Студопедия — Карательная альтернатива
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Карательная альтернатива






 

Одной из указанных альтернатив была кровная месть. По очевидным причинам к этому способу прибегали реже, чем принято думать. Месть опасна. Она часто вела к ответному на­силию и кровавым междоусобицам. В обществе, состоящем из небольших, тесно связанных между собой общин, поддержа­ние добрососедских отношений имело жизненно важное зна­чение. В этих условиях переговоры и компенсации имели куда больше смысла, чем насилие.

Угроза кровной мести существовала всегда, но реально она ограничивалась; ее роль и значение далеко отличны от того, как мы это себе представляем.

Одной из форм ограничения кровной мести, форм, кото­рая только подчеркивает значение переговоров для правосу­дия, были святилища (5). На протяжении всего средневекового периода и вплоть до Французской революции в Западной Ев­ропе можно было найти множество безопасных мест, непод­властных никаким внешним законам и правителям. Люди, об­виненные в преступлении, всегда могли укрыться в этих мес­тах, спасаясь от мести или властей. Многие из этих мест не предназначались для долгосрочного пребывания, но служи­ли безопасными приютами, в которых можно было переждать, пока затихнут страсти и переговоры приведут к положитель­ным результатам. В некоторых из этих святилищ определя­лись сроки, в течение которых обвиняемые могли оставаться в их стенах. Но в самом святилище преступник всегда нахо­дился в безопасности.

Датский криминолог Герман Бианки высказал предполо­жение о другом возможном назначении этих святилищ. Вме­сте со своими коллегами он обнаружил, что христиане, совер­шающие покаянные паломничества, часто останавливались в таких святилищах. Эти паломники, похоже, совершали палом­ничества в качестве покаяния за совершенные преступления. Это указывает на то, что покаяние и компенсация были соот­ветствующими санкциями в ответ на определенные категории преступлений.

Оказавшись недавно в Англии, в городе Винчестере, я об­наружил «Дом Богородицы». Это здание, в котором теперь раз­мещается магазин одежды, представляет собой бывшее Помес­тье Богородицы, переданное церкви королевой Эммой в 1052 году. Поместью было предоставлено право полного самоуправ­ления, включая и право «изгнания всех представителей госу­дарственной власти за пределы поместья». Сохранившиеся в по­местье архивы суда указывают на то, что оно служило святили­щем для преступников вплоть до XVT века, когда было распу­щено Генрихом VIII.

В записях суда упоминается, что были случаи, когда за пре­ступниками приходили и арестовывали их в стенах святилища. Но из этих же записей выясняется, что такие действия рассмат­ривались как надругательство над святилищем. Устав Винчес­тера ХШ века гласит, что человек не может быть одновременно членом городской общины и поместья, в ином случае ему при­дется выплатить штраф. Знаменательно, что исключение дела­ется только для преступников, оказавшихся в стенах поместья. Оба эти факта свидетельствуют о роли поместья как убежища для преступников.

Кровная месть была также ограничена разными законами и обычаями. Так, например, в средневековой Европе междоусоб­ная война считалась незаконной в случае, если предваритель­но не предпринималась попытка провести переговоры. Широ­ко известное изречение Ветхого Завета «око за око» способство­вало ограничению кровной мести на протяжении почти всей истории Западной Европы.

«Око за око» могло, конечно же, пониматься дословно, и такая месть была бы очень жестокой. Однако в обществе, не подчиняющемся официальным законам и правовым проце­дурам, подобное правило было не руководством к действию, а ограничением насилия: «Вы можете сделать ровно столько, но не больше этого». Ответный шаг должен был быть пропорци­онален причиненному вреду, а не усугублять существующий конфликт.

Больше того, люди часто понимали это как формулу для определения размера компенсации: «стоимость одного глаза за стоимость одного глаза». Урегулирование конфликтов при по­ по­мощи денежных соглашений было частым явлением в нашей истории, даже в случае серьезных увечий. Подобные правила задавали принципы определения компенсации.

