Примирение Жертв и Преступников: экспериментальная площадка
28-го мая 1974 года два юноши из Элмиры (Онтарио), признали себя виновными в актах вандализма, совершенных на территории двадцати двух частных владений (1). Тогда никто не мог предположить, что их дело ляжет в основу движения международного масштаба. За несколько дней до суда группа христиан встретилась для обсуждения того, как христианам следует реагировать на магазинные кражи. О деле двух молодых людей тогда много писали, упоминалось о нем и в этом разговоре. Участвовал в этом разговоре и Марк Йантци, представитель службы пробации, ответственный за подготовку для суда материалов по этому делу. «А как было бы хорошо, если бы преступники могли встретиться с пострадавшими», — мечтательно сказал он. Но понимая, что это утопия, Марк не стал развивать свою мысль. Но Дейв Уорт, координатор Добровольной Службы Меннонитского Центрального Комитета в Китченере (Онтарио), ухватился за эту идею. Считая существующую судебную процедуру неудовлетворительной и размышляя о том, как бы сделать миротворчество частью судебного процесса, он откликнулся: «Я готов попытать счастье». Марк, тоже меннонит, уже некоторое время работал в службе пробации, получив это место благодаря договору о сотрудничестве этой службы с Меннонитским Центральным Комитетом. Задача Марка состояла в поиске альтернатив, ориентированных на общину. Он был открыт к новым идеям, но испытывал некоторые сомнения. «Следует ли мне рисковать своей репутацией, предлагая переговоры между пострадавшими и преступниками, при том, что эти переговоры не имеют под собой никакой юридической почвы?» И все-таки Марк решился и предложил судье устроить встречу преступников с жертвами с последующим возмещением ущерба. Судья ответил, как и следовало ожидать: «Это невозможно». Однако, к удивлению Марка и Дейва, когда подошел срок вынесения приговора, судья распорядился устроить встречу между преступниками и пострадавшими для решения вопроса о возмещении ущерба. В сопровождении сотрудников службы пробации или добровольцев-координаторов юноши посетили дома почти всех жертв, за исключением двоих, которые переехали на новое место жительства. Был урегулирован вопрос о размере возмещения, и в течение нескольких месяцев состоялась выплата. Так в Канаде зародилось движение Примирения Жертв и Преступников. В США это движение возникло в связи с проектом, разработанным в 1977—1978 гг. в Элкхарте, штат Индиана. В деле Элмиры подход был примитивным. «Мы были достаточно бестактны, — вспоминает Марк. — Мы подходили к двери, они (юноши) стучались. Мы отступали в сторону, держа наготове свои блокноты». К счастью, с тех пор подход был значительно усовершенствован. Развивалась и сама философия, лежащая в основе Программы по Примирению Жертв и Преступников (the Victim Offender Reconciliation Program — далее в тексте VORP). В настоящее время при значительном разнообразии подходов и наименований подобных программ — в Соединенных Штатах таких программ насчитывается в общей сложности около ста — все они в качестве ведущего элемента примирительной технологии используют посредничество (mediation) (2). Несколько десятков таких программ применяется в Канаде. Сходные программы существуют в Англии, а также в нескольких странах континентальной Европы, включая Германию, Францию, Финляндию и Голландию (3). Не все они восходят корнями к VORP, но около 60% программ, известных в Соединенных Штатах, безусловно связаны с традицией VORP. В совокупности эти программы представляют собой широкую экспериментальную основу для подхода, который пытается включить в тело уголовного правосудия элементы примирения и возмещения ущерба. Зарождается и множество программ по разрешению конфликтов, часть которых касается дел, потенциально или реально имеющих уголовный характер. Такие программы стали дополнительным полем для поисков.
