Историческая альтернатива
Преступники нарушают закон государства и должны понести наказание, государство обязано взять на себя заботу об этом,— все это кажется таким естественным и неизбежным. Несомненно, карательная парадигма действует в нашем обществе на протяжении многих веков. Несомненно, она должна представлять собой более совершенный вид правосудия, нежели тот, что предшествовал ей. Несомненно, должно быть именно так. Но Западный мир отнюдь не всегда рассматривал правосудие исключительно в категориях карательной модели. На протяжении большей части нашей истории господствовали иные модели правосудия, и лишь в течение последних нескольких веков карательная парадигма монополизировала наше мировоззрение. Победа этой парадигмы не означает и то, что она более совершенна по сравнению с предшествующими формами правосудия. Это типичное заблуждение — толковать историю как прогресс. Современность мы трактуем как почти неминуемое развитие по отношению к прошлому. Но настоящее вовсе не обязательно вытекает из прошлого и отнюдь не всегда привносит прогрессивные изменения. При исторической интерпретации развитие уголовного правосудия в первую очередь связывается с двумя обстоятельствами: приданием правосудию публично-правового характера при одновременном вытеснении частного правосудия и все возрастающей зависимостью от тюрьмы как средства наказания. Наличие этих, происходивших в тех или иных формах, изменений сомнений не вызывает. Однако в современных исторических исследованиях поднимается вопрос о конкретных формах и значении этих изменений. Обычно, мы думаем, что в прошлом господствовало только «частное» правосудие, для которого характерна кровная месть, часто необузданная и жестокая. Современное же правосудие, напротив, находится под строгим контролем государства и более гуманно, более взвешенно, менее сурово. Мы уверены, что тюремное заключение является менее жестоким и более просвещенным наказанием по сравнению с предшествующими формами. С этой точки зрения мы стали более цивилизованными и рациональными в отправлении правосудия и определении наказания. Реальность, однако, много сложнее этого традиционного представления. «Частное» правосудие не было таким уж частным и вовсе не обязательно подразумевало кровную месть. Решения, принимавшиеся «частным» порядком, не всегда были более суровыми, менее взвешенными или просвещенными, чем при государственном правосудии. Напротив, о последнем можно было бы сказать, что оно даже в большей степени нацелено на возмездие и предлагает меньше возможностей для выбора. Кровная месть, хотя и имела место, пока не была вытеснена государственным правосудием, являлась лишь одним из многих вариантов разрешения конфликта. Так называемое частное правосудие, бесспорно, не было лишено недостатков, но общая картина не так примитивна, как мы привыкли себе представлять (1).
|