Даже когда выражение «око за око» понималось буквально, оно все же рассматривалось как формула компенсации. Когда в обществе, организованном по принципу общины, кто-то уми­рает или получает увечье, равновесие между племенами, кла­нами и другими группами нарушается. Это равновесие может быть сохранено путем восстановления численного баланса меж­ду племенами. Насилие, выраженное в этой формуле, было на­целено как на восстановление равновесия сил, так и на строго отмеренную месть.

В те времена, как и в наши дни, жертвы нуждались в мо­ральной реабилитации. Им необходимо было общественное признание того факта, что им причинен вред, а также публич­ное признание преступниками своей ответственности. Компен­сация становилась одним из способов осуществления подобной реабилитации, но некой моральной компенсацией могло стать и возмездие. Иногда угроза возмездия побуждала преступников публично признать свою ответственность.

Угроза возмездия, бесспорно, существовала, но она могла быть средством в той же мере, что и целью. Больше того, смысл и функция возмездия часто отражали философию компенса­ции. Вся система основывалась, в первую очередь, на необхо­димости компенсации пострадавшим и восстановления взаи­моотношений. Обычно это вело к переговорам, результа­том которых должно было стать признание преступником его ответственности и обязательств.

На протяжении почти всей нашей истории встречались ис­ключения из этого идеала компенсационного правосудия, зат­рагивавшие некоторые категории преступлений. В ранних те­ократических обществах были преступления, которые квали­фицировалось как религиозные, и по отношению к ним при­бегали к особым, «исключительным» мерам. Например, неко­торые виды сексуальных преступлений считались особо непри­емлемыми, так как оскорбляли Божество. Они вызывали коллективное чувство вины. Чтобы продемонстрировать порица­ние такого поведения, а также чтобы вина не пала на всю об­щину, совершались особые символические ритуалы очищения. Но нарушений такого рода было немного, все они были четко определены законом и обычаями, и соответствующие им нака­зания не становились нормой для большинства «уголовных» преступлений.

На заре современной эпохи в Европе лишь небольшое чис­ло преступлений рассматривалось как покушение на нравствен­ный и политический порядок, и по отношению к ним требова­лись специальные насильственные меры. Это было колдовство, кровосмешение, гомосексуализм и некоторые виды особо жес­токих убийств.

 

Судебная альтернатива

 

Кровная месть была лишь одной из альтернатив примири­тельному правосудию. Другой альтернативой было обращение в суд. Однако, как и к мести, к этой мере прибегали в самую последнюю очередь, когда переговоры оказывались несостоя­тельными или закон и обычай требовали решения дела в судеб­ном порядке. Эта альтернатива существовала для того, чтобы внушать страх, подталкивая тем самым конфликтующих к ре­шению дела через переговоры. Для современного мышления непонятно, почему члены того общества с такой неохотой об­ращались к официальным механизмам суда.

На протяжении Средних веков в Западной континенталь­ной Европе существовал ряд «официальных» судов. Некоторые из них были государственными или королевскими, другие под­чинялись церковным, городским и феодальным властям. Од­нако даже государственные суды были склонны рассматривать дела, сообразуясь с принципами общинного правосудия.

Средневековые суды были «обвинительными» по своему ха­рактеру. За исключением небольшой категории преступлений (например, покушений на коронованную особу), даже королев­ские суды были не в праве начать следствие по делу без запроса со стороны жертвы или ее семьи. Без реального обвинителя не могло быть и дела. Не было ни поста прокурора, ни правового обоснования для независимого преследования со стороны го­сударства, за исключением случаев, когда пострадавшей сто­роной оказывалась королевская особа.

Если же кто-то подавал жалобу, роль суда состояла в том, чтобы обеспечить сотрудничество между обеими сторонами, по возможности уравновесить соотношение сил и урегулировать конфликт. Таким образом, суды служили чем-то вроде третейс­кого суда. Если вовлеченные стороны приходили к полюбов­ному соглашению, они имели право в любой момент закрыть дело. Без согласия обвинителя государство не имело права про­должать преследование. Вся инициатива была в руках непос­редственных участников конфликта.

