо Ван Гога» Лоуренс Лешан и Генри Маргено, первый — физик, второй — пси­холог, показали, что традиционное, «научное» мировоззрение не оправдывает себя и в искусстве, психологии, духовной сфе­ре (1). Здесь действуют совершенно иные движущие силы, и мы должны обращаться к другим способам познания мира. Напри­мер, люди способны проектировать будущее и строить свое по­ведение в соответствии с предполагаемыми последствиями. А это значит, настоящее определяется будущим, то есть принцип причинно-следственной связи весьма ограничен, поскольку не учитывает целевого характера поведения человека. Рациональ­ные, механистические «законы» уже не могут применяться бе­зоговорочно, мы должны обращаться к иным способам описа­ния реальности.

В области психологии границы традиционной науки удач­но подмечены в «первом законе психологии животных»:

 

«Если взять животное с известной, стабильной генетической осно­вой, вырастить его под строгим контролем в лабораторной обстановке и вводить в него точные дозы стимулятора, животное поведет себя, как ему взбредет в голову» (2).

 

Лешан и Маргено поясняют и развивают дальше идеи, ко­торые философами науки уже обсуждаются в течение некото­рого времени. Представления о реальности в каждой культуре и эпохе суть не что иное, как способы конструирования этой реальности. То есть реальность определяется моделями, пара­дигмами. В одних случаях они могут «срабатывать», объясняя какие-то ситуации и влияя на них, в других окажутся неадек­ватными.

Парадигмы — это картины мира, сформированные на основе конкретных потребностей и представлений, а пото­му они неполны.

Парадигмы определяют наш подход не только к физичес­кому, но и к социальному, психологическому и философскому миру. Они дают нам линзы, через которые мы смотрим на явле­ния. Они указывают пути решения проблем. Они формируют наше «знание» о возможном и невозможном. Парадигмы фор­мируют то, что мы называем здравым смыслом; все, что выхо­дит за рамки парадигмы, кажется нам абсурдным.

Парадигмы являются особым способом конструирования реальности, и «карательное правосудие» есть лишь одна из та­ких конструкций. Карательная парадигма правосудия — это один из способов представления реальности, который задает вполне определенный подход к проблемам и выбору соответ­ствующих решений. Она является нашим «здравым смыслом».

Но это — всего лишь парадигма. Как все парадигмы, она обладает сильными сторонами. Как все парадигмы, она в то же время ловушка.

Кристи подметил важность парадигм в формировании на­ших ожиданий:

 

«Воин вооружается мечом, любовник — цветами. Они снаряжены в соответствии с тем, что их ждет, и их снаряжение только увеличивает ве­роятность того, что ожидаемое сбудется».

 

Так и с институтом уголовного правосудия (3).

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 435. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия