Иные положения Концепции, не соответствующие российскому законодательству.
Одним из предложений Концепции также стало введение специального федерального сбора, взимаемого при разводе и направленного на формирование алиментного фонда в целях оказания помощи детям, родители которых уклоняются от выполнения алиментных обязательств, Согласно статье 8 Налогового Кодекса РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При расторжении брака законодательством предусмотрена обязанность уплаты пошлины. Таким образом, сбор (пошлина) взимается в связи с оказанием услуги государственными органами за реализацию какого-либо права гражданина. Семейным законодательством РФ установлен круг лиц, с которых могут быть взысканы алименты на содержание несовершеннолетних – родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, т.е. те лица, у которых имеется установленная законом обязанность содержания несовершеннолетнего. Рассматриваемым положением Концепции ее авторы пытаются переложить бремя содержания несовершеннолетних на третьих лиц, у которых законодательством подобная обязанность не предусмотрена. Кроме того, не ясно, каким образом будет собираться сбор, так например, будет ли он взиматься с родителя, с которым остаются несовершеннолетние дети после расторжения брака, а также с родителя, уплачивающего алименты на содержание своих детей добровольно.
Концепция призывает признать приоритет прав родителей (иных законных представителей) на воспитание детей, включая установление правила о получении согласия родителей (иных законных представителей) на заключение брака с лицом, не достигшим совершеннолетия; увеличение до 14 лет возраста ребенка, по достижении которого его мнение по вопросу о том, с кем из родителей проживать после расторжения брака между ними, является обязательным для суда. Совершенно не отрицая установленный нормами российского законодательства приоритет прав родителей на воспитание своих детей (ст. 63 СК РФ), хотелось бы отметить следующее. Согласно Конвенции о правах ребенка, каждый ребенок обладает право на неприкосновенность частной жизни и право быть заслушанным по всем вопросам, затрагивающим его интересы. (Статьи 12, 16 Конвенции). Указанные нормы не просто указывают на необходимость предоставить ребенку эти права, но возлагают на государство обязанность обеспечить реализацию данных прав. Непосредственно со статьей 12 Конвенции связаны статьи 13-14 указанного акта. Эти нормы закрепили право ребенка на свободу самовыражения, а также свободу совести, мысли и религии, которое включает в себя: - право свободно формулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка; - быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган; - свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка; - право ребенка на свободу мысли, совести и религии; - право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. Статья 57 Семейного Кодекса РФ закрепила право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Данными нормами установлен баланс интересов между правами родителей и правами ребенка. Дети, достигшие 10 лет, вполне способны осознавать происходящее и выражать по этому поводу свое мнение, что подтверждается судебной практикой, которая на протяжении многих лет достаточно успешно применяет указанные нормы.
Также хотелось бы отметить, что предложение Концепции о восстановлении правила о допустимости отступления от принципа равенства прав супругов при разделе имущества в случае расторжения брака в пользу того из них, с кем остаются дети после расторжения брака, не имеет под собой правовых оснований, так как указанное правило существует в российском законодательстве и закреплено в ст. 39 СК РФ.
На основании изложенного, считаем, что рассматриваемый вариант Концепции имеет принципиальные противоречия с международным и российским законодательством, в связи с чем не может быть положен в основу концепции государственной семейной политики.
Составитель: Давтян Мари Давитовна, Адвокат Коллегии адвокатов «Московский юридический центр», Эксперт ОАЖОО «Консорциум женских неправительственных объединений» [1] Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект):в 3-х частях//Составитель Мизулина Е.Б. и др./ЧАСТЬ 1.–М., 2013.
[2] General comment No. 28, para. 11; see also CCPR/CO.70/ARG, para. 14. [3] CAT/C/PER/CO/4, p.23 [i] "Комментарий к Конституции Российской Федерации"(постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Л.А. Окунькова) ("БЕК", 1996)
|