Обычно люди обращались к судам с тем, чтобы заставить дру­гую сторону принять на себя ответственность за преступление и прийти к общему решению. Предпочтение, вплоть до Нового времени отдаваемое внесудебным формам общинного «право­судия», было известным явлением. Это нежелание прибегать к судебной альтернативе объяснялось рядом причин. Во-первых, наилучшим путем разрешения конфликта считались перегово­ры. Но существенным фактором было и противостояние мест­ных властей центральным. Еще одной причиной были судеб­ные издержки. А кроме того, средневековые суды подвергали риску обе стороны. Если обвинителю не удавалось убедить суд в своей правоте, к нему могли применить наказание, предназна­ченное для обвиняемого. Прежде чем представить дело в суд, об­винитель должен был быть абсолютно уверен в беспроигрышности своего дела. И наконец, королевские суды в качестве наказа­ния часто налагали штраф. А поскольку деньги поступали в соб­ственность казны, пострадавший от этого ничего не выигрывал.

Таким образом, обвинительная модель, отраженная в су­дебной структуре и процедуре разбирательства дел, действова­ла на фоне общинного способа разрешения конфликтов, при котором, в свою очередь, особое внимание уделялось компен­сациям и инициативе непосредственных участников дела. Су­ществование обвинительных судов только усиливало значение общинного правосудия.

 

Оценка исторических форм правосудия

 

Правосудие, существовавшее до нынешней эпохи, традици­онно рисуется как мстительное и варварское в противовес бо­лее рациональному и гуманному подходу современного право­судия. Совершенно очевидно, что эта картина слишком при­митивна и мрачна. Однако не стоит предаваться ностальгии по ушедшему золотому веку: общинное правосудие имело и серь­езные недостатки. Методы установления виновности в спор­ных делах были произвольными, неточными и не предоставля­ли никаких гарантий. Наиболее успешно эта форма правосу­дия действовала среди равных; когда же преступники находи­лись в подчиненном положении, правосудие могло быть субъек­тивным и жестоким.

Общинное правосудие возлагало тяжелое бремя и на плечи пострадавших, так как следствие но делу полностью зависело от их инициативы и, возможно, денежных средств. Что же ка­сается наказаний за особо тяжкие преступления, то они могли быть поистине варварскими.

И тем не менее, урегулирование конфликтов путем перего­воров и компенсаций, конституирующих общинное правосу­дие, являет собой альтернативное понимание существа преступ­ления и правосудия — вот что имеет значение. Традиционные теории правосудия признавали, что вред наносится определен­ным людям, что вовлеченные лица должны стоять в центре раз­решения конфликта и что возмещение ущерба играет перво­очередную роль. Общинное правосудие ставило на первое мес­то поддержание добрых отношений, примирение. Тем самым, форма общинного правосудия гораздо точнее отражала подлин­ное положение вещей при преступлении, чем наша «просве­щенная» парадигма.

Традиционное правосудие часто характеризуют как право­судие возмездия. Однако наказание было лишь одним из мно­гих возможных вариантов решения дела и часто воспринима­лось как неудача, отступление от идеала. Общинное правосу­дие предлагало куда более широкий спектр решений, нежели современная карательная парадигма. Во всяком случае стоит пересмотреть наши взгляды на традиционное правосудие и отрефлектировать его возможности как относительно возмездия, так и примирения.

 

Революция права

 

В средневековой Европе не существовало системы уголов­ного права в той форме, как мы его себе представляем сегодня. Не было писаных кодексов, квалифицирующих определенные действия как преступления и предписывающих соответствую­щие наказания. Дела обычно велись непрофессионалами. По­литические и судебные власти выступали в определенной им роли, но она была достаточно ограниченной. Существовало не­сколько видов судов, однако они руководствовались, в основ­ном, положениями общинного правосудия. К судам прибегали крайне неохотно.

В одиннадцатом и двенадцатом веках начались, однако, не­которые изменения, которые заложили основу абсолютно но­вому подходу к преступлению и правосудию. Потребовались века, прежде чем эти изменения достигли зрелости, тем более, что они были встречены яростным сопротивлением со сторо­ны многих. Лишь в девятнадцатом веке новая модель правосу­дия одержала окончательную победу. Однако эта метаморфоза — столь затянувшаяся и часто игнорируемая историками — стала тем, что историк права Гарольд Д. Берман обозначил как «революцию права» (6).

