Общинное правосудие
История Западного мира отличается большим разнообразием социальных структур и обычаев. Не удивительно, что порядок отправления правосудия мог быть разным в зависимости от эпохи и места. И тем не менее, существовало много общего в понимании преступления и правосудия. В какой-то мере общность во взглядах объяснялась общими культурными корнями. Средневековое мировоззрение было отчасти основано на традициях греко-римской и германской культур. Схожесть опыта и нужд тоже вели к общности в взглядах. До Нового времени преступление рассматривалось, в первую очередь, в контексте межличностных взаимоотношений. Под преступлением чаще всего понимали нанесение вреда или конфликт между двумя людьми. Как и в «гражданских» делах, наибольшее внимание уделялось причиненному вреду, а не нарушению закона или абстрактного социального и нравственного порядка. В случае нанесения вреда возникали обязательства по возмещению ущерба — последнее и было наиболее распространенным способом восстановления справедливости. Междоусобицы были лишь одной из форм разрешения конфликтов наряду с переговорами, возмещением ущерба и примирением. Существенную роль в этом процессе играли жертвы и преступники, а также родственники и община. Так как преступление порождало обязательства, типичным исходом судебного процесса было урегулирование конфликта в той или иной форме. Даже если речь шла о преступлениях против личности, распространенным решением было возмещение ущерба. Законы и обычаи часто определяли размер соответствующих компенсаций за урон, нанесенный имуществу или человеку. Они включали особые статьи, соотносившие степень нанесенного увечья с размером материального возмещения. Наша нынешняя концепция виновности и наказания, возможно, отражает тот же принцип эквивалентности, только видоизмененный (или извращенный?). Греческое «pune» означает выдачу денег для покрытия нанесенного ущерба и, видимо, лежит в основе английского слова «punishment» (наказание). Также, английское «guilt» (виновность) может происходить от англосаксонского слова «geldan», которое, как и германское слово «Geld», означает выплату Преступник и жертва (или в случае убийства представитель жертвы) разрешали большинство конфликтов — в том числе и те, которые мы относим к категории преступлений — за пределами зала суда. Они осуществляли примирение в рамках собственной семьи и общины. Ведущую роль в переговорах и урегулировании конфликтов часто играли церковные и общинные старейшины, они отвечали и за запись достигнутых соглашений. Отправление правосудия зижделось, в первую очередь, на посредничестве и переговорах, а не на применении законов и навязывании решений. Отражая подобное понимание роли Церкви, один старейшина Французской Реформаторской церкви в 1681 году сказал, что Церковь должна «усердно трудиться над примирением всякой ссоры, известной членам консистории» (3). Подобные ссоры включали и такие нарушения, которые мы могли бы назвать преступлениями. Так, старейшины приняли решение составить список всех конфликтов с тем, чтобы побудить ссорящихся примириться; тем же, кто не соглашался, отказывали в причастии. Французские «акты о примирении» представляли собой такие соглашения, регистрируемые у нотариуса (4). Более адекватно подобный подход к разрешению конфликтов следовало бы обозначить понятием «общинное правосудие», а не «частное». Правосудие было частным только в том смысле, что не было государственным. И нанесенный вред, и следующий за ним процесс «правосудия» не выходили за рамки общины, совершенное зло рассматривалось в контексте общинной жизни. Причиненный одному из ее членов вред тем самым наносился семье и общине. И семья, и община были вовлечены в разрешение конфликта и играли в этом первостепенную роль. Они могли принудить к соглашению или выступить в роли посредников и арбитров. Членов общины можно было привлечь в качестве свидетелей или даже помощников в составлении соглашений. Общинное правосудие обычно совершалось вне зала суда, отдавая предпочтение переговорам, которые чаще всего заканчивались установлением компенсаций. Но были еще две альтернативы. К ним обращались только в крайних случаях с тем, чтобы заставить стороны начать переговоры, либо после провала переговоров. Таким образом, оба способа использовались лишь в том случае, когда общинное правосудие не срабатывало, хотя успешное функционирование последнего, возможно, как раз и обеспечивалось наличием этих альтернатив.
|