Идея программы VORP
В той «классической» форме, в какой VORP зародилась в Китченере, Онтарио, и в Элкхарте, штат Индиана, она представляет собой независимую организацию, действующую вне уголовно-правовой системы, но тесно сотрудничающую с этой системой (4). Деятельность VORP заключается в организации встреч между пострадавшим и преступником «лицом к лицу» по делам, поступившим в ведение уголовного суда, и лишь в тех случаях, когда обвиняемый признал факт совершенного им правонарушения*. В ходе этих встреч акцент ставится на трех элементах: фактах, чувствах и соглашениях. Подготовка и проведение встречи находится в руках специального посредника (ведущего); желательно, чтобы это был доброволец из местной общины. Ведущие встреч, или посредники, представляя нейтральную сторону, играют очень важную роль в этом процессе. При подготовке будущих ведущих их учат не навязывать собственное видение проблемы или свои решения. Ход встречи предполагает наличие особого плана, и тем не менее, именно участникам, а не ведущим встречи, предоставляется решающее слово. Обеим сторонам предлагается высказать собственную версию и уточнить у своего визави, что же все-таки, по его мнению, произошло. Далее, они обсуждают значение и последствия случившегося. После этого стороны вместе решают, что в связи с этим следует предпринять. Приняв совместное решение, они подписывают соглашение. Часто содержанием такого соглашения становится решение о материальном возмещении ущерба. Но это не единственная возможность. Иногда преступники соглашаются поработать на пострадавших. Случается, что пострадавшие просят, чтобы преступники отработали на пользу общины, тогда подписывается контракт с общиной. Или же они могут сойтись на соглашении об особо оговоренных правилах общения. В том случае, если проступок касался людей, которые были прежде знакомы, такое соглашение может уточнить, как они должны вести себя в будущем по отношению друг к другу. Такие встречи могут стать значимым опытом в жизни обеих сторон. Пострадавшие получают уникальную возможность получить всю информацию, задать волнующие их вопросы. Они могут выразить свои чувства, дать понять преступнику, чем стало для них это преступление, но так же и попытаться понять, что оно значит для того, кто его совершил. Поскольку жертвы встречаются с виновниками случившегося непосредственно, господствующие в их сознании стереотипы пересматриваются, а страх уменьшается. У пострадавших появляется возможность не только получить компенсацию, но и принять непосредственное участие в решении о характере такой компенсации. Таким образом, VORP создает условия для проявления чувств, обмена информацией и возмещения ущерба, возвращая при этом жертвам преступления чувство уверенности и ощущения контроля над ситуацией. Преступники получают возможность увидеть в своих жертвах реальных людей. Они узнают о последствиях своего преступления из первых рук, что приводит к новому взгляду на прежние стереотипы и попытки самооправдания. В такой ситуации они вынуждены принять ответственность за свои поступки. Они имеют возможность подвести нечто вроде эмоционального итога всему случившемуся, восстановив справедливость конкретными делами, а также, если будут к этому готовы, выразив свое раскаяние и прося прощение. Поскольку преступники выступают здесь как подлинные участники, а не сторонние наблюдатели, они так же, как потерпевшие, могут обрести опыт управления собственной жизнью и чувства уверенности. Встречи между жертвами и преступниками, организуемые для обсуждения преступления и приемлемых решений, стоят в центре VORP, но важная работа проводится и до, и после таких встреч. Первым делом ведущие встречаются по отдельности с каждой из сторон. Это позволяет преступникам и пострадавшим высказать свои чувства и потребности, а также решить, желают ли они участвовать во встрече. Если они изъявляют такое желание, организаторы устраивают встречу. По окончании встречи остается утрясти некоторые формальности. Одному из штатных сотрудников Программы поручается проконтролировать процедуру подписания договора, удостовериться в его исполнении, а также принять необходимые меры в случае неисполнения. Некоторые из программ предусматривают организацию заключительных встреч с целью подведения итогов после того, как соглашение выполнено. В большинстве случаев дела направляются в VORP судами, хотя бывают исключения: иногда дела передаются в VORP полицией; порой инициатива исходит от жертв или преступников; в VORP могут поступать дела, от ведения которых отказалась прокуратура. Но в классических случаях в Соединенных Штатах сами суды отсылают преступников и пострадавших к этой Программе, и соглашения, достигнутые в результате действий VORP, полностью или частично ложатся в основу приговоров. По делам, которые направлены в VORP судом, преступники часто осуждаются условно и состоят под надзором до тех пор, пока не будут выполнены условия соглашения. В Соединенных Штатах и Канаде большинство дел, попавших в ведение VORP, были делами об ограблении*. Метод, используемый в рамках VORP, адекватен для разрешения дел об ограблениях. «Система» часто относит ограбление к разряду второстепенных преступлений, тогда как в глазах пострадавших это посягательство на их личность. Встреча позволяет дать выход чувствам, понять, что произошло, увидеть конкретного человека. (Почему именно мой дом? А что, если бы я был дома? Что случилось с вещами, которые имели особую ценность из-за воспоминаний, связанных с ними?) Часто в ходе таких встреч страх уменьшается, стереотипы пересматриваются. Так как речь идет о материальных убытках, обсуждение способов возмещения становится конкретной целью встречи. Но VORP берется не только за дела, касающиеся частной собственности. Уже начали работу программы, имеющие дело с насильственными преступлениями (5). Одна такая программа, действующая в Виннипеге, в провинции Манитоба, сосредоточивает свое внимание в первую очередь на делах о нападении", несколько других программ тщательно работают со случаями серьезных актов насилия, включая убийства. Изучая Британские программы, мы пришли к выводу, что тяжесть преступления не является главным фактором успешности решения дела с помощью VORP.
|