Политические власти предшествующих эпох были вынуж­дены создавать «законы», опираясь на понятия и практику ме­стных обычаев. В период позднего средневековья они заяви­ли свое право на создание новых и отмену старых законов: и обычаи стали вытесняться официальными, писаными кодек­сами, вобравшими в себя новые принципы. К восемнадцато­му и девятнадцатому векам были разработаны специальные своды кодифицированного права, затрагивавшие особую ка­тегорию конфликтов и видов причинения вреда, определяе­мых как преступления.

Новые аргументы и процедуры открыли государству воз­можность большего вмешательства и инициативы по опреде­ленным категориям дел. На европейском континенте появи­лись прокуроры, представляющие интересы государства. В Англии мировые судьи, будучи ограниченными в полномо­чиях, тем не менее действовали от имени государства. Для не­которой категории дел суды постепенно сменили роль пас­сивных посредников на более активную: они взяли в свои руки инициативу по возбуждению дела и по собиранию доказа­тельств.

В континентальной Европе стиль работы судов сменился с обвинительного на следственный. Теперь суды взяли на себя ответственность за вынесение обвинений, собирание фактов, определение исхода дела, при этом информация часто держа­лась в секрете. В Англии обвинительная модель продержалась дольше, благодаря роли присяжных и сохранению частной фор­мы иска. Но и здесь представители государства заняли место граждан в ведении «уголовных» дел*.

Характер приговоров по таким делам начал претерпевать изменения — предпочтение стало отдаваться не примирению, а наказанию. Штрафы, поступающие в государственную казну, заменили возмещение ущерба пострадавшим. Пытки стали ис­пользоваться не только в качестве наказаний, но и как судеб­ный метод добывания показаний. Доля участия пострадавшего постепенно уменьшалась.

Изменения эти произошли не вдруг, не в один день госу­дарство захватило судебные полномочия, представители го­сударства внедрялись в обвинительный процесс постепенно. Так, взяв на себя функцию расследования, государство, в кон­це концов, стало обвинителем. К 1498 году французский за­кон установил, что король или королевский прокурор явля­ются стороной во всех делах. Начав с претензии на участие в делах, государство, в конце концов, потребовало и полного главенства.

Государственные юристы прибегали ко множеству юриди­ческих приемов и аргументов — новых и старых — чтобы оп­равдать вмешательство государства. В обвинительном процес­се дела обычно возбуждались жертвой или ее родственника­ми. Только для особых случаев некоторые законодательства оставляли место для «чрезвычайного» преследования со сто­роны суда или государства. Гак, например, во Франции четыр­надцатого века принятие судом дела к рассмотрению предпо­лагало наличие разного рода оснований. Обычно таким осно­ванием было предъявление иска обвинителем. Однако в слу­чаях очевидности правонарушения (если преступник захвачен с поличным) или наличия «гласа народа» (когда и преступле­ние, и преступник были широко известны общественности), суд мог вмешаться при отсутствии конкретного обвинителя. Законом было предусмотрено и возбуждение дела по доносу. В подобных ситуациях существовали и реальные обвинители (жертвы), но они оставались в тени, играя лишь незначитель­ную роль. Как это часто бывает, меры, которые первоначаль­но предназначались для чрезвычайных случаев, постепенно стали применяться повседневно (7).

Введение таких правовых мер подкреплялось еще и новой концепцией. Корона стала претендовать на роль миротворца. От такого заявления был лишь один шаг до утверждения, что, если нарушается порядок, жертвой оказывается государство. Неудивительно, что в таком процессе роль и нужды реальных жертв были забыты.

 

Роль канонического права

 

Вполне закономерно, что развитие новой централизован­ной правовой системы происходило в условиях ожесточенной борьбы за власть. Борьба за господство велась как внутри рели­гиозных и мирских структур, так и между ними. Это в значи­тельной мере отразилось на том, как отправлялось правосудие. Развитие канонического права — закона Католической Церк­ви — сыграло в этой борьбе ключевую роль.

На протяжении первых веков христианства Церковь была децентрализована. Постепенно появилось несколько соперни­чающих центров, каждый из которых претендовал на опреде­ленное влияние. В результате в лоне церкви возникли пробле­мы внутренней дисциплины. Первоочередной задачей папства на протяжении Средних веков было укрепление его авторитета в Церкви. Одновременно папство было вовлечено в борьбу за власть, претендуя на статус равный или превосходящий статус светских правителей.

Как раз к этому времени начали складываться централизо­ванные государства с теми же претензиями. Они тоже нужда­лись в укреплении власти в пределах своих владений, стремясь подчинить себе и другие центры влияния, включая Церковь. Таким образом, и религиозные, и светские правители одновре­менно искали новые обоснования и средства укрепления сво­ей власти. Законы позднего периода Римской империи стали как раз таким инструментом, во-первых, для Церкви, и во-вторых, для государства.

На протяжении республиканской эпохи римской истории преступление оставалось, в первую очередь, делом общины или частных лиц, государство пользовалось лишь ограниченными правами. С возникновением империи, однако, были разработа­ны законы, которые признавали и расширяли роль государства в законодательной деятельности и отправлении правосудия.

После VI века эти законы были большей частью утеряны, хотя и не полностью забыты. Обнаружение в конце одиннадца­того века рукописей законодательства Юстиниана* вряд ли сто­ит считать случайным **. Сторонники Папы Римского, да и свет­ские власти, видимо, в течение какого-то времени пытались найти нечто подобное. Римское право, заново открытое в один­надцатом веке, стало фундаментом канонического права, став­шего основой церковного порядка. Позже его положения были адаптированы и светскими властями всей континентальной За­падной Европы, а также оказали некоторое влияниена англий­скую правовую систему.

Проанализировав законодательство Юстиниана и его пос­ледующую адаптацию, Берман отмечает, что оно радикально отличалось от обычного права, представляло собой самостоя­тельный правовой массив, который в средние века был унасле­дован от далекой по времени и культуре цивилизации и при­внес новые существенные элементы в европейскую правовую систему.

Кодекс Юстиниана был тщательно отрегулированной, ра­циональной, то есть основанной на строгой логике и фунда­ментальных принципах, систематизацией правового материа­ла римского права. Не опираясь на местные обычаи и истори­ческие предания, он стоял особняком. Поэтому он предостав­лял центральной власти полную свободу в создании новых и отмене старых «законов», тем самым обеспечивая власть «пра­вомочной» основой для вмешательства в любые дела. Отчасти привлекательность римского права для центральных властей заключалась как раз в той чрезвычайно важной роли, которую оно им предназначало.

Итак, римское право было представлено писаным законом, основанным на принципах, свободных от местных традиций. Оно было снабжено методом сопоставления норм и разработ­ки новых законов (т.е. схоластикой)*. В результате появилась реальная возможность не только систематизации и распрост­ранения римского права, но и его изучения и преподавания независимо от государственных границ. Универсальный харак­тер римского права позволяет объяснить его притягательность и почти мгновенное распространение в большей части запад­ноевропейских университетов.

На основе римского права Церковь создала сложную систе­му канонического права — первую современную правовую си­стему. Это было революционное преобразование. Каноничес­кое право снабдило папство серьезным оружием в борьбе за гос­подство как внутри Церкви, так и во взаимоотношениях со свет­скими политическими властями.

Предоставив центральной власти право на самостоятельное уголовное преследование, каноническое право создало основу как для борьбы с ересью, так и со злоупотреблениями в среде духовенства. Крайним выражением этого нового подхода стала Инквизиция, которая позволила представителям папства охо­титься на еретиков и посредством пыток извлекать показания и сводить счеты.

Частное лицо уже не рассматривалось как главная жертва. При Инквизиции жертвой оказался весь моральный порядок, а центральные власти были его защитниками. Совершенное зло более не было вредом, который следует загладить. Оно стало грехом.

Итак, каноническое право знаменовало не просто введение систематизированного, формального закона и возросшую роль центральных властей. Оно изменило всю концепцию преступле­ния и правосудия: правосудие свелось к выполнению правил, установлению виновности и определению наказания. В ран­нюю эпоху христианства акцент ставился на прощении обид, на необходимости примирения и искупления (8). Каноническое право и параллельно сформировавшееся богословие стали оп­ределять преступление как зло, направленное против мораль­ного или метафизического порядка. Преступление стало гре­хом, причем не только против человека, но против Бога, и именно Церковь несла ответственность за очищение мира от этого греха. От этого был только один шаг до утверждения, что общественный порядок являет собой воплощение Божь­ей воли и что преступление — грех против этого порядка; Цер­ковь же (а позже и государство) должны обеспечивать этот порядок. Не удивительно, что акцент сместился с примире­ния между вовлеченными сторонами на наказание, выноси­мое центральными властями (9).

Каноническое право и сопутствующее ему богословие фор­мализовали понятия свободной воли и личной ответственнос­ти, что, в свою очередь, создало условия для рационального обоснования наказаний. Тюремное заключение стало наказа­нием для своенравных монахов и в восемнадцатом и девятнад­цатом веках получило довольно широкое распространение.

Каноническое право породило новые важные принципы. Они были приняты и приспособлены к местным условиям политическими властями и служили образцом для светской пра­вовой системы от Англии до Польши и Венгрии.

Тем не менее роль канонического права в формировании европейского права никак не может служить исчерпывающим объяснением причин и оснований формирования современ­ной концепции правосудия в его карательной, ориентирован­ной на государство форме. Англия, к примеру, подверглась го­раздо меньшему влиянию канонического права, чем Европей­ский континент, инквизиционная система там не сложилась, однако государственная уголовная юстиция возникла в Англии параллельно с остальной Европой. Учитывая тенденции обще­ственного развития и потребности зарождающихся нацио­нальных государств, правосудие вполне могло сформировать­ся подобным образом и без влияния канонического права. Од­нако воплощенный в нем адаптированный образец римского права был использован политическими властями для разработ­ки важных концепций и техник, способствующих укреплению их позиций.

Во всем этом не совсем ясна роль христианского богосло­вия. Некоторые историки утверждают, что именно богословс­кие концепции вины и моральной ответственности легли в ос­нову новых подходов к пониманию преступления, правосудия и власти, которые государство в конечном счете воплотило. Другие доказывали, что складывание нынешней концепции правосудия детерминировалось политическими нуждами за­рождающихся национальных государств или социально-эконо­мическими процессами. Богословие же просто шло в русле этих процессов, оправдывая эти новые формы. И все-таки связь меж­ду богословием и изменениями в сфере юстиции очевидна.

 

Победа государственного правосудия

 

Историки Брюс Ленман и Джеффри Паркер высказали пред­положение, что история Запада может быть представлена в виде диалектического противоречия между двумя основными моде­лями права или правосудия: общинной и государственной (10).

Государственное правосудие было известно уже в самые от­даленные эпохи. Его элементы можно обнаружить в Вавилонс­ком Своде Хаммурапи или в реформаторских законах Солона в древней Греции. Но лишь в течение нескольких последних ве­ков государственное правосудие одержало окончательную по­беду, определив современные взгляды на преступление.

Общинное правосудие в своем идеальном проявлении зак­лючалось в переговорах и возмещении ущерба. Суть такого пра­восудия может быть выражена понятием «frith», бывшем в ходу у германских племен и обозначавшем горизонтальное прими­рение, основанное на взаимном согласии. В свою очередь го­сударственное правосудие — это «Королевский мир», правосу­дие вертикальное, построенное на строгой иерархии, принуди­тельное, карательное (11).

Хотя может показаться, что общинное и государственное правосудие противостоят друг другу, точнее было бы опреде­лить их как два полюса одного континуума с большим разно­образием промежуточных форм (12). На одном конце мы имеем общинное правосудие в «чистом виде», оно подразумевает уре­гулирование конфликтов путем переговоров между вовлеченными сторонами. С появлением третей стороны, назначенной, возможно, политическими властями в качестве арбитра или но­тариуса, правосудие становится более официальным. Еще бо­лее официальны обвинительные суды, отдающие особую роль государству. На другом полюсе — воистину государственный суд с правом на возбуждение дела, с дискреционной властью, осу­ществляющий контроль от имени государства и рассматрива­ющий государство в качестве жертвы преступления.

Общинное правосудие в том виде, как оно существовало в Европе на заре современной эпохи, содержало элементы госу­дарственного правосудия. Возможно, именно сочетание этих двух форм, их симбиоз позволял функционировать общинно­му правосудию. Не исключено, что страх перед государствен­ным судом подстегивал действие механизма общинного пра­восудия. Вероятно, возможность выбора места разрешения кон­фликта играла существенную роль. Однако с победой собствен­но государственного правосудия изменились взгляды на то, что можно было считать уместным и возможным. По большинству преступлений общинное правосудие свою роль утеряло.

К концу XVI века в Европе уже был заложен прочный фун­дамент государственного правосудия. Новые кодексы во Фран­ции, Германии и Англии раздули общественную опасность не­которых преступлений и предоставили государству значитель­но больше прав. Уголовный кодекс определял характер преступ­лений и увеличивал роль наказаний. Некоторые из этих нака­заний, включая пытки и смерть, были крайне суровыми. Во многих случаях применялись и экономические санкции.

Реформация XVI века, по-видимому, способствовала этой тенденции, поддержав монополию государства на наказание. Лютер активно выступал за государство как посредника Бога в применении наказаний. Кальвинизм тоже стремился предста­вить Бога в образе карающего судьи. Реформация отдавала го­сударству решающую роль в поддержании морального порядка.

Государственное правосудие находилось в процессе станов­ления, но еще не преобладало и не могло претендовать на пол­ную монополию. Столь радикальному изменению мы обязаны Просвещению и Французской революции восемнадцатого века (13). К XVIII веку государство стало притязать на абсолютную власть, которой оно пользовалось в крайне деспотичной и про­извольной форме. Страшно подумать, какие пытки и наказа­ния были обычным явлением не только для приговоренных по всем правилам «преступников», но и для подозреваемых и по­литических противников. Корона объявила себя выше закона, а сам закон был чудовищным смешением обычаев и принци­пов, логики и произвола, частных и общественных интересов.

Деятели Просвещения искали пути возвысить закон над правительствами и снабдить его рациональным обоснованием. Эти люди — будучи критически настроенными по отношению к традиции и религии, которые казались им лишенным всякой логики набором предрассудков, — обращались к светской фор­ме законодательства, основанного на естественном праве и ра­циональных принципах.

Решая поставленную задачу, мыслители Просвещения на­чали создавать новую концепцию общества и государства, ос­нованного на общественном договоре. Они утверждали, что за­коны должны отражать потребности более широких слоев об­щества, в обязанности же государства входит разработка и при­менение таких законов. При этом они вовсе не подразумевали, что политические решения будут выноситься простыми людьми, большинство деятелей Просвещения не были демократами. Но именно они первыми сформулировали концепцию государ­ственного правления, при котором представлены интересы об­щества в целом, a не узкого слоя или королевской фамилии.

Столкнувшись с деспотической властью государства, пре­тендующего на абсолютизм, просветители восемнадцатого века могли бы выступить и против концепции централизованного государства. Но этого они не сделали. Напротив, они не только выступили за сильное государство, но заложили теоретический фундамент для еще более могущественной власти, основанной на новой логике и новом понимании ответственности. Новая логика заключалась в идее общественного договора, новая от­ветственность — в ответственности перед более широкими сло­ями общества и перед законом.

Книга Чезаре Беккариа «О преступлении и наказании», впервые опубликованная в 1764 году и как основополагаю­щая работа по современному уголовному праву часто цити­руемая, частично отражает этот подход эпохи Просвещения*. Беккариа утверждал, что закон должен рационально отражать потребности всего общества. Он говорил, что закон должен быть разумным, относиться ко всем одинаково и исполнять­ся государством.

Беккариа полагал, что люди ведут себя, сообразуясь с пред­полагаемым результатом своего выбора, предвидя грядущее страдание или наслаждение. Закон должен предложить рацио­нальные и ограниченные дозы страдания с тем, чтобы степень страдания превышала степень наслаждения, получаемого от преступления. Однако причиняемая наказанием боль должна быть пропорциональна совершенному злу.

Книга Беккарии стала практическим оружием в борьбе с дес­потизмом государства и традиционного закона. Однако вместо того, чтобы поставить под вопрос центральную роль государства в отправлении правосудия, автор лишь на новых основаниях подтвердил ее законность. Больше того, хотя многие и увидели в его книге провозглашение полностью рациональной, «утилитар­ной» концепции закона, по сути дела в этой концепции в значи­тельной степени сохранены элементы карательного подхода (14).

Французская Революция, начавшаяся в 1789 году и захва­тившая начало девятнадцатого века, корнями уходила в эпоху Просвещения, но сформировала и собственную философию. Она тоже нападала на обычаи и привилегии, стремясь заменить их рациональной концепцией закона и новым видением госу­дарства. Но как и Просвещение, лишь оправдывала усиление государственной власти.

Новые уголовные кодексы, принятые революционным пра­вительством и Наполеоном, отразили эту тенденцию. Они пре­доставили государству еще больше прав на преследование. Эти кодексы тоже подразумевали применение наказаний, хотя бо­лее рациональных и справедливых.

Таким образом, изменения, произошедшие в восемнадца­том и начале девятнадцатого века, сыграли важную роль в ста­новлении современной формы карательного правосудия. Госу­дарство получило новые полномочия и механизмы по осуще­ствлению власти. Закон приобрел статус святыни, нарушение которой было предосудительно и, следовательно, «заслуженно» подлежало наказанию.

Философия Просвещения и позднейшая практика способ­ствовали тому, что преступления стали определяться в терми­нах нарушения закона, а не фактически причиненного ущерба. Если же ущерб и принимался во внимание, то рассматривался в масштабе всего общества, а не конкретного лица. Так как счи­талось, что государство отражает интересы и волю народа, не­трудно было представить такое государство в роли жертвы и ос­тавить за ним монополию на правосудие. Именно Просвеще­ние создало новую «физику» страдания.

Мыслители Просвещения и Французской революции не оп­ровергали положение, что преступление требует применения наказания. Напротив, они предлагали более рациональную схе­му причинения страдания и создали новые механизмы назна­чения наказания.

Основным инструментом причинения страданий стала тюрьма. В эту эпоху было достаточно причин для введения и качестве санкции тюремного заключения. Однако заманчивость такого вида наказания была обусловлена, прежде всего, тем, что сроки заключения можно было устанавливать в соответствии с тяжестью преступлений. Тюрьмы позволили измерять наказа­ния в единицах времени, создавая видимость рациональности и научности приговоров.

Далее, тюрьмы отвечали изменяющемуся менталитету и зап­росам общественности. Для Старого Режима*, эпохи господства абсолютизма, были характерны жестокие публичные физичес­кие наказания, которые применялись в целях демонстрации силы и власти правителей. Новые правительства, построенные на более демократических основах, для подтверждения своей легитимности не так уж нуждались в принародном проявлении власти. Кроме того, люди стали более чувствительными в воп­росах боли и смерти; подход к таким явлениям, как смерть и болезнь, изменился, отражая новую потребность прятать или даже отрицать эти тяжелые стороны жизни (15). Тюрьмы же как раз представляли собой более скрытый вид наказания.

Изменилась не только технология причинения страданий, но и конечная цель. В раннюю эпоху Просвещения объектом наказания было тело, и наказание могло быть очень жестоким. Сегодня тюрьма, по словам французского историка Мишеля Фуко, пытается добраться до души преступника (16). Американс­кие квакеры, защитники тюрем (17), верили, что результатом ли­шения свободы могут стать покаяние и обращение. В более по­здних аргументах в пользу тюремного заключения утверждалось, что тюрьма является лабораторией по преобразованию моде­лей поведения и мышления, по формированию новой личнос­ти. Было найдено замечательное разнообразие доводов в пользу тюрем, используемых ради так называемого «целенаправлен­ного страдания» (по словам Н. Кристи).

Официальное государственное правосудие, корни которого уходят в далекое прошлое, встречало довольно мощное проти­водействие.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия